Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
МДК 05.02. Применение интерактивных средств в проектной деятельности младших школьников.
Сообщение
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выполнила:
студентка 4 курса группы «В»
Черненко Д.О.
Проверил:
преподаватель
Коржова А. П.
Астрахань, 2023
Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.
Не стоит путать электронный учебник с цифровой копией бумажного учебника. В отличие от неё электронный учебник насыщен мультимедийными и интерактивными объектами, в нем содержатся видео-файлы, аудиоматериалы, различные карты, тестовые задания. Многие учебники сейчас, вошедшие в Федеральный перечень, имеют либо свою электронную версию, либо полноценный ЭУ, а некоторые издательства пошли еще дальше и создали целые электронные методические комплексы, состоящие не только из ЭУ, но и эл. тетрадей, тренажеров, практикумов и методических рекомендаций и т.д.
В чем преимущество электронных учебников?
Обеспечивают практически мгновенную обратную связь
Помогают быстро найти необходимую информацию
Существенно экономят время при многократном обращении к гипертекстовым объяснениям
Не просто выводить текст на экран, но и рассказывают, показывают, моделируют и т.д.
Позволяют быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу
Могут обновить необходимую учебную информацию, например, с помощью интернета
Работа с электронным учебником дает учителю:
- оптимизацию времени на подготовку и проведение урока;
- систему контроля знаний учащихся;
- возможность реализовать уровневую дифференциацию обучения за счет привлечения дополнительных материалов, позволяющих удовлетворить потребности учеников с разным уровнем освоения учебного материала;
- расширение информационного поля.
Сегодня электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание, причем активное, а не пассивное, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую, зрительную и эмоциональную память.
В чем состоят недостатки электронного учебника?
Пожалуй, единственным недостатком электронного учебника является неудобство чтения текстов с экрана монитора, хотя современные мониторы и компьютерные программы делают чтение с экрана все более комфортным с каждым годом.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию примеры моей работы с электронным учебником на различных уроках.
Вот уже 12 й год я работаю по УМК «Перспективная начальная школа» огромным плюсом этой программы, я считаю, разработанные издательством Академкнига, так называемые виртуальные классы с доступом к электронным учебникам, а так же электронным версиям рабочих тетрадей.
В электронные учебники включены огромное количество мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК:
- фотографии
- анимации
- видеофрагменты
- интерактивные игры
- записями экспериментов и опытов
-интерактивные карты и панорамы
- тесты
Отдельные разделы приложений включают итоговые тесты, позволяющие проверить знания учащихся, полученные в течение года.
Цветовые, текстовые, звуковые решения, информационная насыщенность экранов учебников соответствуют эргономическим требованиям, учитывают возрастные психолого-педагогические особенности учеников.
Интерфейс (совокупность средств, при помощи которых пользователь взаимодействует с различными программами и устройствами) электронного учебника удобен в работе, интуитивно понятен.
В своей работе я применяю электронные приложения на разных этапах урока: словарная работа, объяснение нового материала, закрепление и т.д.
Создатели снабдили страницы электронного учебника дополнительным методическим комментированием текста. При нажатии на размеченные элементы возникают всплывающие окна, которые содержат толкование непонятных слов, подсказки, дополнительные вопросы или комментарии по ходу изложения материала. При этом, нажав на звездочку после слова, всплывает окно не с конкретным толкованием, а страница из толкового словаря и ребенок должен найти в ней нужное слово, отрабатывая тем самым навык работы со словарем.
Таким образом, электронный учебник становится мощным средством поддержки моей работы по традиционному бумажному учебнику, а так же опорой для работы учащихся на уроке и дома. Я часто даю индивидуальные разноуровневые самостоятельные задания учащимся, как непосредственно на уроке, так и для выполнения дома. Проконтролировать правильное выполнение заданий помогает кнопка «Проверить», которая находится в конце всех упражнений, что дает возможность для самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок.
Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.
К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.
Изменится роль учителя в учебном процессе: ученик и учитель станут его равноправными участниками, а интерактивные функции учебника позволят этот процесс индивидуализировать. Методики работы с электронными учебниками делают упор на самостоятельное получение и освоение знаний учеником под руководством учителя.
Кроме того, электронный учебник со временем будет интегрирован в электронную среду школы и связан с электронным журналом и дневником, что упростит выставление оценок и сократит объем рутинной работы учителя.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных учебников — только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти средства эффективны, зависит от учителя.
Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и пр. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника.
Индивидуальная траектория обучения предполагает не столько вариацию инструментов, сколько индивидуальный темп, последовательность и объем изучаемых материалов. Как это может быть реализовано с использованием электронных учебников?
Организация учебной деятельности с использованием электронных учебников, несомненно, предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения. Расширение ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения.
Ребенок, используя ресурсы электронного учебника, усваивает материал в своем темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь, опираясь на личные качества и способности. В этой ситуации учитель уже не может продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе, при которой ученики находятся на одной стадии перед изучением нового материала, и для каждого ученика потребуется свой индивидуальный образовательный маршрут.