СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Применение кейс - технологии по формированию экологической культуры по музыке. Кейс "Россия, Россия, нет слова красивей"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране.

Просмотр содержимого документа
«"Применение кейс - технологии по формированию экологической культуры по музыке. Кейс "Россия, Россия, нет слова красивей"»



КЕЙС «РОССИЯ, РОССИЯ, НЕТ СЛОВА КРАСИВЕЙ…»

Автор: учитель музыки М.А. Храмова

Кейс «Россия, Россия, нет слова красивей…» можно использовать на уроке музыки в теме «Вокальная музыка» (5 класс).


Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели, художники и композиторы образ Отчизны.

Прочитайте отрывок из рассказа В. Белова:

«Тихая моя родина, ты врачуешь душу своей зеленой тишиной. Но будет ли предел тишине!Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» - словно дует кто-то коротко и ритмично... И вновь трепетно нарастает березовый шелест.
Я сажусь у теплого стога и думаю, что вот отмашет время еще какие-то полстолетия и березы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков... Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы...»

Помогают ли нам писатели, композиторы, художники, воспевающие образ России почувствовать и понять свое отношение к Родине, учит ли бережно относиться к природе, ценить людей, сохранять культуру своего народа?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами разделимся на группы и выполним задания. Нужную информацию вы можете найти в представленных источниках.

Вопросы кейса:

  1. В чем проявляется музыкальность лирического размышления? Найдите музыкальные термины в его тексте.

  2. Рассмотреть картину И. Левитана и определить её эмоциональное содержание. Созвучна ли эта картина с отрывком из рассказа Василия Белова?



  1. Прослушать фрагмент знакомого произведение русского композитора С.Рахманинова

« Концерт №3». Как вы считаете, можно ли озвучить этот литературный фрагмент и картину

И. Левитана «Стога. Сумерки».


Работа в группах:

1 группа: В чем проявляется музыкальность лирического размышления? Найдите музыкальные термины в его тексте.

2 группа: Рассмотреть картину И. Левитана и определить её эмоциональное содержание. Созвучна ли эта картина с отрывком из рассказа Василия Белова?

3 группа: Прослушать фрагмент знакомого произведение русского композитора С.Рахманинова « Концерт №3». Как вы считаете, можно ли озвучить этот литературный фрагмент и картину И. Левитана «Стога. Сумерки».


Задание: сформулировать общий вывод на вопрос кейса.


Информация для учащихся:

  • Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2017г., стр.11, 13.

  • https://www.youtube.com/watch?v=ulE4KlRpIpU - С. Рахманинов, концерт №3 для фортепиано – Ван Клиберн.

  • https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/instrumenty-s-orkestrom/s-rakhmaninov-kontsert-dlya-fortepiano-s-orkestrom-3 - С. Рахманинов. Концерт для фортпиано с оркестром №3: история, видео, содержание.

  • https://znanija.com/task/13230154 - В чем проявляется музыкальность картины И. Левитана «Стога. Сумерки».

  • https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/12/14/esse-priroda-v-tvorchestve-pisateley-khudozhnikov-i-kompozitorov - Природа в творчестве писателей, художников и композиторов.



ПРИМЕРНЫЙ ХОД РАССУЖДЕНИЙ:

1 группа


  • В чем проявляется музыкальность лирического размышления?

Найдите музыкальные термины в его тексте.

Этот рассказ о природе, она наделена человеческими свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие. Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь все звучит, дышит музыкой.

- Писатель создает такой художественный образ, который раскрывает его чувство Родины, высокое и бережное отношение к ней (тихая моя родина). Рассказ о березе, которая является символом родины – всего красивого, что связано с образом матери, земли, природы России, и несёт в себе патриотическую идею.

2 группа


  • Рассмотреть картину И. Левитана и определить её эмоциональное содержание.

Созвучна ли эта картина с отрывком из рассказа Василия Белова?

Картина изображает тишину и покой, как и в рассказе Белова, но чувствуется некоторая тревожность.

- И. Левитан за полчаса на листе картона набросал пейзаж с полем, стогами сена, полоской леса на горизонте и луной в ночном небе. Картина “ Стога. Сумерки ”, относится к последнему периоду жизни художника, и принадлежит к числу его лучших творений. Однако добиться нужного эффекта было не так просто. Художнику пришлось долго работать, чтобы придать этому, казалось бы, незамысловатому сюжету большую выразительность. И, в конце концов, Левитан блистательно справился с задачей. Картина безупречна во всех отношениях — по композиции, колориту, богатой и сложной фактуре.

Отрывок В. Белова, лирический и нежный, демонстрирует трепетную любовь автора к своей родине. Он наделяет природу человеческими чувствами, подобно тому, как это делают в русских народных песнях. Слова льются одно за другим, нежно и протяжно, прямо как в песне! Мы видим смену образов, хотя общий план статичен, что очень характерно для романсов, в которых авторами также воспевается природа.

На картине И. Левитана "Стога. Сумерки.", как и в приведенном отрывке, показывается природа: тихая, но выразительная. Читая отрывок В. Белова, кажется, что она создана специально для этого пейзажа, так как при просмотре и при прочтении возникают примерно одинаковые нежные, немного грустные лирические образы, к которым хочется снова и снова возвращаться.

3 группа


  • Прослушать фрагмент знакомого произведение русского композитора С.Рахманинова « Концерт №3». Как вы считаете, можно ли озвучить этот литературный фрагмент и картину И. Левитана «Стога. Сумерки».

В Третьем концерте Рахманинов показал во всей красе образ Родины, но немного иной, нежели во Втором. Здесь композитор уделяет внимание именно Древней Руси, с ее таинственным и поэтичным звучанием. Мягкая и задушевная мелодия начинает концерт, она словно невзначай напета. Тема эта словно сама выросла из русского народного-песенного мелоса. Постепенно свободно-вариантное песенное развертывание приводит к кульминации в которой возникает новый песенный оборот. Это словно тихий вздох восхищения от созерцания родных просторов, открывшихся взору. Следующие части словно вырастают из первой.

Главная тема Интермеццо (2 часть) также представляет собой песенный мотив. Он полон сосредоточенной задумчивости. Воображение рисует серьезный и вдумчивый взгляд в затененные родные дали. Далее звучат вариации-строфы, где происходит страстное излияние чувств. Лишь четвертая строфа несколько оттеняет другие со своей танцевальностью. Как напоминание, здесь проводятся партии из первой части.

Третья часть – финал, рисует сказочный мир, который вступает в свои права с воцарением темноты и исчезает с рассветом, оттеняя праздничные массовые картины (экспозицию и репризу). Основной образ представляет собой причудливый звездный дождь, который завораживает слушателей загадочно-насмешливой феерической красотой.

Рахманинов очень мастерски использовал для этих целей звучность фортепиано. Кульминация части мощная, колокольно-хоровая. В ней угадывается какое-то упование на небывалое преображение, но в решающий момент происходит катастрофический срыв. Вместо нового проведения, песенный мотив трагически распадается. Появляются зловещие фантастические линии, а также стонущие интонации. К концу спада все утихает, восстанавливается тональность. Но это лишь смутные проблески надежды на восстановление песенного образа. Традиционной сонатной репризы здесь нет. В большой и невероятно виртуозной каденции солиста главная тема приобретает скерцозный облик, затем звучит с патетическими призывами. Песенная тема снова возвращается в репризе-коде, здесь она звучит скромно и во всей красе. Завершается произведение каскадом аккордов, как победой светлого начала.

В Третьем концерте воображение Сергея Васильевича проложило пусть светлым надеждам сквозь «вековую мглу». Примечательно, что сочинение это стало одной из вершин русского музыкального искусства предоктябрьской поры. 



Задание кейса: сформулировать общий вывод на вопрос кейса.

«Помогают ли нам писатели, композиторы, художники, воспевающие образ России почувствовать и понять свое отношение к Родине, учит ли бережно относиться к природе, ценить людей, сохранять культуру своего народа?»

Вывод:

Русская природа всегда оказывала огромное влияние на художников, композиторов, писателей России. Можно даже сказать, что именно природа нашей страны, ее ландшафт, климатические условия, краски, сформировали национальный характер, а следовательно, и породили все особенности русской национальной культуры.

Природа – настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

      Музыка и стихи – это то прекрасное, без чего человек не может жить. Писатель Паустовский сказал чудесные слова: «… и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».  Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.

Композиторы сочинили множество песен о красоте природы. Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. 

Очень важно, чтобы мы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для нас богаче и интереснее. Мы не будем равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу. Очень хотелось, чтобы мы  научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы и журчанье ручейка, и пение птиц; чтобы мы научились любить и жалеть всё живое в лесу и сам лес - это необыкновенное чудо природы.

Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства. Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом, не разрушайте окружающий нас очаровательный мир.