Тема войны и природы в творчестве М. М. Пришвина
« Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»
Константин Паустовский
Простыми средствами добиться полной правды красоты мира, стремить читателя к добру –таково было творческое кредо Пришвина. И вот это гуманистическое, одухотворённое любовью ко всему живому мировоззрение художника было поставлено перед тяжким испытанием – разразилась война. Вести о трагических потерях, о горе и лишениях потрясли престарелого писателя. Ему предстояло заново осмыслить основы своей жизненной философии, включить в неё и горе, и ненависть, и беспощадность к врагу. В дневниках, рассказах, повестях военных лет запечатлелись этапы этой коренной ломки.
В суровом 1943 году Пришвин заносит в дневник: «Знаю, и всегда это знал, и терзался, что меньше, много меньше давал, чем дано мне, но теперь ясно мне было, что, может быть, потому и мало давал, что писал только о радости, что, может быть, в этом я единственный писатель, и что быть таким очень трудно»… В этом же году, в самый разгар войны, написан цикл военного времени – « Соловей» ( другое название – «Рассказы о прекрасной маме» ). Эти короткие рассказы, каждый по-своему, утверждает победу жизни над смертью, радости над горем, победу светлых сторон человеческой натуры над тёмными.
Удерживаясь от старческой сентиментальности, следит писатель за первыми неокрепшими ростками любви, доброты и ответственности. Самый, пожалуй, трогательный среди рассказов – «Козочка», где маленькая девочка, из жалости взятая в дочери одинокой женщиной, вдруг сама совершает по отношению к ней подвиг жалости и доброты – переверните-ка страницы книги, загляните ещё раз в конец рассказа, вдумайтесь в это слово – «теперь»!... В богатстве мировой литературы книги – как отдельные атомы. Встречаясь – в сознании читателя, - они могут вступать в самые неожиданные взаимодействия. Тема цикла «Соловей» - дети, любовь, жалость. Об этом же – философская сказка французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», написанная почти одновременно. Положите рядом две эти книги – сколь многое может вам открыться в сходстве и различии духовных судеб нашей страны и Запада!
Несомненно одно из величайших достижений Пришвина – писателя, одно из самых добрых, самых мудрых, самых человечных произведений нашей литературы – сказка-быль «Кладовая солнца». Краткая, ёмкая, насыщенная смыслом, она недаром имеет двойное жанровое определение: она может читаться и как «быль» - как бытовая история про заблудившихся в лесу крестьянских детишек, и как «сказка», вернее, притча о силе любви и родственного внимания, об обретении близости и совместной борьбы со злом.
Именно к этому – к идее необходимости единения сил добра – пришел в конце пути замечательный русский писатель Михаил Пришвин.
Он прожил долгую, плодотворную жизнь. Вышедшее посмертно собрание сочинений его составило шесть объемных томов – хотя многое, написанное Пришвиным, осталось за пределами этого издания. И все созданное им было подчинено одной задаче: рассказать правду о жизни, иногда суетной, иногда жестокой, и рассказать так, чтобы помочь и читателю осмыслить свой земной путь, помочь ему устремить свою душу навстречу радости.
Могила М.М.Пришвина
Сидящая на уступе Птица-Сирин, таинственная птица счастья. Расправив крылья, запрокинув голову. Она поёт, сливаясь в песне с травами, цветами, животными, птицами – всем тем, что так любил в своей жизни Михаил Михайлович Пришвин.
«Старик»
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет,
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать,
Как этот человек…
М. Цуранов