ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор:
Романцева Ольга Алексеевна
учитель английского языка
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Активнее заработали рыночные механизмы в обществе, возросла ролевая мобильность, появились новые профессии. К прежним профессиям изменились требования, они стали более интегрированными, менее специальными.
Все эти изменения диктуют необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Возникает потребность постоянно пополнять свои знания и развиваться.
Но встает вопрос о том, как помочь развить такую личность, как мотивировать на подобные действия? Компетентностно-ориентированные задания как раз и позволяют реализовать компетентностный подход в образовании, и направлены на повышение мотивации обучаемых к изучению любого предмета.
Разработка и внедрение компетентностно-ориентированных заданий в предметное обучение - актуальная проблема современной школы для организации интеллектуально - развивающей среды.
Для её создания в условиях компетентностного обучения учитель должен выполнять помимо прежних и ряд новых функций: организатора и конструктора учебного процесса, разработчика компетентностно-ориентированных заданий, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию его компетенций.
Для того чтобы перейти в образовательном процессе от абстрактных понятий к реальным методам и результатам, группой педагогов общеобразовательной школы было принято решение подробно изучить теоретические аспекты компетентностно-ориентированного подхода в образовании и на основании этого создать средства, формирующие ключевые компетенции учащихся.
Безусловно, образование должно быть нацелено на формирование ключевых компетенций. Значительное место в системе образования занимают такие компетенции, как умение работать в коллективе, умение обсуждать и коллективно принимать согласованные решения, а также исполнять разные социальные роли и владеть культурой общения.
Компетенции формируются и проявляются обучающимися только в деятельности, следовательно, эту деятельность необходимо планировать и организовывать в учебном процессе. Использование компетентностно-ориентированных заданий как раз и позволяет организовывать и активизировать самостоятельную учебную деятельность на уроке.
Компетентностно-ориентированное задание состоит из стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для ответов (бланка для выполнения задания), инструмента проверки. Каждый элемент задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что такого рода задние организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Задания на компетентностной основе позволяют проявлять и формировать у обучающихся наиболее важные общие компетенции: решение проблем, компетенция информационная, компетенция коммуникативная. У обучаемого можно формировать сразу несколько компетенций при помощи одного задания. Формирование компетенции в определенном аспекте представим в виде таблицы № 1.3.
Таблица № 1.3
Компетенция | Аспект |
Информационная | Планирование информационного поиска |
Первичная обработка информации |
Извлечение вторичной информации |
Обработка информации |
Коммуникативная | Устная коммуникация |
Письменная коммуникация |
Продуктивная коммуникация |
Публичное выступление |
Решение проблем | Целеполагание |
Планирование деятельности |
Организация деятельности |
Решение проблемы |
Опыт организации уроков с применением компетентностно-ориентированных заданий позволил убедиться в том, что меняется содержание учебного процесса, а также как деятельность ученика, так и деятельность учителя.
Урок становится компетентностно-ориентированным. Результатом урока является сформированные компетенции учащихся (способность к действию, способность применять знания на практике), т.е. главным становится формирование современного ученика: активного, самостоятельного, творческого, способного находить решения многих учебных и жизненных проблем. Использование компетентностно-ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, и являются эффективным средством повышения мотивации учащихся к изучению английского языка.
Компетентностно-ориентированное задание в полной своей структуре включает в себя следующие элементы:
Характеристика задания – информация о целях, задачах, ожидаемых результатах, особенностях работы с заданием.
Стимул – погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение. Включает в себя описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации. При этом стимул выполняет следующие функции: мотивирует обучаемых на выполнение задания, моделирует практическую, жизненную ситуацию, при необходимости может нести функцию источника информации.
Задачная формулировка – точно указывает на деятельность обучаемых, необходимую для достижения результата. Должна пониматься однозначно, четко соотноситься с модельным ответом/шкалой, соответствовать уровню развития и возрасту обучаемых и быть им интересна.
Источник информации – содержит информацию, необходимую для успешной деятельности обучаемых по выполнению задания или ссылки на другие источники, по которым эту информацию можно получить. Источник информации должен быть полным и включать в себя всю необходимую информацию для решения поставленной задачи. Должен быть интересным и соответствующим уровню их развития. Для поиска информации возможно широкое использование различных ресурсов.
Бланк для выполнения задания – задает структуру предъявления обучаемым результата своей деятельности по выполнению задания.
Инструмент проверки выполнения задания – определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. Инструментом проверки может быть:
Ключ: как правило, используется для тестовых заданий закрытого типа. Предлагает выбор из нескольких вариантов ответа, из которых правильным является один или более одного (множественный выбор).
Модельный ответ: обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом. Состоит из следующих элементов: примеры формулировок правильного ответа, примеры ответов, которые частично верны, подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ). Модельный ответ должен позволять оценить выполнение всех действий, обозначенных в задачной формулировке.
Аналитическая шкала: используется для открытых заданий с развёрнутым ответом. Описывает критерии выставления баллов за ответ по некоторому набору параметров. В параметры аналитической шкалы могут быть включены: параметры единой шкалы (предъявляют общие требования к развёрнутому ответу в целом), параметры специфической шкалы (для конкретного тестового задания и уточняющие единую шкалу по отдельным параметрам). Единая шкала позволяет обеспечить единообразный подход к оцениванию письменных/устных открытых ответов. Специфическая шкала детализирует общие требования, представляя их в виде критериев оценки конкретного тестового задания, и регулируется его содержанием.
Бланк наблюдений за групповой работой: используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт, а также эффективности деятельности группы в целом.
Опыт разработки заданий на компетентностной основе позволяет выделить основные составляющие алгоритма конструирования подобного рода заданий:
определение формируемого или оцениваемого аспекта (нескольких аспектов) компетентности (нескольких компетентностей);
составление задачи на основе выбранного аспекта;
поиск источников информации, необходимых для достижения поставленных целей и решения задач;
формирование мотивов и стимулов обучаемых;
создание бланков для ответов к предъявлению результата решения задачи;
самоанализ задания.
Как видно, алгоритм разработки компетентностно-ориентированного задания отражает его основные структурные компоненты. Но их последовательность отлична от последовательности в готовом задании.
Прежде всего, опираясь на требования к деятельности учащихся, учитель при подготовке урока определяет, какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы, на каком этапе освоения темы учащимся можно предложить задание. Далее, на основе аспекта компетенции составляется задачная формулировка задания.
Требования к содержанию задачной формулировки, порядок мотивации обучающихся, а также создание бланков для ответов подробно описаны выше (подраздел 2.3 настоящего пособия).
Выбор источников информации наиболее трудоемкий этап проектирования заданий. Источником информации может быть книга (учебник), газета, интернет-сайт и т.д. Источник информации может содержать информацию одного вида (текст, рисунок, таблица, диаграмма, музыка и др.) или сочетание разных видов информации. Источник информации должен быть интересен, необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, и соответствовать возрасту учеников. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Главное требование - учащийся не должен быть знаком с источником информации до выполнения задания.
Последний этап - самоанализ конструирования - важен и необходим для выявления качества самого задания. Самоанализ проводится по следующим критериям:
четкое определение формируемых и оцениваемых компетенций;
обеспечение соответствия структуры и содержания задания формату компетентностно-ориентированного задания и оцениванию выбранной компетенции (группы компетенций), а полноты и целостности учебного материала в источнике информации задачам формирования или оценивания компетенций;
эффективный подбор методов и приемов по достижению поставленных в задачной формулировке целей на каждом этапе выполнения компетентностного задания;
обеспечение единства и сопряженности компонентов компетентностно-ориентированного задания, учебно-методической оснащенности деятельности обучаемых при выполнении задания;
обеспечение организации самостоятельной деятельности учащихся правильным построением бланков ответов;
применение компетентностно-ориентированных заданий должно способствовать развитию обучающихся и их мотивации к учебной деятельности.
Представим компетентностно ориентированное задание, разработанное к уроку английского языка в 6 классе.
Visiting Britain.
Класс: 7
Тема: Страноведение - «Visiting Britain».
Компетентность: информационная.
Аспект: Первичная обработка (сопоставление) информации.
Уровень: 2
Задание 1:
Ты получил приглашение от Джона Баркера посетить его родной город – Лондон. Джон составил для тебя план поездки по популярным достопримечательностям города и отметил их на карте, что бы туда попасть, необходимо сообщить пункт назначения в такси. Прочти план Джона и соотнеси каждый пункт с названиями на карте. Запиши в таблицу соответствующие номера плана поездки.
A Plan of the Trip:
Tower Bridge is not far from this amazing place. It is now a museum and famous for its White Tower.
Then you should visit the Queen’s home place. It is situated in the centre of London. You’ll see Queen Victoria Memorial in front of it.
The next place you’ll find easily. The highest Tower of London is situated there. The Tower has got a clock Big Ben. Also you will listen to the debates in the House of Lords or in the House of Commons.
It is situated not far from the House of Parliament. It is an old and beautiful Church and it is more than nine hundred years old.
The Houses of Parliament | Westminster Abbey | Buckingham Palace | The Tower of London |
| | | |
Ключ к заданию:
The Houses of Parliament | Westminster Abbey | Buckingham Palace | The Tower of London |
3 | 4 | 2 | 1 |
Критерии оценки:
По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов 4.
Структура задания:
Характеристика задания (информация для учителя) | Предмет: английский язык Класс 7 Тема: Страноведение - «Visiting Britain» Уровень: II |
Ключевая компетентность и аспект | Компетентность: информационная. Аспект: Первичная обработка (сопоставление) информации. |
Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение) | Ты получил приглашение от Джона Баркера посетить его родной город – Лондон |
Задачная формулировка | Джон составил для тебя план поездки по популярным достопримечательностям города и отметил их на карте, что бы туда попасть, необходимо сообщить пункт назначения в такси. Прочти план Джона и соотнеси каждый пункт с названиями на карте. |
Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания) | Текст. A Plan of the Trip: Tower Bridge is not far from this amazing place. It is now a museum and famous for its White Tower. Then you should visit the Queen’s home place. It is situated in the centre of London. You’ll see Queen Victoria Memorial in front of it. The next place you’ll find easily. The highest Tower of London is situated there. The Tower has got a clock Big Ben. Also you will listen to the debates in the House of Lords or in the House of Commons. It is situated not far from the House of Parliament. It is an old and beautiful Church and it is more than nine hundred years old. |
Инструмент проверки (информация для учителя) | Ключ к заданию. Критерии оценки: По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов 4. |
Методический комментарий:
Задания являются подготовительным этапом к работе над проектом. Задания выполняются детьми самостоятельно и направлены на формирование информационной и социо – культурной компетентностей. Учитель может увеличить количество описываемых достопримечательностей города. Дети выбирают наиболее интересные для них и делятся на пары или мини – группы, с учетом их интересов для дальнейшей работы.
Список литературы
Аронов А.М., Баженова К.А. Организационно-управленческая деятельность педагога – руководителя исследовательской деятельности школьников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Ростов-на-Дону, 2008. – № 5. – С. 153–158;
Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Книга 2. Компетентность человека - новое качество результата образования: Материалы XIII Всероссийского совещания. М.: Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. С. 4-13$
Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 39 с.
Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004;
Ковалева Т.М. Школьные умения и ключевые компетентности – что общего и в чем различие // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. – Красноярск. 2003. С.67;
Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А. Основные результаты РISА -2000// Школьные технологии.2003. No 5.
Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013 (Серия «Новые стандарты»);
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64;
Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 383 с.
Эльконин Б.Д. Педагогика развития: проба как конструкт образовательной системы. В сб. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск. 2003;
Дополнительно:
11. Электронный ресурс: Федеральный портал «Российское образование» - URL: http://www.edu.ru/ свободный;
12. «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393.
13. iboperm.perm.ru/uploads/study_materials/Belogrudova.ppt