Применение нейрогимнастики для детей с ОВЗ на занятиях учителя-дефектолога
Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, которые активируют работу мозга через выполнение физических движений, что в свою очередь стимулирует образование новых нейронных связей.
Комплексы нейродинамической гимнастики, помогут подготовить мозг ребенка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации. Также нейрогимнастика благоприятно влияет на внимание и память; стимулирует кровообращение; способствует развитию мышления и речи; помогает справиться с дислексией (проблемами с чтением) и дисграфией (проблемами с письменной речью); способствует развитию моторики (общей и мелкой).
Левое полушарие мозга отвечает за абстрактно- логическое мышление, а правое — пространственно- образное мышление. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий.
Таким образом, главной задачей для настройки и подготовки мозга к работе будет восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушариями.
Вот примеры упражнений, которые можно использовать на занятиях с детьми с ОВЗ.
Упражнение «Ухо-нос»
Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо.
Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте
положение рук «с точностью до наоборот».
Упражнение «Колечко»
Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с
большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
Упражнение "Виктори и Ok"
Комбинация "Ok" - указательный палец и большой палец прижимаем друг к другу, остальные пальцы выпрямлены.
Комбинация "Виктори" - указательный и средний пальцы вытягиваем вверх, остальные прижимаем к ладони.
Делаем на одной руке комбинацию "ok", на другой "виктори". Потом наоборот. Повторяем упражнение 10 -12 раз. Можно усложнить и выполнять без зрительного контроля.
Игра на переключение внимания
Развиваем: переключение внимания, удержание заданной программы, контроль импульсивности.
Ребёнок считает от 1 до 10 и обратно от 10 до 1, одновременно правой и левой рукой, перемещаясь по числовым дорожкам. Например: 1-10, 2-9, 3-8 и т.д.
Нейроупражнение "Круги"
Каждому цвету на картинке соответствует определенное количество пальцев. Например, синему цвету соответствует два пальца, а оранжевому - три. По очереди коснитесь пальцами каждого круга соответствующим цвету количеством пальцев. Повторите задание для одной и второй руки.
Нейроупражнение "Треугольник и квадрат"
Упражнение начинают с нижнего левого угла. По очереди необходимо коснуться указательным пальцем левой руки каждой точки у треугольника, указательным пальцем правой руки каждой точки у квадрата. Касания производить синхронно по часовой стрелке. Для усложнения между касания можно добавить хлопок в ладоши. Сможете выполнить 10 кругов?
Упражнение «Синхронные поиски»
Развиваем: внимание, межполушарные связи, самоконтроль, процессы избирательности.
Одновременно правой и левой рукой необходимо показать симметричные картинки.
Упражнение «Рисуем двумя руками»
Левой рукой ребёнок рисует треугольник, а правой -круг. Целую строку или столбик. Правой пишет числа от 10 до 30, а левой от 30 до 10. Правой рукой пишет своё имя, левой – слово молодец. Одной рукой рисует солнце, другой домик.