СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приоритетное направление школы – совершенствование системы формирования здорового образа жизни среди обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждом образовательном учреждении большое внимание уделяется здоровью детей и это является приоритетным направлением. Формирование ЗОЖ включает в себя основные цели, принципы и формы работы ОУ. В разработке описан опыт работы по сохранению здоровья детей.

Просмотр содержимого документа
«Приоритетное направление школы – совершенствование системы формирования здорового образа жизни среди обучающихся.»

Приоритетное направление школы – совершенствование системы формирования здорового образа жизни среди обучающихся.

«Человек – высший продукт природы. Но для того чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным»

(И.П. Павлов).

Никто не будет спорить с этими словами. Здоровье – это драгоценный дар, который дан человеку. Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового.

Первые навыки здорового образа жизни ребенок полу­чает в семье. Именно родители учат его мыть руки, чис­тить зубы, делать зарядку. Родители рассказывают ребен­ку о том, что необходимо заботиться о своем здоровье.

Если родители стараются привить ребенку навыки здо­рового образа жизни, то наше общество не всегда заду­мывается над судьбой подрастающего поколения. Извес­тно, что в античные времена юношам показывали непри­глядное поведение пьяного раба, демонстрируя, как опь­янение может довести человека до состояния свиньи.

Обучение ЗОЖ, формирование ценности здоровья в представлениях подрастающего поколения - актуаль­ная задача школы.

Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

  • глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;

  • дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;

  • методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.

Также выделяют основные принципы организации работы ОУ по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни:

Целостность: воспитание основ здорового образа жизни осуществляется в рамках единого процесса вос­питания и формирования личности.

Комплексность: вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ всех основных институтов социализации школьника (участие школы, семьи, окружения ребенка).

Безопасность: тщательный отбор информации, пре­доставляемой школьнику, и исключение сведений, кото­рые могут провоцировать его интерес к поведению, раз­рушающему здоровье.

Возрастная адекватность: содержание образования в области ЗОЖ базируется на актуальных для конкретно­го возраста потребностях и ценностях и учитывает ре­альные для данного возраста факторы риска.

Социокультурная адекватность: учет свойственных обществу стандартов и норм поведения, в том числе обы­чаев, традиций, связанных со здоровьем.

При обучении подростков основам ЗОЖ ре­комендуется использовать такие формы работы, кото­рые носят преимущественно интерактивный характер и ос­новываются на самостоятельной, творческой де­ятельности самих учащихся.

Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самосто­ятельности, они выступают в роли разработчи­ков и исполнителей проекта. Эта форма работы позволяет удовлетворить одну из главных по­требностей этого возраста - почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности. В результате у школьников фор­мируются универсальные полезные навыки (уме­ние ставить задачи и выполнять намеченное, ра­ционально распределять свою работу, умение со­трудничать и т.д.), а также решаются специаль­ные воспитательные задачи (например, форми­рование негативного отношения к наркотикам).

Дискуссии способствуют формированию личной позиции школьника в отношении той или иной проблемы, которая кажется значимой, интерес­ной. Дискуссия может быть организована в форме «круг­лого стола», ток-шоу, брейн-ринга и т.п. К участию в дис­куссии могут привлекаться родители, а также представи­тели различных профессий - медики, психологи, юрис­ты и т.д. Это сделает дискуссию более интересной и со­держательной. Разновозрастный состав участников помо­жет взрослым и школьникам «услышать» друг друга, по­нять позицию другого.

Игры. Традиционно принято рассматривать игру как ведущую форму деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Между тем игра продолжает сохра­нять свое значение и на последующих возрастных этапах. Так, у старших школьников игра становится формой реа­лизации мотивации достижения и самоопределения. Мож­но использовать ролевые, ситуационные игры, которые эффективны для отработки конкретных поведенческих схем.

Лекция - самая популярная среди взрослых и самая «нелюбимая» среди учащихся форма работы. Однако при обсуждении ряда тем (например, проблем наркомании) такая форма оказывается необходимой.

Помимо классического варианта лекции могут исполь­зоваться такие формы, как лекция-дискуссия и лекция с обратной связью. Лекция-дискуссия включает не только сообщение материала, но и его обсуждение. При проведе­нии лекции с обратной связью лектор представляет про­блемную информацию, которая затем обсуждается школь­никами в малых группах. Задача групп - не только выска­зать свое отношение к услышанному, но и представить свой вариант решения проблемы.

Таким образом, при обучении школьников основам ЗОЖ необходимо учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения к своему здоровью на разных этапах возраст­ного развития ребенка

Формы работы по формированию ЗОЖ

1. Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:

·        Работа спортивных секций;

·        Открытые уроки учителей физического воспитания;

·        Разработка и соблюдение требований на всех учебных занятиях.

2. Соревнования и спортивные праздники:

·        Спортивные турниры;

·        Спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям;

·        Товарищеские встречи по различным видам спорта;

·        Подготовка сборных команд школы для участия в районных и областных соревнованиях.

3. Туризм, краеведение:

·        Туристические слёты;

·        Общешкольные Дни здоровья;

·        Участие в играх «Зарница» и «Безопасное колесо»;

·        Походы выходного дня;

·        Прогулки на свежем воздухе.

4. Профилактика заболеваний у учащихся и сотрудников школы:

·        Беседы и лекции;

·        Встречи с медработниками;

·        Смотры – конкурсы стенгазет, рисунков, буклетов, презентаций по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, гриппа, наркомании, алкоголизма и табакокурения.

5. Исследовательская работа. Мониторинг.

·        Анкетирование.

·        Диагностика;

·        Подведение итогов внутришкольных соревнований.

Педагогический коллектив нашей школы уже несколько лет работает над задачей сохранения и укрепления здоровья в процессе обучения и во внеурочное время:

  • внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;

  • принципы здоровьесбережения легли в основу учебно-воспитательной деятельности педагогов;

  • с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся, продумывается оформление школы;

  • совершенствуется материально-техническая база, позволяющая вести эффективную и целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни.

Проведённый анализ состояния работы по сохранению здоровья школьников и пропаганде физкультуры и спорта позволил нам определить приоритетные направления работы:

  1. Укрепление и сохранение здоровья школьников через повышение двигательной активности и усиление профилактической работы с учащимися, педагогами, родителями.

  2. Создание условий для внедрения технологий здоровьесбережения учащихся.

  3. Совершенствование школьного питания.

  4. Диагностика и мониторинг результатов работы по сохранению здоровья школьников.

  5. Информационное и методическое сопровождение работы по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни.

Говоря о здоровом образе жизни, на первое место следует поставить двигательную активность. Увеличение двигательной активности обеспечивается за счёт проведения мероприятий, ставших в школе традиционными:

  • утренняя зарядка;

  • физкультурные минутки во время уроков;

  • динамические паузы и подвижные игры во время перемен;

  • Дни здоровья, семейные спортивно-оздоровительные праздники; «Веселые старты»;

  • экскурсии и походы по окрестностям;

  • соревнования «Школа безопасности»;

  • военно-спортивная игра «Зарница»;

На базе школы функционируют кружки и секции: волейбол, баскетбол, лёгкая атлетика.

Ведущая роль работе по сохранению здоровья школьников отведена медицинским работникам, учителям физической культуры, кл. руководителям. Ведётся работа с родителями и учащимися: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, тематические педсоветы и классные часы. Темы проводимых мероприятий разнообразны:1 класс - «Первые трудности обучения»; «Адаптация первоклассников»; 4 класс - «Трудности перехода в среднее звено»; 11-й класс - «Рекомендации по подготовке к ЕГЭ». Будущие первоклассники - «Психологическая готовность к школе», «Учимся отдыхать».

Ежегодно проходят открытые родительские собрания по темам: « Здоровье наших детей», «Здоровая семья – здоровый ребенок». Традиционными стали единые Дни здоровья.

Классными руководителями и медицинскими работниками проводятся беседы о здоровье, выпускаются буклеты по профилактике детских простудных заболеваний и травматизма, пропаганде здорового образа жизни. Неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании. В школе ведётся большая работа по предупреждению данных социальных явлений.

При построении образовательного процесса учителя учитывают особенности класса; соблюдаются гигиенические и психолого-педагогические условия проведения урока, функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, используются приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создаются условия для самовыражения учащихся; используются разнообразные виды деятельности, внедряются здоровьесберегающие образовательные технологии, личностно-ориентированные, уровневой дифференциации обучения.

В процессе обучения решается задача по формированию у школьников необходимых компетенций по здоровому образу жизни и по овладению теоретическими знаниями и практическими навыками.

Система диагностики и мониторинга является составной частью работы по здоровьесбережению. Фельдшером проводится мониторинг физического здоровья учащихся по итогам ежегодного медосмотра, результаты которого говорят о снижении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями. С другой стороны, появляются проблемы, приобретенные в процессе обучения (сколиоз, близорукость). Для их преодоления результаты медосмотра с рекомендациями о консультации специалистов доведены до сведений родителей.



За три года отмечена положительная динамика по снижению заболеваемости школьников.

Целью работы по совершенствованию правильного питания стало создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного питания. Для организации питания в школе имеется столовая. Проводятся мероприятия, направленные на повышение культуры питания, обеспечение санитарно-гигиенической безопасности.

Закончить свое выступление хочется словами великого русского педагога В.А.Сухомлинского: «Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека!»