СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода проектов на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка»

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Кумова И.А. учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ гимназия №10


При применении проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с образцами художественной литературы страны изучаемого языка, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями ,например, о культуре, традициях, спорте, известных людях страны изучаемого языка.

На помощь здесь приходит проблемно-диалогический метод обучения. При использовании этого метода учащиеся не получают “готовую” информацию, а ищут ее в той или иной степени самостоятельно. Основная идея: “Познание начинается с вопроса”. Пример реализации: материал на уроке подается так, чтобы у детей возникали вопросы. Вопросы, возникающие на моих уроках, ребята обращают не только ко мне как к учителю, но и друг к другу, а также к самим себе: задание к следующему уроку – найти ответ на вопрос или сделать мини-проект. Для этого необходимо пообщаться со старшими товарищами или родителями, воспользоваться ресурсами сети Интернет, подумать или даже провести небольшое исследование. И, конечно, необходимо, чтобы ученик обладал всеми «инструментами» для его выполнения: актуальной лексикой, грамматическими конструкциями, нужно убедиться, что ученик точно понял задание, иначе оно может привести к снижению его мотивации изучения языка и т.д.

В процессе работы над проектом можно проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Стоит отметить, что используемый учителями английского языка МБОУ гимназия №10 УМК «Spotlight» («Английский в фокусе») предполагает использование метода проектов в каждом изучаемом модуле несколько раз и обязательно в конце модуля, с целью закрепления пройденного лексического и грамматического материала. Данная форма работы обязательна для всех учащихся, будь они «слабыми» или «сильными», каждый из них может справиться с такой формой работы в той или иной степени. Ребята давно привыкли к такой форме заданий, выполняют их с удовольствием, особенно учащиеся 5-6 классов.

Так, при изучении темы «Животные» в Модуле 5 УМК «Spotlight» такие формы технологии проектно-исследовательской деятельности, как

1.Сделать плакат, нарисовав карту своей страны и указав животных, которые обитают в стране. Ребенку требуется не только выяснить, какие животные живут на данной территории ( межпредметные и метапредметные связи), но и описать этих животных (непосредственно изучение новой лексики и грамматики). Кроме того, ребенок должен «защитить» свой проект перед классом (коммуникативная составляющая). (учебник «Spotlight» 5 класс Модуль 5а упр.10 стр.67).

Чем хороша данная работа? Во-первых, тем, что ребята могут делать такое задание не индивидуально, а в группах, если они этого хотят, а , во-вторых, в задании сказано – нарисуй территорию своей страны, а это значит, что когда свою страну рисуют ребята из Армении, Казахстана, Украины или другой страны, урок становится еще более интересным!

2. Уже на следующем уроке ребята готовятся сделать проект об одном диком животном – это их домашнее задание (учебник «Spotlight» 5 класс Модуль 5b упр.10 стр.69) – данная работа индивидуальна, выполняется по шаблону с известной ребятам лексикой, но требует от них сбор информации и самостоятельного построения предложений, кроме того, данный проект обычно сопровождается защитой в классе,, а значит, что ребята должны продумать свое выступление, сделать рисунок или найти фотографию этого животного, или сделать компьютерную презентацию (если им этот вид работы легче).

3. Следующий урок – снова проект , но уже о домашнем животном (о своем питомце), те ребята, кто «посильнее» обычно успевают составить его на уроке (выполнение идет по образцу сообщения в чате), те, кому нужно время подумать, обычно доделывают данную работу дома, как правило тщательно готовясь и оформляя проект (с любовью рисуют своих питомцев или находят их фотографии), затем описывают свое домашнее животное. (учебник «Spotlight» 5 класс Модуль 5с упр.5 стр.70)

4. Следующий урок, Модуль 5d, ребята снова делают проект, но уже на уроке, используя информацию из предыдущих уроков. Им нужно написать краткую информацию о животном (fact file), по образцу. (учебник «Spotlight» 5 класс Модуль 5d упр.4 стр.71)

5. Заключительный урок модуля – снова мини-исследование – ребятам предлагается стать детективом в саду и заняться охотой на насекомых, которые там обитают. Задание выглядит следующим образом:

-составить список насекомых, которых ученик предполагает там встретить;

- затем записать тех насекомых, которые действительно там обитают;

- перечислить летающих насекомых;

-найти картинки или нарисовать каждого из них, описать их;

-рассказать классу о найденных насекомых.

Ребята могут выполнять работу как индивидуально, так и в группе (учебник «Spotlight» 5 класс Модуль 5 Extensive Reading упр.4 стр.73)

И такая работа проводится в каждом модуле и зависит от его темы.

Еще один пример из опыта работы.

В 7 классе В в 2018-2019 учебном году мне пришлось встретиться со «слабыми» учащимися, с теми ребятами, которые откровенно сказали, что английский язык им не интересен, они его не понимают, учить его не хотят, т.е. к изучению английского языка интерес был утрачен у многих ребят из группы. Нагружать всех проектами каждый урок не представлялось возможным, ребята едва ли успевали делать текущие, положенные по программе. В УМК «Spotlight-7» 10 модулей, и в конце каждого из них, кроме маленьких проектов на протяжении всего модуля, есть проекты достаточно обьемные, к которым нужно готовиться заранее, и подготовка к которым для многих учащихся данной группы была бы невыполнима. Посоветовавшись с ребятами, было принято решение распределить эти 10 проектов по группам из двух-трех человек, так, что в конце каждого модуля выступали ребята с подготовленным проектом по теме модуля, а остальные готовили вопросы на английском языке к их защите. Таким образом, ребята, во-первых, смогли разделиться на группы по-желанию, некоторые ребята захотели участвовать несколько раз, некоторые были распределены мной (учителем) в зависимости от уровня знания языка, к более сильным ребятам добавлялись менее сильные, во-вторых, все учащиеся группы смогли участвовать в проектах, в-третьих, все учащиеся были оценены не только учителем, но и ребятами, достаточно высоко, то есть увидели конечный результат своего труда.

Можно, также, привести пример решения проблемной ситуации участия в акции помощи другим людям или животным. Так, например, в УМК «Spotlight-9» в Модуле 6 поднимается тема волонтерства и благотворительности, изучается новая лексика, и дается задание представить, что учащиеся - волонтеры, и нужно написать письмо другу, постараться описать свои добрые дела по определенному плану. Я своим ученикам всегда даю задание не только написать, но и, действительно, сделать доброе дело – предлагаю на выбор – покормить голубей/бездомных животных, помочь соседке/человеку преклонного возраста или придумать самим доброе дело, совершить его, сделать фотоотчет, принести в класс фотографию – доказательство проделанной работы и рассказать о проведенной работе на английском языке. Такая форма работы всегда задается на определенный срок (на неделю) по истечении которого ребята успевают придумать, совершить, а затем написать и рассказать о своем поступке. Данная работа предполагает и практическую часть, и теоретическую часть с использованием новой лексики по теме и всегда поднимает мотивацию к изучению языка.

Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться, начиная с учащихся начальной школы, и заканчивая учащимися выпускных классов.. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Проект предполагает разработку идеи, замысла того или иного продукта. Но здесь в виду имеется не только разработка главной идеи, но и условия достижения цели и ее реализации.

Проект направлен на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

При использовании метода проектов, необходимо учитывать следующие принципы:

  • принцип связи с жизнью;

  • принцип коммуникативной активности;

  • принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся

  • принцип учета возрастных особенностей учащихся;

  • принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

  • принцип межпредметных связей .

Практически любую тему можно использовать в исследовательской деятельности.  

Такие задания, как “Расскажите неправдоподобную историю о том, как вы провели каникулы”, “Проведите экскурсию по Лондону/своему родному городу” и др. предоставляют ученику право выбора, что очень важно, так как он может выбрать ту часть материала, которую усвоил лучше, тем самым устраняются отрицательные эмоции.

Немаловажную роль в исследовательской деятельности играет познавательный характер материала, который должен быть подчинён правилу равновесия между новой и уже известной информацией. Этого можно достигнуть путём сообщения нового об известном. Например, в 5-ом классе учащиеся только называют самые большие города Британии, в 6-ом они могут назвать некоторые их  достопримечательности, в 7-ом уже могут сказать, когда был основан город и чем он знаменит и т.д..

Вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность способствует использование игровых упражнений, которые позволяют организовать целенаправленную речевую практику на уроках иностранного языка, тренировку и активизацию навыков и умений монологической и диалогической речи, формирования  разных типов высказываний (описания, сообщения, информации, выражения мнения, согласия и т.д.).

На последнем этапе дети не просто усваивают те или иные языковые явления и речевые образцы. Они учатся видеть и оценивать себя и других, узнают, как много общего есть в их привычках и предпочтениях, во внешности, и как они отличны друг от друга. Шаг за шагом, от урока к уроку, самостоятельно и под руководством учителя, наблюдая друг за другом, индивидуально или работая в малых группах, дети собирают необходимую информацию и оформляют её конечный продукт – презентацию, рисунок с подписями, доклад, открытку, карту, сценку и т.д.

Таким образом, занимаясь проектной деятельностью, каждый ученик, даже самый «слабый» в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.

Осуществление контроля выполнения проектнойдеятельности должна исходить из следующих целей:

• Чему научились школьники в языковом отношении? (Например, они умеют составить список необходимых для приготовления салата продуктов).

• Как изменилась их деятельность общения? (Например, они могут, взаимодействуя друг с другом коллективно, вежливо благодарить, спрашивать, отказываться и т.д.)

• Что изменилось в восприятии ими межкультурных ситуаций? (Например, они могут сравнить праздники в нашей стране и в Англии и найти общее и различное.)

• В чём заключается вклад проекта в общее развитие ученика? (Например, он может играть роли героев сказки, выразительно декламировать стихи.)

• Какими универсальными действиями овладели дети? (Они могут, например, осуществлять самостоятельный поиск информации о своём родном городе.)

Проектная технология имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлена на формирование у школьников социальной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать в новой социальной ситуации, на развитие чувства ответственности за конечный результат, умения публично выступить, и аргументировано провести презентацию данного проекта.

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, оптимально соответствующие поставленной цели - развитию личности. Инновационные формы обучения способствуют организации и активизации учебной деятельности школьников, повышают результативность обучения, создают благоприятный микроклимат на уроках английского языка.