СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презинтация. Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Так как я учусь на учителя - логопеда, опубликовываю и такой, может быть для кого то полезный материал. Презинтация для детей в норме.

Просмотр содержимого документа
«Презинтация. Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»

Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием к овладению грамотой

Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием к овладению грамотой

Исследования Д. Б. Эльконина, Г. П. Беляковой, Л. Е. Журовой, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой Успешность обучения грамоте во многом зависит именно от того, насколько для ребенка

Исследования Д. Б. Эльконина, Г. П. Беляковой, Л. Е. Журовой, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой

  • Успешность обучения грамоте во многом зависит именно от того, насколько для ребенка "разведены" звуковая и смысловая стороны слова.
  • "Узловым образованием", связывающим разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо, – является звуковой анализ.
  • Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте.
  • Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, т. е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове.
ФФНР Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)  - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Т. В. Волосовец, Т. Б. Филичева, В. К. Орфинская и другие.

ФФНР

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
  • Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Т. В. Волосовец, Т. Б. Филичева, В. К. Орфинская и другие.

Современные подходы в обучении детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой

  • Ведущие учёные (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. Е. Чиркина, И. К. Колпоковская и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.
  • Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д. Б. Эльконина, А. Р. Лурия, Д. Н. Богоявленского, Ф. А. Сохина, А. Г. Тамбовцевой, Г. А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями поступить в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать. Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.
Современные подходы в обучении детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина , «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть, мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом , что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Современные подходы в обучении детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой

  • По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина , «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)».
  • К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть, мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
  • Фонематическим восприятием или фонематическим слухом , что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.
Современные подходы в обучении детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится» Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается: определение порядка слогов и звуков в слове, установление различительной роли звука, выделение качественных основных характеристик звука».

Современные подходы в обучении детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой

  • А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова.
  • А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится»
  • Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается: определение порядка слогов и звуков в слове, установление различительной роли звука, выделение качественных основных характеристик звука».
Необходимые предпосылки для обучения грамоте дошкольника сформированное фонематическое восприятие правильное произношение всех звуков родного языка наличие элементарных навыков звукового анализа

Необходимые предпосылки для обучения грамоте дошкольника

  • сформированное фонематическое восприятие
  • правильное произношение всех звуков родного языка
  • наличие элементарных навыков звукового анализа
Типичные ошибки детей при чтении: трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих); побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А);искажение слоговой структуры слов; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного.

Типичные ошибки детей при чтении:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих);
  • побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А);искажение слоговой структуры слов;
  • слишком медленный темп чтения;
  • нарушения понимания прочитанного.
К числу типичных недостатков письма относятся: замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам; пропуски гласных; пропуски согласных в их стечении; слияние слов на письме; раздельное написание частей одного слова; пропуски, наращения или перестановки слогов; орфографические ошибки.

К числу типичных недостатков письма относятся:

  • замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
  • пропуски гласных;
  • пропуски согласных в их стечении;
  • слияние слов на письме;
  • раздельное написание частей одного слова;
  • пропуски, наращения или перестановки слогов;
  • орфографические ошибки.
Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи Состояние звукопроизношения детей с ФФН характеризуется следующими особенностями: замена сложных по артикуляции звуков более простыми, например: звук [ш] заменяется звуком [ф], звук [ж] заменяется звуком [в]; нестойкое употребление звуков в речи; искаженное произношение одного или нескольких звуков; не дифференцированное произнесение пар или групп звуков.

Характеристика фонетико-фонематического недоразвития речи

Состояние звукопроизношения детей с ФФН характеризуется следующими особенностями:

  • замена сложных по артикуляции звуков более простыми, например: звук [ш] заменяется звуком [ф], звук [ж] заменяется звуком [в];
  • нестойкое употребление звуков в речи;
  • искаженное произношение одного или нескольких звуков;
  • не дифференцированное произнесение пар или групп звуков.
Несформированность фонематического восприятия выражается в: нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава речи.

Несформированность фонематического восприятия выражается в:

  • нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
  • неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
  • затруднениях при анализе звукового состава речи.
Уровни недоразвития фонематического восприятия: Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.

Уровни недоразвития фонематического восприятия:

  • Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.
  • Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие – важнейший механизм развития произношения.
Содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Система обучения детей дошкольного возраста с ФФН включает: коррекцию звукопроизношения; формирование фонематического восприятия; подготовку к обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова). Коррекционное обучение также предусматривает: уточнение, обогащение и активацию лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи; формирование морфологической и синтаксической сторон речи; развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).

Содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФН включает:

  • коррекцию звукопроизношения;
  • формирование фонематического восприятия;
  • подготовку к обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает:

  • уточнение, обогащение и активацию лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
  • формирование морфологической и синтаксической сторон речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).
В коррекционном обучении можно выделить три раздела: I раздел работы - артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [к], [к'], [х], [х'], [ф], [ф'], [в], [в'], [й], [б'], [д], [г], [г'] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к] - [х], [в] - [б] т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования. Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определенной последовательности включает во фронтальные занятия, поставленные к этому времени исправленные звуки.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

  • I раздел работы - артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [к], [к'], [х], [х'], [ф], [ф'], [в], [в'], [й], [б'], [д], [г], [г'] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа.
  • Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к] - [х], [в] - [б] т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.
  • Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определенной последовательности включает во фронтальные занятия, поставленные к этому времени исправленные звуки.
В коррекционном обучении можно выделить три раздела: II раздел работы - дифференцировочный, в котором выделяются 2 этапа: На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова. После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, - это второй этап дифференциации.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

  • II раздел работы - дифференцировочный, в котором выделяются 2 этапа:
  • На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова.
  • После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, - это второй этап дифференциации.
В коррекционном обучении можно выделить три раздела: III раздел работы - формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем: Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове. Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему Уточнение артикуляции согласных звуков Выделение начальных согласных в словах типа «сок». Выделение ударных гласных из положения после согласных Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов Преобразование слов путем замены отдельных звуков Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

III раздел работы - формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:

  • Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими
  • Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
  • Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему
  • Уточнение артикуляции согласных звуков
  • Выделение начальных согласных в словах типа «сок».
  • Выделение ударных гласных из положения после согласных
  • Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков
  • Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов
  • Преобразование слов путем замены отдельных звуков
  • Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
Таким образом, У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков. Недоразвитие фонематического слуха приводит к нарушению звукового анализа и синтеза слов, что осложняет процесс подготовки к овладению грамотой и письмом. Ключевым моментом в коррекции речевых нарушений являются звуковой анализ и синтез, который должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Система обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи включает: коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте и проводится по специальной коррекционной программе в логопедических группах. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, своевременное обучение позволяет скорректировать дефект и подготовить детей к школе.

Таким образом,

  • У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков. Недоразвитие фонематического слуха приводит к нарушению звукового анализа и синтеза слов, что осложняет процесс подготовки к овладению грамотой и письмом. Ключевым моментом в коррекции речевых нарушений являются звуковой анализ и синтез, который должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.
  • Система обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи включает: коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте и проводится по специальной коррекционной программе в логопедических группах.
  • Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, своевременное обучение позволяет скорректировать дефект и подготовить детей к школе.