КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ПРЕПОДАВАНИИ МДК.02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ (СЕСТРИНСКИЙ УХОД В ТЕРАПИИ)
Е.В. Хетчикова
Престиж профессии медицинская сестра неуклонно возрастает. Целью сестринского дела является осуществление сестринского процесса на профессиональном уровне, сохраняя достоинство и автономию пациента и гармонию с обществом и социальными потребностями.
Основную роль в сестринском процессе играет медицинская сестра, оказывающая сестринские услуги, направленные на стабилизацию здоровья, профилактику заболеваний: Она работает в тесном контакте с пациентом с целью оптимального решения проблем здоровья в имеющихся условиях окружающей среды.
Медицинская сестра – профессионал, обладающий знаниями и навыками, ответственный за осуществление ухода с целью удовлетворения потребностей пациентов и общества по защите здоровья.
Современное сестринское дело является, наукой и искусством, основанным на философии сестринского дела. Потребность в сестринском уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Оказывая помощь пациенту, сестра старается создать атмосферу уважительного отношения к его духовным ценностям, обычаям и убеждениям независимо от его национальности или расовой принадлежности.
Суть современного сестринского дела состоит в уходе за пациентом с использованием научного метода сестринской практики, которым является сестринский процесс [2, 52].
Студент должен уметь осуществлять все этапы сестринского процесса при заболевании, что включает в себя:
грамотное проведение сестринского обследования пациента и оценка тяжести его состояния;
выявление наиболее актуальных проблем пациента, т.е. проведение сестринской диагностики;
составление плана мероприятий по решению проблем и организация их выполнения;
чёткое выполнение диагностических и лечебных манипуляций по назначению врача;
оказание доврачебной помощи при осложнениях и неотложных состояниях [3, 84].
Компетентность студента медицинского техникума заключается в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. Она может быть сформирована только в процессе решения проблем из повседневной жизни и в этом плане огромным помощником выступают ситуационные задачи. Так как знания формируются в процессе применения их на практике и представляется возможным оптимизировать процесс обучения путем включения в его структуру ситуационных задач, построенных на учебном содержании.
Ситуационные задачи позволяют интегрировать знания, полученные в процессе изучения МДК. При этом они могут предусматривать расширение образовательного пространства. Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении студентов к активному разрешению учебных проблем, тождественных реальным жизненным, позволяет студенту овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро находить необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Цель использования метода заключается в творческом, интеллектуально-познавательном, усвоении студентами заданного предметного материала.
При решении проблемных задач результатом усвоения считается не воспроизведение образов, заданных преподавателем, а их самостоятельное добывание. Студенты становятся активными участниками процесса поиска решений, начинают понимать источники его возникновения. При использовании этого метода существенно меняется роль преподавателя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со студентами при решении задач – это предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения.
При работе с ситуационными задачами я рассказываю студентам, как осуществляется поиск решения, строю ход рассуждений, какие могут быть пути решения; почему нужно отказаться от одних и выбрать другие, как находить выходы из трудных ситуаций. Это, на мой взгляд, имеет большое значение.
Студенты постепенно приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения. В ходе такой работы у студентов возникает потребность аргументированно, обоснованно изложить свое мнение. В процессе обсуждения я и студенты становимся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности [1, 283].
Решение ситуационных задач на моем практическом занятии значительно повышают мотивацию к обучению. Разбирая конкретный клинический случай, студент приближается к своей профессиональной деятельности. Решая ситуационные задачи, студенты самостоятельно находят оптимальный вариант решения существующих и потенциальных проблем пациента, которые могут возникнуть в реальной действительности. По истечении отведенного времени я предлагаю студентам озвучить решение задачи. Я даю студентам возможность обсудить правильность ответа, и только после этого делаю своё окончательное заключение, вношу поправки, если это необходимо.
Иногда, при решении ситуационных задач, мы применяем методики мозгового штурма. Сущность этой методики заключается в том, что все студенты обсуждают проблему, описанную в задаче, выдвигают разные версии, решение принимают коллегиально.
После того, как студенты приобретут навыки в решении ситуационных задач, я предлагаю им разыгрывать одну из задач по ролям. Студенты эмоционально импровизируют. Учатся общению друг с другом, с потенциальными пациентами, их родственниками. У них развивается речь, формируется манера общения, исчезает скованность.
Для успешного решения ситуационной задачи, мы повторяем изученный материал: причины заболевания, его сущность, клинические проявления, возможные осложнения заболевания.
Я считаю, что метод решения ситуационных задач является формой активного метода обучения. Использование данного метода позволяет мне:
- осуществить подготовку разносторонних и гармонично развитых специалистов, владеющих профессиональными знаниями, умениями, навыками и компетенциями;
- повысить у студентов мотивацию к обучению, привить интерес к изучаемому разделу;
- развить мыслительную деятельность студентов;
- научить студентов общению друг с другом;
- рассмотреть наиболее частые в практической деятельности ситуации, тем самым сблизить теорию с практикой, что обеспечивает более качественную медицинскую помощь.
Ситуационные задачи близки к проблемным и направлены на выявление и осознание способа деятельности, поэтому их разработка относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Список литературы
Лукацкий, М. А. Педагогическая наука. История и современность : учебное пособие / Лукацкий М. А. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 448 с.
Обуховец, Т.П. Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум/Т.П. Обуховец;. Под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 412 с.
Смолева, Э. В. Сестринский уход в терапии: МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Учебное пособие/Э.В. Смолева;. Под ред. Б.В. Кабарухина. – Изд.2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2019 – 365 с.