СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы формирования репертуара школьного хора

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Принципы формирования репертуара школьного хора»



Принципы формирования репертуара школьного хора и работа над ним

Введение

Репертуар — это сердце любого творческого коллектива, в том числе и школьного хора. Он не только отображает художественный уровень коллектива, но и влияет на его развитие, формирует нравственно-эстетические ценности участников. Поэтому правильное формирование репертуара и систематическая работа над ним являются основой успешной деятельности коллектива.

Значение репертуара для художественного облика коллектива

Репертуар — это «лицо» коллектива, его визитная карточка. Зная репертуар, можно определить творческое лицо хора, его нравственные ориентиры и исполнительские возможности. Умело подобранный репертуар обеспечивает:

  • Постоянную творческую активность коллектива;

  • Повышение исполнительского мастерства;

  • Полноценное музыкальное развитие участников;

  • Воспитание эстетического вкуса и нравственных ценностей.

Основные требования к формированию репертуара

1. Разнообразие произведений

В репертуаре должны гармонично сочетаться:

  • Темы:

    • Патриотические

    • Игровые

    • Лирические

    • Драматические

  • Характер:

    • Медленные и быстрые произведения

    • Русская и зарубежная классика

    • Современные авторы и обработки народных песен

    • Духовная музыка и духовные песнопения

2. Расширение кругозора

Разнообразие музыкальных жанров расширяет духовный и музыкальный кругозор участников, формирует их эстетические предпочтения и культурные ценности.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей

При подборе репертуара необходимо учитывать:

  • Психофизиологические возможности возрастных групп детей;

  • Технические возможности коллектива;

  • Идеи и содержание произведений;

  • Интересы участников.

4. Поддержание гармонии между техническими и творческими задачами

На начальных этапах важно сосредоточиться на техническом освоении произведений. Позднее — переходить к творческой интерпретации, при этом эти задачи всегда должны идти рука об руку.

Работа над репертуаром

1. Этапы формирования репертуара

  • Подбор произведений согласно уровню технической подготовленности;

  • Классификация по сложности:

    • Произведения, полностью соответствующие возможностям коллектива;

    • Немного превышающие текущие возможности (развивающие);

    • Облегченные произведения для закрепления навыков и отдыха.

2. Использование групповой системы

Создание трёх групп репертуара помогает разнообразить работу и повысить её эффективность:

  • Группа 1: соответствует текущим возможностям коллектива;

  • Группа 2: сложнее текущего уровня, стимулирует развитие;

  • Группа 3: облегченные произведения для активного отдыха и укрепления навыков.

Такая система позволяет своевременно менять ритм работы, переключать внимание и избегать переутомления.

3. Систематическая и активная работа

Для глубокого освоения репертуара необходима систематическая и активная работа на репетициях:

  • Создание творческой, заинтересованной атмосферы;

  • Разучивание с сочетанием технических и художественных задач;

  • Постепенное усложнение и развитие интерпретационных навыков.

4. Количественный баланс

Объем репертуара важно поддерживать на оптимальном уровне:

  • Недобор произведений затормозит рост;

  • Избыток — усложнит работу, снизит качество;

  • Оптимальный объем — обеспечивает системное развитие и творческое насыщение.

Работа с произведениями: основные принципы

1. Единство технических и художественных аспектов

Безусловно, первые этапы работы связаны с техническим освоением произведений: интонациями, ритмом, гармонией. После — развивается интерпретация, чувства, выразительность. Всегда важно сочетать эти подходы и не разделять их.

2. Активное творческое взаимодействие

Эффективное освоение требует не только механического повторения, но и творческого подхода, воодушевления участников, анализа и обсуждения произведений.

Итог

Эффективное формирование репертуара и систематическая работа над ним — залог высоких исполнительских результатов и духовного развития участников. Важны разнообразие, четкое планирование, учет возрастных особенностей и заинтересованности детей. Только при таком подходе коллектив сможет реализовать свой творческий потенциал и достигнуть поставленных целей.