Презентация учителя начальних классов ООШ №13 Мациевской Н.В.
Тема: “Развитие творческих
способностей учащихся
на уроках и во внеурочной деятельности путем внедрения инновационных технологий”
Мациевская Нина Васильевна
учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 13
Антрацитовского района
Высшее педагогическое,
Ворошиловградский Государственный
Педагогический институт им. Т.Г.Шевченка
факультет «Педагогика и методика начального
обучения», 1980г.
Образование
36 лет
Педагогический стаж
Квалификационная категория
Первая квалификационная категория
по должности «учитель начальных классов»
Мой любимый 4 – класс
- Я щоранку заходжу в клас.
- На дитячих обличчях – усміх.
- Що я варта, діти, без вас?
- Ви – натхнення моє, мій успіх.
- За плечима сивіють роки,
- Але й досвід прийшов з літами,
- Що я варта без вас, малюки?
- Я в безмежнім боргу перед вами.
- Щоб любові вогонь не згас,
- Щоб віддать дітям серце і душу,
- Я щоранку заходжу в клас.
- Я – учитель, я вчити мушу.
Актуальность выбранной темы
- В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека : личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенциалов, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я». В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества.
Задача работы:
- Развитие творческих способностей с использованием инновационных технологий на уроках.
Предмет изучения:
- системы заданий с разной степенью проблемности на уроках в начальной школе как средство развития творческих способностей детей.
Цель :
- Развитие интереса к предметам;
- Развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;
- - Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения;
- - Развитие творческого мышления;
- - Подготовка учащихся к творческой деятельности;
- - Умение переносить знания в незнакомые ситуации.
Цель современной школы, считаю, состоит в следующем: воспитать ребенка, который умеет самостоятельно и творчески работать и жить.
- Успешными оказались в роботе такие виды деятельности:
- Универсальные интеллектуальные игры ;
- Лингвистические сказки ;
- Дифференцированное обучение ;
- Интегрированные задания, уроки ;
- Разговорные игры ;
- Интерактивные методы
- Результативность такого подхода заключаться в том, что детям нравиться все новое и интересное. Именно однообразие проведенных уроков, не дает возможности раскрыть ребенка полностью, прекращает развитие творческого потенциала.
Собственная мысль о творчестве учителя
- С полной уверенностью могу утверждать что именно в начальной школе учитель залаживает основы интереса к предметам и всестороннее развитие в общем. И если этого не делать, то ребенок, в будущем – взрослый человек, навсегда останется глухой, безразличный к родному слову, будет жить без радостей познания и открытия чего-то нового и неведомого в мире. Со своего опыта , могу утверждать что процесс обучения – не автоматическое залаживание учебного материала в голову школьника. Он требует напряженной умственной работы ребенка и его собственного активного участия в этом процессе.
Интегрированные уроки
О. Савченко
« Виховний потенціал
початкової освіти»
Творческие задания
Арсенал
методов и приемов
Мини- исследо
вательские
работы
Интерактивные методы
и приемы
Составление
портфолио
Работа над проектами
Передовой педагогический опыт
- В книге представлены цели и ценности школьного обучения, проанализированы воспитательные концепции, созданные на протяжении последних лет, определена сущность и условия эффективности воспитательного процесса начальных классов; раскрыто содержание и методика воспитания(духовного, морально-этического, общественного, трудового, экологического и т.д.) младших школьников; большое внимание уделяется здоровьесохранительной функции обучения, развитию самостоятельности ребенка.
- В ней реализована идея целостного педагогического влияния на детскую личность через взаимодействия учителя и родителей.
Методика «Ледокол».
- Как правило, «Ледокол» («Ломка льда») использую для эмоционального настроя в классе (интервью, представление).
- Методика активных методов обучения предполагает работу в группах сменного состава.
УРОК Окружающий мир – использование
метода «Ледокол»
Учащиеся рассматривают на стенде фотографии с видами г. Антрацит.
- Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и скажите, за что вы любите свой город? (Ученики делятся впечатлениями о городе).
Методика 6 х 6 х 6 («Шесть на шесть»)
- Деление на группы заранее планирую.
- В группах не более 4 человек.
- Деление на группы должно быть разнообразным, интересным. Недопустимо, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие», а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер. На уроке работают группы сменного состава . Цель: научиться делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи.
- Работа проходит в два этапа.
- На первом этапе каждая группа получает отдельное задание. В результате работы участники в группах получают новые знания и умения, при этом каждый из них готовится представить результаты работы своей группы участникам других групп.
- На втором этапе идёт смена групп таким образом, чтобы в каждой из новых групп были представители всех групп с первого этапа. Сначала каждый участник в новой группе представляет результаты работы своей группы с первого этапа, а потом вся группа вместе выполняет задания, используя знания или умения, полученные на первом этапе, т. е. рассматривают один вопрос с трёх позиций и вырабатывают общий вывод трёхстороннего сотрудничества.
Методика «Дерево решений»
- «Дерево решений» является техникой принятия решений в ситуациях трудных и неоднозначных. Перед началом занятия обозначаю проблему, которая будет обсуждаться, подготавливаю таблицы для групп. Во время домашнего задания, полученного на предыдущем уроке, дети узнают конкретные факты, связанные с данной проблемой, историческими или природными условиями. Далее на уроке предлагаю группам исследовать проблему. Ученики выявляют плюсы и минусы поставленной проблемы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений. Во время занятий учащиеся выполняют таблицу:
- Проблема + (преимущества)- (недостатки) = приходят к совместному решению.
Методика «Ковёр идей».
- «Ковёр идей» - один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.
- Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
- Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
- Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
- Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
«Пустое кресло»
- «Пустое кресло» - дискуссионная методика.
- Цель: найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Этот поиск должен подвести учащихся к открытию правды, к определению фактического состояния вещей. Методика «Пустого кресла» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии.
- На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только учитель (ведущий) услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию.
Для активного восприятия материала на уроках включаю физминутки :
- ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ – ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (15 минут).
- ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут).
- ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).
- «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ – ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (15 минут).
- Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
- Задание: Обведи гласные – красным карандашом, согласные – синим, а цифры – желтым.
- Задание: Дорисуй узор на полотенце:
- Задание: На какой картинке девочка выше мальчика, но меньше дерева? Раскрась эту картинку.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).
- Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут).
- В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно - «поставить руку»
- Задание: Учись обводить и штриховать.
- На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными на них геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребенка.
- Составление, моделирование и штриховка предметов - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказы по теме, продолжают начатый рассказ, работают над словом, словосочетанием, овладевают выразительными свойствами языка.
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РТС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
- Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
- «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости •«восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
- «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Воспитательная работа
Образования
Творчества
социум
родители
педагоги
соц.педагог
учреждения
дополнительного
образования
Информации
нравственность
толерантность
патриотизм
Культуры
творчество
талант
интеллект
Охраны природы
взаимопонимание
взаимопомощь
сотрудничество
позитивный
настрой
Начальная школа будущего – это, прежде всего, школа достижения высокого уровня знаний, умений и навыков , школа .эстетического, духовного и физического развития ребёнка. Учитель не должен «добывать» учебно-методические и наглядные пособия. В школе будущего должны быть идеально оборудованные классы, чтобы ребёнок заходил в школу, благоговея, как в храм божий… Мы всегда должны помнить, что нет плохих учеников – есть неудачная ситуация для развития ребёнка. Что нужно сделать, для того чтобы ребёнок научился учиться и полюбил школу?
Педагогическое кредо учителей начальной школы:
«Пессимист видит трудность в каждой возможности, оптимист возможность в каждой трудности»
- выявить основные проблемы, над которыми работают учителя;
- провести анализ уровня преподавания;
- познакомиться с новыми технологиями обучения и воспитания;
- выявляет отрицательные и положительные тенденции в обучении;
- показывает динамику в уровне сформированности ЗУН по итогам административных контрольных работ.
Призванья нет светлей и человечней, Чем детям открывать мир знаний вечный