«История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины», так говорил Цицерон, поэтому важно привлекать внимание учащихся на уроке истории, показывая тем самым связь поколений, при этом, стимулируя их самостоятельную деятельность, для более лучшего усвоения материала.
Таким образом, необходимость внедрения новых форм и методов подачи информации на уроке стало необходимым, не мене важными стали умения учителя осваивать новые компетенции преподаваемого предмета, и внедрение ИКТ-заметно ускоряет этот процесс.
На уроке истории для большей эффективности мною используются предметные коллекции, портреты, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов, проецируются на большой экран с помощью - проектора. При объяснении нового материала на уроке комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами, все это, помогает добиваться главной цели – прочного усвоения материала в процессе практической деятельности, что дает лучшие результаты и способствует более прочному усвоению и закреплению материала.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:
● учебная;
● игровая;
● трудовая.
Рассмотрим пример учебной деятельности с реализацией коммуникативной технологии на уроке истории для класса с дифференцированным обучением: «Отечественная война 1812 г», этап урока-закрепление материала: на слайдах мультимедийной презентации представлены портреты известных личностей, на раздаточных карточках приведены задания разного уровня сложности, получившиеся ответы после обсуждения сдаются в конце урока на проверку учителю.
Например, карточка содержит следующее задание: найдите среди приведенных исторических деятелей лишнего, объясните свой выбор. 1) М.Б. Барклай де Толли. 2) П.И. Багратион. 3) Александр I. 4) Павел I. [2, с.112].
Благодаря яркой, насыщенной презентации внимание учащихся занимающихся по специальной программе не ослабевает в течение урока, что позволяет им лучше запомнить новый материал, выполнить правильно предложенное задание.
Особым интересом у школьников пользуется такая форма урока как – урок-игра, ведущую роль в котором занимает игровая деятельность.
Как пример можно рассмотреть урок-игру для 5-го класса «Вперед в прошлое Греции». Применяемые педагогические технологии: технология личностно-ориентированного подхода, развивающего обучение. В ходе урока учащимся демонстрируется презентация, фрагменты из фильмов о греческих богах и героях, в качестве музыкальной иллюстрации к уроку звучит запись национальных греческих музыкальных инструментов: геликона, кеманчи, критской лиры. Предлагаемые задания на уроке «Собери корабль в плаванье», «Знатоки мифов», и.т.д.
Таким образом, во время урока проходит закрепление знания учащихся о древнегреческих богах, проводится работа по дальнейшему развитию УУД, через систему письменных и устных заданий, стимулируется познавательный интерес учащихся по данной теме.
Как составляющую информационно-коммуникативной технологии на уроках истории можно рассматривать трудовую деятельность, более активно она применяется во время создания исследовательских и проектных работ.
Проектная и исследовательская работа достаточно активно используется мною на уроках истории. Так, в 2013-2014 уч. году, учащиеся 8-го класса, занимались изучением жилищ древних Забайкальцев; как итог-написание одноимённой исследовательской работы, создания макета чум, выполненного в соответствии с техникой эвенков, и занятое III место в районной эколого-краеведческой конференции в секции краеведение.
В текущем учебном году нами был запущен проект, срок реализации 2 года- «Великая Отечественная война в истории моего села», что позволяет нам занимать призовые места на конкурсах различных уровней от очного муниципального, до заочного-всероссийского. Итогом проектной деятельности по истории России, стало создание экспозиции «В прифронтовом лесу».
Для более лучшего закрепления знаний по курсу «История Древнего мира» с учащимися 5-го класса была создана модель «Древний Египет», всю необходимую информацию юные исследователи собирали самостоятельно, делали карандашные наброски будущей экспозиции, изучали быт и нравы древних египтян, при сборе макета пирамид, активную помощь оказывали родители учащихся.
Таким образом, можно выделить определенные результаты применения ИКТ на уроках истории:
●формирование компьютерной грамотности учащихся, через самостоятельный поиск информации в сети Интернет, использование электронных образовательных материалов на уроке.
● развитие самостоятельной работы обучающихся.
● реализация личностно-ориентированного подхода.
В заключение хочется сказать, что во время урока истории, возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.