Сценарий интегрированного урока музыки и изобразительного искусства в 9 классе Цели урока: Создать условия для понимания выразительных средств искусства театра. Научить объяснять взаимосвязь традиций и новаторства, приведших к появлению гениальных образцов современной музыки и театрально-декорационного искусства. |
Учитель музыки | Мы встретились сегодня здесь двумя классами, чтобы провести параллели между такими видами искусства как музыка и изобразительное искусство. И сделаем мы это на примере замечательной театральной постановки рок-оперы «Юнона и Авось» Рыбникова. | Слайд 1 |
Учитель ИЗО | Это удивительная, уникальная в своем роде театральная постановка. И чтоб вы почувствовали себя как в настоящем театре, мы просим вас отключить ваши сотовые телефоны, во время представления не мешать окружающим, соблюдать тишину и порядок. | |
Учитель музыки | Мы с вами уже знаем особенности классической оперы. Назовите их, при необходимости используя таблицу сравнительного анализа…… | Слайд2 |
Учитель ИЗО | А также мы знаем элементы и традиционные формы сценографии, к которым относятся …… | Слайд3 |
Учитель музыки | Но произведение, с которым мы сегодня познакомимся поближе выходит за границы обыденного. Оно стало ……. Своего времени | |
Учитель ИЗО | Цель нашего урока - понять в чем заключается новаторство и смелость художественного замысла рок-оперы «Ю.и А.» | Слайд 4 |
Возьмите свои входные билеты и напишите на них ожидания и опасения | Слайд 5 |
Вы уже знаете, что сюжет этого произведения основан на реальных событиях, но сегодня мы предлагаем вам посмотреть на портреты людей, чья судьба легла в его основу. | |
Ученица Ученик Ученица Ученик | Она - Мария дела Консепсьон Марселла Аргуэльо, или просто Кончита – юная испанка, дочь коменданта крепости Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэльо. Ей недавно исполнилось 15 лет. Она слывёт первой красавицей Калифорнии: умна, грациозна, очаровательна, с большими тёмными глазами, природными локонами, лучезарной улыбкой. Он - Николай Петрович Резанов - камергер Двора Его Императорского Величества, государственный деятель, писатель, учредитель Российско-Американской компании. Император Александр I назначил его посланником в Японию и уполномоченным по делам русских земель в Северной Америке. Блестящий красавец, великолепно образованный, ещё в юности освоивший пять европейских языков. Ему 42 года. Вдовец. В 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. О пребывании его в Санфранциско и основании Форта Росс в Калифорнийской бухте сохранилось множество документов, в которых изложена также и история его помолвки с Кончитой Аргуэльо. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет. Кончита не верила доходившим до неё сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году. | Слайды 6-11 |
Учитель ИЗО | Как по вашему нужно ли режиссёру и художнику постановщику спектакля интересоваться такими подробностями? Зачем? Назовите основные эпизоды – сцены спектакля. На прошлом уроке мы с вами нарисовали к ним эскизы декораций. Вот они на экране. И продуманы они в лучших традициях классической сценографии. Ну а можно ли сделать такие декорации, которые будут использоваться в течении всего спектакля и в равной степени создавать обстановку корабельной палубы, бальной залы, православного или католического храма? Творческому коллективу театра Ленинского комсомола это удалось. Давайте посмотрим эпизод спектакля, котором граф Резанов готовится к отправлению в плаванье. Что особенного вы увидели в декорациях и костюмах? | Видео сюжет 1 |
Учитель музыки | Ну а что вы можете сказать о музыкальном решении спектакля. На какие отличия от классической оперы вы обратили внимание? ……. А теперь давайте посмотрим сцену встречи Резанова и Кончиты на балу. В этом спектакле есть песни, которые очень скоро шагнули с театральных подмостков в реальную жизнь. Их исполняют на эстраде в домашнем кругу и одну из них - «Белый шиповник» мы с вами только что услышали. А еще одну я предлагаю вам спеть самим. Чем отличается исполнение театральное от бардовского? | Видео сюжет 2 Текст песни Видео 3 |
Учитель ИЗО | Ну и продвигаясь по нелегкому пути сравнений давайте остановимся на костюмах. Вы посмотрели уже несколько фрагментов спектакля. Какие наблюдения вы сделали? Контраст минимализма и скрупулёзной точности. | Видео 4 |
Учитель музыки | …..О молчаливом занавесе и не только…. (Анализ фрагмента спектакля) | |
Учитель ИЗО | Премьера постановки Ленкома состоялась в …. Году. 30 лет спустя была создана новая трактовка сценографии Так в чем же новаторство данного спектакля? | Видео 5 |
Учитель музыки | Аллилуйя любви. Что нового мы сегодня узнали на уроке? | Видео 6. |
Учитель ИЗО | На ваших билетах есть надпись «контроль», а рядом стоят цифры от 5 до 2 Обведите пожалуйста цифра, которая на ваш взгляд соответствует вашей оценке за урок. А теперь прочите ваши опасения и ожидания Что из них сбылось? Если опасения - прикрепите их на доску под надписью опасения, и соответственно ожидания. | |
Учитель музыки | Оценки и Д.З | |
Элементы сценографии | Традиционное решение | Инновации |
Декорации (сценическое оформление) | Изобразительно – живописные (нарисованный задник, падуги, кулисы) И архитектурно – конструктивные (помосты, ширмы, мебель и др. предметы, размещенные на планшете сцены). Изображают конкретное пространство (интерьер, пейзаж), меняются по ходу действия спектакля. | Метафорические (позволяют создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.) и проекционно – световые |
Костюм | Этнографически точный, воспроизводящий историческую эпоху, национальный колорит и характер персонажа. | Условный, стилизованный, метафорический |
Свето-техника | Софиты, светофильтры, дымовые шашки | Голограммы, 3-D проекции |
Музыкальное сопровождение | Симфонический оркестр, инструментальный ансамбль, камерный оркестр, рок-группа в составе, которой обязательны…….. |
Роль и положение хора | Активное действующее лицо, фоновый участник массовых сцен, «живой задник», часть хореографической композиции, |
Музыкальные портреты | Сольные выходы, дуэты, словесные реплики отдельных героев, словесные диалоги |
Вокальные особенности | Профессионально обученные певцы, исполняющие партии героев и хора; поющие драматические актеры, хор из драматических актеров без профессиональной вокальной подготовки, своеобразная манера вокального исполнения |
Хореография | Использование классического балета с профессиональными танцовщиками, элементы пантомимы, использование элементов спортивного танца, элементы акробатики, портретная хореография, драматические артисты – исполнители хореографических сцен, слияние непрофессионального вокала с непрофессиональной хореографией наряду с профессиональными танцорами, Хореография – фон, хореография, как равноценное действие , использование хореографических эпизодов для усиления эмоционального воздействия |
Ты меня никогда не увидишь.