СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение активных методов обучения для повышения интереса к информатике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение активных методов обучения для повышения интереса к информатике»

Лисицына Елена Владимировна Учитель информатики и ИКТ МБОУ «Средняя школа №18» г. Дзержинск «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами»

Лисицына Елена Владимировна

Учитель информатики и ИКТ

МБОУ «Средняя школа №18»

г. Дзержинск

«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами»

Применение активных методов обучения для повышения интереса к информатике

Применение активных методов обучения для повышения интереса к информатике

Актуальность Системно-деятельностный подход – основа ФГОС. Уроки в рамках данного подхода предполагают использование активных методов обучения; Пониженная мотивация школьников к обучению; Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками; Социализация обучающихся; Перегруженность современного человека информацией.

Актуальность

  • Системно-деятельностный подход – основа ФГОС. Уроки в рамках данного подхода предполагают использование активных методов обучения;
  • Пониженная мотивация школьников к обучению;
  • Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками;
  • Социализация обучающихся;
  • Перегруженность современного человека информацией.
Цель – повысить интерес учащихся к информатике применяя активные методы обучения. Задачи: Изучить теоретический материал по данной теме; Проанализировать условия эффективности выбранных методов; Апробировать изученные приемы и методы на своих уроках и внеурочной деятельности; Диагностика результативности; Оказание помощи учащимся при формировании ключевых компетенций.

Цель – повысить интерес учащихся к информатике применяя активные методы обучения.

Задачи:

  • Изучить теоретический материал по данной теме;
  • Проанализировать условия эффективности выбранных методов;
  • Апробировать изученные приемы и методы на своих уроках и внеурочной деятельности;
  • Диагностика результативности;
  • Оказание помощи учащимся при формировании ключевых компетенций.
Теоретическое обоснование  Активными методами обучения и воспитания называются те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного « формирования у них необходимых деятельностей». (Г. П. Щедровицкий)

Теоретическое обоснование

Активными методами обучения и воспитания называются те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного « формирования у них необходимых деятельностей».

(Г. П. Щедровицкий)

Классификация

Классификация

Выбор методов активного обучения Дидактические цели занятия Метод активного обучения Эффективное создание реального объекта, творческого продукта Метод проектов Развитие навыков работы в группе Метод проектов, викторина Изучение нового материала Мозговой штурм Моделирование учебной или профессиональной деятельности Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций Развитие критического мышления Групповая дискуссия Развитие навыков активного слушания Круглый стол, семинар

Выбор методов активного обучения

Дидактические цели занятия

Метод активного обучения

Эффективное создание реального объекта, творческого продукта

Метод проектов

Развитие навыков работы в группе

Метод проектов, викторина

Изучение нового материала

Мозговой штурм

Моделирование учебной или профессиональной деятельности

Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций

Развитие критического мышления

Групповая дискуссия

Развитие навыков активного слушания

Круглый стол, семинар

Формируемые компетенции Коммуникативная Информационная Учебно-познавательная Общекультурная Личного самосовершенствования Регулятивная

Формируемые компетенции

Коммуникативная

Информационная

Учебно-познавательная

Общекультурная

Личного самосовершенствования

Регулятивная

Диапазон личного вклада Условия эффективности проведения дискуссии Тема должна быть актуальной для данного возраста участников, проблемной, стимулирующей обмен мнениями; Тема конкретизируется вопросами для обсуждения (их может быть немного от 3 до 6); Продуманность этапов дискуссии (логическая связь вопросов); Утвержденный регламент выступлений; Уважение человека, его мнения. Пример «Интернет: да или нет ?»

Диапазон личного вклада

Условия эффективности проведения дискуссии

  • Тема должна быть актуальной для данного возраста участников, проблемной, стимулирующей обмен мнениями;
  • Тема конкретизируется вопросами для обсуждения (их может быть немного от 3 до 6);
  • Продуманность этапов дискуссии (логическая связь вопросов);
  • Утвержденный регламент выступлений;
  • Уважение человека, его мнения.

Пример «Интернет: да или нет

Является Дзержинск информационным обществом? Вопросы для обсуждения Этапы развития общества (окончательно ли страна перешла к постиндустриальному обществу); Критерии развитости информационного общества (наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей, доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности); Роль информации в жизни человека; Правовой аспект использования информации; Определение информационного общества и ответ на вопрос дискуссии.

Является Дзержинск информационным обществом?

Вопросы для обсуждения

  • Этапы развития общества (окончательно ли страна перешла к постиндустриальному обществу);
  • Критерии развитости информационного общества (наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей, доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности);
  • Роль информации в жизни человека;
  • Правовой аспект использования информации;
  • Определение информационного общества и ответ на вопрос дискуссии.
Целесообразность использования игровых методов В игре значительно легче преодолеваются психологические барьеры; Привычная и любимая форма деятельности; Преимущественно групповая форма деятельности в основе которой лежит соревновательный аспект; Развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде; Способствует усвоению учащимися учебного материала. Пример игра-викторина для 7 класса Игровые технологии на уроке информатики

Целесообразность использования игровых методов

  • В игре значительно легче преодолеваются психологические барьеры;
  • Привычная и любимая форма деятельности;
  • Преимущественно групповая форма деятельности в основе которой лежит соревновательный аспект;
  • Развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде;
  • Способствует усвоению учащимися учебного материала.

Пример игра-викторина для 7 класса

Игровые технологии на уроке информатики

Метод проектов Способствуем формированию Умения составления и корректировки плана работы над проектом; Исследовательской деятельности; Распределения обязанностей в группе; Анализа деятельности группы в целом и каждого участника в отдельности; Самоконтроля; Совершенствование межличностного общения.

Метод проектов

Способствуем формированию

  • Умения составления и корректировки плана работы над проектом;
  • Исследовательской деятельности;
  • Распределения обязанностей в группе;
  • Анализа деятельности группы в целом и каждого участника в отдельности;
  • Самоконтроля;
  • Совершенствование межличностного общения.
Проект «Мастерская Excel» Подготовительная работа: опрос 1  опрос 2 Структура проекта Урок 1 Урок 2 Урок 3 Презентация к уроку 3 Урок 4 Защита проекта (команда «Апельсин»)

Проект «Мастерская Excel»

  • Подготовительная работа: опрос 1 опрос 2
  • Структура проекта
  • Урок 1
  • Урок 2
  • Урок 3
  • Презентация к уроку 3
  • Урок 4
  • Защита проекта (команда «Апельсин»)
Результативность Победители и призеры олимпиад; Активное участие ребят в социальном проекте « Здоровый образ жизни средствами информационно-коммуникационных технологий» ; Посещение обучающимися объединения дополнительного образования «Клуб программистов».

Результативность

  • Победители и призеры олимпиад;
  • Активное участие ребят в социальном проекте « Здоровый образ жизни средствами информационно-коммуникационных технологий» ;
  • Посещение обучающимися объединения дополнительного образования «Клуб программистов».
Заключение Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем. В результате использования активных методов повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес овладения новыми знаниями, умениями и применением их на практике. Использование учителем активных методов в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей как у учителя, так и учеников.

Заключение

  • Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
  • В результате использования активных методов повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес овладения новыми знаниями, умениями и применением их на практике.
  • Использование учителем активных методов в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей как у учителя, так и учеников.
Литература Федеральный государственный образовательный стандарт Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2002 Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Я. Педагогика и логика. М., 1993 Арефьев И.Л., Лазарев Т.В., «Копилка активных методов обучения», 2008

Литература

  • Федеральный государственный образовательный стандарт
  • Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
  • Сластенин В.А. Педагогика. М., 2002
  • Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Я. Педагогика и логика. М., 1993
  • Арефьев И.Л., Лазарев Т.В., «Копилка активных

методов обучения», 2008

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!