СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются приёмы развития творческих способностей младших школьников на уроках математики, приводятся примеры типов задач для развития активного самостоятельного, творческого мышления.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы развития творческих способностей младших школьников на уроках математики»

Ясовой И. А.,

учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 37

г. Мурманска


Доклад

«Приёмы развития творческих способностей младших школьников на уроках математики»


Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Другими словами, от школы сегодня ждут не «нашпигованных» знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Педагог должен сделать ставку на полноценное формирование и развитие творческих способностей учащихся, поскольку именно творческая деятельность позволяет ребенку занять позицию активного участника процесса обучения, дает возможность реализовывать собственные жизненные замыслы.

Пробле­ме развития творческих способностей школьников посвящено значительное число исследований педагогов и психоло­гов в нашей стране и за рубежом.

Творческие способности — это особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от традиционных норм и генерировать раз­нообразные оригинальные идеи, находить способы их практического решения. У школьников творческие способности про­являются в нестандартности, нешаблон­ности решения предлагаемых им заданий.

Необходимо включать в учебный про­цесс специальные развивающие средства, так как уровень развития творческих спо­собностей зависит от содержания и мето­дов обучения.

Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Опыт работы доказывает, что бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики, которые обеспечивают поступательное совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют развитию творческих задатков и склонностей.

Развитие творческих способностей школьника на уроках математики не может происходить без решения самых разнообразных задач. Задача – это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако, в большинстве случаев на уроках используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности.

Психолог В. А. Крутецкий приводит типы задач для развития активного самостоятельного, творческого мышления.

Вот некоторые из них:

- задачи с несформулированным вопросом;

- задачи с недостающими данными;

- задачи с излишними данными;

- задачи с несколькими решениями;

- задачи с меняющимся содержанием;

- задачи на соображение, логическое мышление.

В вопросе развития творческих потенций на уроках математики особую роль играют задания повышенной трудности, требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.

Вот наиболее подходящие для младшего школьного возраста виды эвристических задач.

Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

1. Все ученики вашего класса пойдут завтра в кино. Пойдешь ли в кино ты?

2. В парке растут деревья и кустарники. Сирень – кустарник. Растет ли в парке сирень?

3. На дереве сидели 4 синицы и 6 воробьев. 5 птиц улетело. Был ли среди них хоть один воробей? Объясни.

Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.

1. Сережа считал, что пришел на сбор за 15 мин до начала, но его часы отстали на 10 мин, а проведение сбора задержалось на 20 мин. Сколько времени ждал Сережа начала сбора?

2. Деревянный окрашенный кубик распилили пополам. Сколько стало окрашенных и неокрашенных сторон у каждой половины?

3. Бревно длиной 6 м распилили на 6 равных частей. Сколько раз пришлось распиливать бревно?

Задачи на придумывание собственных способов обозначения схематизации и символизации для выражения различных отношений.

1. Вырази схематически отношения, в которых находятся:

а) город, поселок, деревня;

б) море, озеро, лужа;

в) солдат, сержант, офицер;

г) лето, зима, весна, осень;

д) город, улица в нем и дом на этой улице.

2. Даны три отрезка. Обозначь их и запиши несколько неравенств, связывающих длины этих отрезков:



Задачи на комбинаторные действия.

1. Петя (П), Коля (К) и Вася (В) хотят сесть на скамейку. Как можно их рассадить? Сколько всевозможных вариантов посадки ты можешь указать? Запиши их.

2. Составь как можно больше примеров, используя числа 2, 4, 8.

3. Во дворе гуляли куры и собаки. Мальчик посчитал их лапы, получилось 10 лап. Сколько могло быть кур и сколько собак?

4. Покажи, как из данной фигуры можно получить прямоугольник.

Задачи на установление сходства и соответствия.

1. Придумай свои пары предметов, которые находятся в таких же отношениях, как предметы в следующих парах:

колесо – машина, топор – дерево, машина – шофер; дерево – кровать.

2. Найди лишнее слово в ряду: сливки, сало, сметана, творог. Объясни, почему оно лишнее.

3. Допиши еще несколько слов в ряду:

а) лужа, пруд, озеро, ...

б) шкаф, диван, …

в) чашка, ложка, …

г) синий, красный, …

4. Определи, какая фигура лишняя и почему.


Задачи на активный перебор вариантов отношений.

1. Как разделить 6 яблок на 6 человек, чтобы каждый получил по одному яблоку и одно осталось в корзинке?

2. Из каких знакомых тебе фигур состоит эта фигура?









3. Нарисуй такую же фигуру без отрыва карандаша от бумаги и, не проводя два раза одну и ту же линию.

Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, одним из условий формирования творческого мышления учащихся выделяют проблематизацию - ориентацию на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Например, тема урока «Порядок действий в выражениях со скобками».

Ученики получили задание: «К 2 прибавьте 5 и умножьте на 3». И другое: «К 2 прибавьте 5, умноженное на 3». Можно записать оба выражения и вычислить следующим образом:

2+5*3=21,

2+5*3=17.

Такая запись вызывает удивление у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильными и зависит это от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, выражение принимает вид:

(2+5)*3=21.

Ещё одним ценным средством воспитания умственной активности детей является дидактическая игра, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают творческие способности.

Перечислим игры, которые учителя начальных классов могут организовать с целью интеллектуального развития младших школьников.

Игры на комбинирование:

- танграм,

- логические задачи,

- головоломки.

Предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Игры на планирование:

- лабиринты,

- головоломки,

- магические квадраты,

- игры со спичками.

Направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.

Игры на формирование умения анализировать:

- найди пару,

- найди лишнее,

- загадки,

- продолжи ряд,

- занимательные таблицы.

Предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов.

Примеры игр, которые можно использовать на уроке:

Игра «Сравни»

Назовите предмет сходный с данным по какому-либо признаку:

- книга

- мел

- хлеб

- дерево

Игра «Причина»

Учитель называет событие, а дети причину, по которой оно произошло.

- Дети разделились на команды, …

- Мальчик пришёл домой мокрый, …

- Дерево осталось без единого листочка, …

- Лужи покрылись льдом, …

Игра «Энциклопедия»

Необходимо дать определение несуществующему предмету:

- большеух разумный,

- толстопят южный,

- листоед длинношеий.

Очень интересная игра для первоклассников «Составь меню для Робина-Бобина-Барабека». Дети отлично знают персонаж произведения С. Маршака Робина-Бобина, который “скушал 40 человек и корову, и быка, и кривого мясника”. Начинается игра со слов:

Изменился человек, Робин-Бобин-Барабек.

Ведь представьте-ка вы сами:

Ест он фрукты с овощами.

10 килограммов он

Вносит за день в рацион.

Что ж при этом он съедает?

Кто ж из вас скорей узнает?

На плакате изображены фрукты и овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10. Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы сумма ответов составила 10 (потому что в условии игры сказано, что Робин-Бобин может съесть за день 10 кг фруктов и овощей). Например, под рисунком капусты написан пример “8 - 3”, под рисунком яблок “3 + 2” и т. д. Значит один из вариантов ответа: Робину-Бобину можно съесть капусту (в ответе 5) и яблоки (в ответе тоже 5), тогда в сумме получится 10. Можно предложить детям не записывать выражения, а нарисовать схематично фрукт или овощ и в центре написать ответ.

Таким образом, создание проблемных ситуаций на уроках математики, систематическое применение эвристических задач и дидактических игр способствуют развитию творческих способностей младших школьников.



Список литературы

1. Яговкина М. А. Формирование умений интеллектуального творчества у младших школьников. Начальная школа плюс До и После. 2007. № 12.

2. Ямалтдинова Д. Г. Организация самостоятельной творческой деятельности младших школьников на уроках математики. Начальная школа плюс До и После. 2007. № 10.

3. Бушуева Л. С. Методы активизации творческого мышления младших школьников. Начальная школа. 2008. № 3.

4. Пичугин С. С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках математики. Начальная школа. 2006. № 5.

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

6. Дробышев Ю. А. Олимпиады по математике: 1–4 классы. М., 2004.

7. Русанов В. Н. Математические олимпиады младших школьников. М., 1990.

8. Целищева И. И., Зайцева С. А. Развитие математического мышления учащихся посредством решения эвристических задач. Начальная школа плюс До и После. 2007. № 12.

9. Жукова З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры. Начальная школа. 2006. № 5.

10. Рогозина В. А. Педагогические условия развития творческих способностей школьников на уроке. Воспитание школьников.2007. № 4.


6