-Я думаю, что сегодня на уроке будет интересно и вам, ребята, и гостям. Ведь мы с вами вновь отправляемся путешествовать по нашей планете.
Итак, вперёд за маленькими открытиями открытиям!
- Но прежде, предлагаю вспомнить материал, который мы изучали на предыдущих уроках. Вашему вниманию тест.
- Лёд – это вода.
- Ноябрь, декабрь, январь – зимние месяцы.
- У хвойных деревьев нет листьев.
- Голубь – осёдлая птица.
- Лиственница сбрасывает на зиму листья.
( проверка в парах, ответы на слайде, оцените работу товарища).
Постановка проблемы.
- Мы будем путешествовать не одни. Возьмём с собой…Отгадайте загадку:
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Угадали?
Ученики: медведь.
- А кто знает, символом какой страны является медведь?
Ученики: России.
Ученик: Медведь - символ России. Это знают практически во всем мире. Медведь - это естественный символ, олицетворение характера России, ее истории, природы. Медведь изображен на гербах многих российских городов. Он герой народных сказок.
- Всё ли вы знаете о стране, в которой живёте? А нужно ли вам это знать, почему?
Ученики: потому что это наша Родина.
- А что означает слово Родина?
(ответы детей)
- Я предлагаю вам найти значение этого слова в толковом словаре.
- Подберите слова, близкие по значению к слову родина, слова с общей частью слова – род-?
Ученики: родители, родной, родник, родственники.
- Посмотрите, какие добрые, тёплые слова оказались близкими к слову родина.
Ребята, попробуйте сформулировать тему урока, о чём мы сегодня будем говорить?
Работа по теме урока.
- Россия – самая большая страна в мире. Она занимает девятую часть всей суши в мире и расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория очень велика: нужна целая неделя, чтобы на поезде проехать от западных границ до восточных.
Знакомство с символами.
- У вас на парте лежат конверты, откройте, посмотрите. Что это?
Ученики: гербы, флаги, монеты разных стран.
- Задание: отберите только те символы, которые по вашему мнению относятся к нашей стране.
- Покажите что вы отобрали, вы их уже где то видели?
- Какие же символы имеет наша страна?
Ученики: герб, флаг.
Сообщение о символах (ученики о гербе, флаге)
- Ещё один очень важный символ – гимн.
Гимн – это торжественная песня или мелодия, которую слушают поют стоя, мужчины без головных уборов, выражая уважение к своей родине. Автором текста является С.В.Михалков, музыку написал А.В.Александров. Давайте прослушаем гимн по всем правилам.
Чтение учебника с.13
- Что запомнили из прочитанного?
Ученики: ……. Столица России- Москва.
- Как вы понимаете слово столица?
Ученики: Столица – главный город страны, где находится правительство и президент.
Чтение учебника, с.15
- Все мы являемся гражданами России.
-Что значит быть гражданином?
(ответы детей)
- Быть гражданином России – значит действовать не только в своих интересах, но и в интересах Родины. Это значит следить за чистотой родного края, за своим поведением.
-В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.
- Какие национальности вы знаете?
-вот и в нашем классе присутствуют дети разных национальностей, но это не мешает нам быть дружными, помогать друг другу в сложных ситуациях.
ФИЗМИНУТКА ( о дружбе).
- Ребята, вы гордитесь своей страной?
Хочу вам сказать, что страна тоже гордиться нами, своими людьми. Знаете ли вы людей, которые прославили Россию? Что нужно сделать, чтобы страна тобой гордилась?
(ответы детей)
- М,В Ломоносов – великий русский учёный.
- М.И.Кутузов – великий полководец
- Ю.А.Гагарин – первый космонавт
- Е.Плющенко – двукратный олимпийский чемпион .Свою победу на зимних Играх в Турине фигурист Евгений Плющенко посвятил своей стране - России и своим соотечественникам.
- А. А. Ламанов – благодаря этому человеку и самоотверженной работе экипажа, грамотным действиям и мужеству пилотов 7 сентября 210 года были спасены жизни 72 пассажира и 9 членов экипажа.
- Мы с вами рассмотрели все главные символы нашей страны. Однако есть символы, которые ты не встретишь на монетах.
Берёза – символ Родины, олицетворение прекрасной, русской земли. Символ природы.
Видеофрагмент.
- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить эту красоту?
Закрепление.
- Перед вами лежит карта: обведите границы нашей страны, отметьте столицу.
Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, вы любите свою Родину? Что мы с вами можем сделать полезного для своей родины?
-отгадайте ребусы
- Назовите государственные символы России. Что такое гимн? Назовите цвета российского флага? Назовите столицу России?