Урок в 5 классе
Диктант «Да, нет»
1. В корнях с чередованием Е // И пишется буква И, если после корня стоит суффикс А.
2.В словах соб..ру, приб..ру, заб..раю, переб..рать пишется буква Е.
3. В словах зам..р, вым..рли, зам..реть в корне пишется буква Е.
4.Во всех данных словосочетаниях встречаются корни с чередованием: замирать на месте, отмерять расстояние, примирять спорящих.
5.Чередование – это замена одного звука на другой или одной буквы на другую в одной или разных морфемах.
Диктант «Да, нет»
1. Да.
2.Нет.
3. Да.
4.Нет.
5.Нет.
Письмо
Вот эти строки:
Прик…снулся ёж к крапиве,
Поразился: « Что за диво!
Прик…саться к вам нельзя.
Осторожнее, друзья!»
Тема урока:
«Буквы А и О в корне
-кас-//-кос-»
Цель урока:
- Вывести правило о ….
- Научиться……
- Уметь находить……. в тексте.
Прочитайте, запишите выделенные слова, обозначьте корни. Обратите внимание, какая морфема стоит после корня;
кас а ться парты -
ко сн уться стены
прик а саться к поверхности - прико сн уться к проблеме
В корне -кас-кос- в безударном положении пишется буква а , если после корня стоит суффикс –а-,
и буква о , если этого суффикса нет .
- Будет ли иметь отношение к правилу слово
КОСОЙ (заяц)?
- ЗАПОМНИ :
- Чередование происходит в корнях –кос- ,-кас- со значением:
- 1. Дотрагиваться до кого-нибудь, чего-нибудь:
коснуться пола, прикасаться к руке
- 2. Затрагивать что-то в разговоре: коснуться вопроса о дисциплине
- 3. Иметь отношение к чему-нибудь, кому-нибудь: это касается всех
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните изучаемую орфограмму .
1. Солнце к…снулось края степи. 2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал. 3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья. 4. Солнечные лучи к…саются деревьев. 5. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки. 6. Аппарат мчался по к…сательной. 7. Мы к…снулись трудного вопроса. 8. Девочка к…сается руками коврика.
Проверь себя!
1. Солнце кос нулось края степи. 2. При кос нувшись спиной к стволу дерева, я мечтал. 3. Муму едва при каса лась мордочкой до кушанья. 4. Солнечные лучи каса ются деревьев. 5. Он почувствовал при кос новение дружеской руки. 6. Аппарат мчался по каса тельной. 7. Мы кос нулись трудного вопроса. 8. Девочка каса ется руками коврика.
Критерии оценивания 0 ошибок- «5» 1 ошибка- «4» 2 ошибки – «3» 3 и более – «2»
Физкультминутка:
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Упражнение
1 ) Коснулось воды, …
2) Касается дна, …
Слова: прик_снулась к лицу, к_саюсь стены, к_сается вопроса, к_снётся всех, к_сание мяча, лёгкое прик_сновение, к_сить траву, слегка к_снуться.
- Коснулось воды, прикоснулась к лицу, коснётся всех, лёгкое прикосновение, слегка коснуться.
- Касается дна, касаюсь стены, касается вопроса, касание мяча.
«5» – 0 ошибок; «4» – 1-2 ошибки;
«3» – 3-4 ошибки.
Распределительный диктант Распределите по столбикам :-о- -а-.
Изл…гать, ул…жение, прил…гательное, разл…жение ,соприк..саться , насл…ждение, к…салась, к…са, распол…жение, соприк…сновение, предпол…жение, прик…саться, вл..га
- Какие слова вы не выписали ни в один из столбиков и почему?
Проверочная работа
1.В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная?
1)К … снуться, сл…жение, изл…жение, сл…гаемое
- 1)К … снуться, сл…жение, изл…жение, сл…гаемое
2)К…сматый, к…сательная, прол…жить, прил…гать
2.В каком ряду во всех словах пишем гласную а?
1)Изл…гать, прик…сновение, соприк…саться
2)Распол…гать, к…саться, обл…гать
3.В каком предложении есть слова с орфограммой « а – о в корнях с чередованием»?
1)Наступила весна, и косолапый мишка вылез из берлоги.
2)Бабочка, летая, коснулась крылышком цветка
1.В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная?
1)К о снуться, сл о жение, изл о жение, сл а гаемое
- 1)К о снуться, сл о жение, изл о жение, сл а гаемое
2.В каком ряду во всех словах пишем гласную а?
2)Распол а гать, к а саться, обл а гать
3.В каком предложении есть слова с орфограммой « а – о в корнях с чередованием»?
2)Бабочка, летая, к о снулась крылышком цветка
Рефлексия
Выбери утверждение, которым тебе хотелось бы закончить урок:
У меня не было затруднений.
Я только слушал предложения и ответы других.
Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.
Я сам не мог справиться с заданиями.
Я доволен собой и своей работой.
Письмо
Вот эти строки:
Прик…снулся ёж к крапиве,
Поразился: « Что за диво!
Прик…саться к вам нельзя.
Осторожнее, друзья!»