Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Гвазденская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Современные требования к организации учебного процесса на уроках химии
( Окружное МО учителей химии МКОУ Пузевская СОШ Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 30.03.2016 г. )
Подготовила учитель химии
МКОУ Гвазденская СОШ
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Гайворонская Т.М .
Образование – это то,
что остаётся после того,
когда всё, что изучено, забыто
«Юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное. А основательное, т.е. чтобы разумное существо - человек – приучался руководствоваться не чужим умом. Своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие мнения о вещах или даже заучивать и воспроизводить их в цитатах, но и развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их. Нужно стремиться также к основательному усвоению нравственности и благочестия»
Ян Амос Коменский
(из педагогического сочинения
«Великая дидактика»
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище» сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть»
Жак Делор
Задача современной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни .
Задача учителя –
овладеть педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования, т. е. осуществить поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной».
Сравнительная характеристика традиционного обучения и обучения в условиях ФГОС ООО
«Деятельностная» парадигма
Парадигма ЗУН
1.Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику
1. Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивные действия
2.Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении
3.На уроке используются различные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе
3 .Формы и методы обучения однообразные, не вызывающие субъективную оценку ученика
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы
4. Диалоговые формы на уроке не используются ( или используются неэффективно
5.Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески
5. Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет её сочетать с проблемой (не владеют методикой постановки и решения проблемы
В системе естественнонаучного образования ХИМИЯ как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.
Концепция учебного предмета «Химия»
1. Системно-структурный подход
2. Интегративный подход
3. Компетентностный подход
4. Культурологический подход
5. Системно -деятельностный подход
Цели предмета «Химия»
1. Формирование системных химических знаний
2. Формирование и развитие предметно-специальных и ключевых компетенций
3. Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.
Ключевые компетенции -
наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.
Ключевые компетенции – набор успешного человека
1. Учиться думать
2. Решать проблемные ситуации, в том числе в ситуации неопределенности
3. Принимать решения
4. Искать, анализировать и обрабатывать информацию
5. Уметь ориентироваться
5. Сотрудничать
6. Приниматься за дело
7. Адаптироваться
8. Общаться
Урок -
это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся (постоянного состава), включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика в процессе обучения.
Мотивация
(от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Условия учебной мотивации современного школьника
1. Предоставление свободы выбора
2. Максимально возможное снятие внешнего контроля
3. Задачи обучения исходят из запросов и интересов ученика
4. Урок интересен от начала и до конца
5. Создание атмосферы сотрудничества
Основные компоненты современного урока:
1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом и детей между собой
Основные компоненты современного урока:
5 . Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Современный урок –
это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Исходной научной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Обучающая цель урока:
Владение учащимися следующими умениями: уметь применять теоретические знания (понятия, законы и теории химии),
составлять химические формулы и уравнения, осуществлять расчёты по формулам и уравнениям, уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности
Развивающая цель современного урока
Поставить на уроке цель, сформулировав её так: учить детей мыслить, это значит никогда её не достичь.
Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.
Воспитательные задачи
1. Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения.
2. Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.
3. Воспитание культуры чувств.
Педагогические задачи современного урока:
1. Информационная: Что будем учить и чему будем учиться?
2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?
3. Мотивационная: Зачем нам это надо?
4. Коммуникативная: С кем и где?
Правила на каждый день:
1. Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят
2. Ребёнок должен знать зачем ему это надо?, т.е. цели занятия обязательно формулировать на уроке вместе с ребятами и эти цели должны находиться в сфере интересов ребёнка;
Правила на каждый день:
3. Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
4. Почти на каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
5. Самое главное – эмоциональный настрой учителя
Классификация уроков по форме проведения
Урок-лекция
Урок-семинар
Урок-зачёт
Урок-практикум
Урок-экскурсия
Урок-дискуссия
Классифицирующих уроки по форме их проведения.
Урок-консультация
Интегрированный урок
Театрализованный урок
Урок-соревнование
Игровые уроки (урок с дидактической игрой, урок - деловая игра, урок - ролевая игра)
Классификации по основной дидактической цели
Урок сообщения новых знаний;
Урок закрепления;
Урок применения знаний и умений;
Урок обобщения и систематизации знаний;
Урок проверки и коррекции знаний и умений;
комбинированный урок (урок смешанного типа).
Требования к современному уроку
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время-сбережение и здоровье-сбережение;
Требования к современному уроку
- в центре внимания урока – дети; - учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; - умение демонстрировать методическое искусство учителя; - планирование обратной связи ; - урок должен быть добрым.
Требования к уроку химии
- 1. Использование новейших достижений химической науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов (научность, наглядность, доступность и пр.). 3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей, которые наиболее актуальны при изучении химии в период предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
Требования к уроку химии
4. Учёт интеграционных тенденций в обучении химии: внутрипредметных (на основе общих понятий законов и теорий органической и неорганической химии), межпредметных с дисциплинами естественно-научного цикла с целью формирования единой естественно-научной картины мира, межпредметных с дисциплинами гуманитарного цикла с целью гуманизации и гуманитаризации обучения химии. 5. Определение места и роли конкретного урока в дидактической цепи уроков химии по данному курсу. 6. Связь учебного материала урока с жизнью (практической и бытовой деятельностью учащихся), привитие химической культуры безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами
Требования к уроку химии
- 7. Эстетическое и эмоциональное обеспечение урока химии яркими, занимательными, эффективными теоретическими и экспериментальными фактами. 8. Приоритет антропоценрического подхода к планированию содержания и формы проведения урока перед хемиоцентрическим, т.е. ориентацией его не столько на химию, сколько на ученика. 9. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование результатов каждого урока. 10. Оснащение урока химии демонстрационным и лабораторным экспериментом, а также проведение специальных экспериментальных уроков – практических занятий.
Структура урока введения нового знания:
1.Самоопределение к деятельности
( организационный момент)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3. Постановка учебной задачи.
Структура уроков введения нового знания:
4 . Построение проекта выхода из затруднений («открытие » детьми нового знания)
5 . Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Структура уроков введения нового знания:
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности
(итог урока)
9. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.
Принцип психологиче ской комфортности
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Дидактические принципы построения уроков в режиме системно-деятельностного подхода
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип вариативности
Принцип творчества
Технология модульного обучения
Информационные и коммуникативные
Технология проблемного обучения
Технология проектного обучения
Педагогические технологии
Технология уровневой дифференциации
Технология тестового контроля
Здоровье ученика
1. Рационально организовать урок, что предполагает на 20 и 35 минутах урока физкультминутки, эмоциональные разрядки, смену видов преподавания и видов деятельности учащихся. Минутками отдыха могут стать игровые разминки
2. Главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем. Атмосфера дружелюбия, уважения – то, что сохраняет наше здоровье и здоровье наших дете й
Здоровье ученика
3. Не ленитесь и не упускайте возможности связать тему вашего урока с проблемами сохранения здоровья: физического, психического, социального
4. Учитель должен быть сам здоров. Больной учитель не научит детей заботиться о своём здоровье.
Личность современного учителя
"Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". В.А. Сухомлинский
Для успешного выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес ( положительно окрашенное эмоциональное отношение) к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре.
Так что же представляет из себя современный урок?
Современный урок – это:
урок с использованием ИКТ
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
урок , содержащий разные виды деятельности.
урок , на котором ученику должно быть комфортно.
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
современный урок развивает у детей креативное мышление.
современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Спасибо за внимание