Применение интерактивных методов обучения для профессиональной подготовки студентов в области учетных дисциплин
Инновационный путь развития экономики требует коренной перестройки не только процесса промышленного производства, но и сферы производства услуг и технологий, в том числе образовательного процесса.
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают целенаправленное внедрение в образовательный процесс методов и технологий, реализующих компетентностный подход. Внедрение интерактивных форм обучения - одно из обязательных требований ФГОС СПО в реализации компетентностного подхода.
Преимущества интерактивных методов обучения для профессиональной подготовки студентов в области учетных дисциплин определяются следующими приоритетами:
1. Студенты осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения.
2. Будущие специалисты получают навыки владения современными технологиями обработки информации.
3. Вырабатывается умение самостоятельно изучать и анализировать законодательные и нормативные документы, отслеживать вносимые в них изменения.
4. Оперативность и актуальность получаемой информации; студенты оказываются вовлеченными в решение сложных практических ситуаций, которые имеют место в бухгалтерской, экономической и аудиторской деятельности.
5. Доступность и гибкость. Студенты могут использовать в процессе обучения информационные законодательные и нормативные базы.
6. Интерактивные методы обучения позволяют осуществлять возможность постоянных контактов студентов с преподавателем. Они делают более профессиональным образовательный процесс.
Интерактивные формы проведения занятий мною используются при проведении лекций, практических и других видов учебных занятий; применяются на всех уровнях подготовки.
В процессе обучения активно использую интенсивные интерактивные формы преподавания, которые включают в себя деловые, учебные ситуации, тесты и упражнения, групповое решение практических примеров и задач. Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. В процессе игры студенты учатся принимать единое решение, работать в коллективе, слушать окружающих и быть услышанными.
В своей преподавательской деятельности я использую такие деловые игры, как:
1. «Документооборот». Целью данной игры является активное погружение участников групп в содержание специального модуля бухгалтерского учета, а также развитие у них профессиональных навыков.
2. «Лабиринт» Данная игра направлена на проверку знаний по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ». Только хорошие знания по этой дисциплине помогут студентам найти выход из лабиринта.
3. «АХД». Эта деловая игра систематизирует знания, полученные в результате изучения дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности», а также полученные ранее знания и умения при изучении курса бухгалтерского учета. Студентам предстоит в течение ограниченного времени ознакомиться с бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках указанного предприятия и решить поставленные задачи.
4. Практический пример «Составление баланса» Сквозная задача по «Бухгалтерскому учету», «Налогам и налогообложению», направленная на закрепление теоретического материала данных дисциплин.
Одним из методов моделирования профессиональной деятельности является кейс-метод. Кейс метод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Студентам предлагается проанализировать реальную производственную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходим для решения данной практической ситуации. На мой взгляд, обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий. Дает возможность сформировать такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию.
Учетные дисциплины такие как, «Бухгалтерский учет и анализ», «Налоги и налогообложение», «Аудит» и другие подвержены постоянным изменениям. Эти изменения вызваны реформированием бухгалтерского учета, введением новых законодательных актов в области учета и налогообложения, поэтому необходимо обучать студентов тому, как вести себя в новых условиях. Использование кейс-метода при изучении дисциплины «Бухгалтерский учет и анализ» позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение.
Свою работу по подготовке занятий по кейс-методу провожу в следующей последовательности.
1. Определяю темы дисциплины, по которым можно провести занятия в данной форме.
2. Формулирую текст кейса, пакет заданий, методические указания по выполнению кейса.
3. Подбираю пакет информационных документов (договора, счет-фактуры, спецификации, приказы и другие).
4. Разрабатываю критерий оценки знаний и умений.
Для повторения базовых теоретических основ и более глубокого изучения темы студентам предлагаю проработать учебную литературу, нормативные документы, подготовить бланки необходимых документов для выполнения практических заданий.
Таким образом, при преподавании экономических дисциплин, в том числе и бухгалтерского учёта, интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому воздействию.