СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приведение дробей к общему знаменателю

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это конспект урока, который может быть проведён как в 5 классе по УМК Никольского, так и в 6 классе по УМК Виленкина. Это урок новой темы, разработанный по всем федеральным стандартам (ФГОС). Он может быть использован в качестве открытого урока.

Просмотр содержимого документа
«Приведение дробей к общему знаменателю»

Тема: Приведение дробей к общему знаменателю

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала

Цель:

Оборудование: экран, проектор, моноблок, раздаточный материал.

Ход урока:

1. Организационный момент

Встали! Приготовились к уроку… Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

2. Устная работа

Начнём наш урок. А начнём мы его, как и всегда, с устной работы.

Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: какие дроби называются правильными, а какие – неправильными?..

А теперь внимание на слайд…

Презентация СЛАЙД 2-5

3. Изучение нового материала

А теперь давайте попробуем сравнить эти дроби: СЛАЙД 6

Давайте для начала разберёмся: Какие это дроби: правильные или неправильные?..

- Обе правильные.

Вот так… Что же делать?.. Можем ли мы сейчас вот так вот взять и сказать, какая из дробей больше, а какая меньше?..

- Нет…

А почему???

- Ну, у них и числители разные, и знаменатели разные…

Правильно!.. А что же делать будем?..

- А давайте их к общему знаменателю приведём…

Всё верно!.. А теперь давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего урока. Что мы собираемся сегодня на уроке делать?

- Приводить дроби к общему знаменателю.

СЛАЙД 7

А теперь давайте попробуем определить цель нашего урока.

Чего мы хотим добиться в итоге?..

- научиться приводить дроби к общему знаменателю.

А как мы этого можем достичь? СЛАЙД 8.

А как мы этого можем достичь?

- узнать необходимые правила…

Открываем свои тетради и пишем сегодняшнее число (18.01.17 г), «Классная работа»…

А теперь пока что откладываем ручки в сторону и вновь смотрим на экран. СЛАЙД 9

Итак… Мы решили привести с вами эти дроби к общему знаменателю… А как мы это делать будем?...

- А давайте умножим на что-нибудь…

Отличная идея! Но тогда давайте с Вами вспомним основное свойство дроби. В чём оно заключается?..

- Числитель и знаменатель дроби можно умножать и делить на одно и тоже число, и при этом дробь не изменится (то есть не поменяет своего значения).

Хорошо… Но только давайте сейчас немного отвлечёмся от нашего задания. Мы ещё вернёмся к этим загадочным дробям, а пока вновь внимание на экран… СЛАЙД 10

Привести дроби и к знаменателю 16. Давайте начнём с дроби . Какой дополнительный множитель мы ей поставим, чтобы в знаменателе получилось число 16?..

- 4

Пользуемся основным свойством дроби: умножаем числитель и знаменатель на 4. Какая дробь в итоге получится?..

-

… Аналогично проговариваем все действия со второй дробью…

Итак, мы привели дроби и к знаменателю 16. У нас получились новые дроби и с одинаковым знаменателем.

СЛАЙД 11 А теперь открываем свои учебники на странице 178, выполняем № 794… № 796 (один из учеников выполняет задание на доске; на каждый номер по 2 человека)

Что ж… А теперь вновь положили ручки на стол и внимательно смотрим на экран. СЛАЙД 12

Скажите, пожалуйста: А можем ли мы привести дроби и к знаменателю 20?..

- Нет…

А почему???

- 20 не делится ни на 7, ни на 9.

Верно!.. Так к каким знаменателям мы можем приводить обыкновенные дроби???

- дроби можно приводить только к тем знаменателям, которые кратны исходным.

Так давайте ж теперь вернёмся к нашим загадочным дробям, с которых мы начинали. Помните ли вы их ещё?.. СЛАЙД 13

Итак… Что же нам надо сделать, чтобы привести эти дроби к общему знаменателю???

- Надо найти НОК (7; 9).

Верно. И чему он будет равен?

- 63

Правильно. Ну тогда осталось дело за малым: давайте найдём дополнительные множители для каждой из дробей.

- 9 и 7

Пользуясь основным свойством дроби, найдите, какие новые дроби мы получим?

- и СЛАЙД 14

Что ж… А теперь мы сможем ответить на вопрос: какая из дробей больше?

- Да, первая…

Что ж… Неплохо. Но давайте попробуем ещё раз. СЛАЙД 15

и - приведите эти дроби к общему знаменателю. Что мы будем сейчас делать?

- Искать НОК (12; 48)

Ищите…

- он равен 48

А почему?

- Потому что 48 делится без остатка на 12.

Итак, мы приводим дроби к знаменателю 48. Ищем дополнительные множители. А нужно ли искать дополнительный множитель ко второй дроби?

- нет

Верно. Мы не будем её менять. Она нас и так устраивает. Ладно. Тогда приводим к знаменателю 48 первую дробь. Ищем для неё дополнительный множитель. Что мы для этого делаем?

-48 делим на 12.

Сколько получается?..

- 4

Дополнительный множитель 4. И какая же дробь у нас в итоге получится?

-

Хорошо. Итак… Мы приводили дроби и к знаменателю 48 и в итоге получили дроби и .

Физминутка СЛАЙД 16

А теперь, прежде чем пойти дальше, давайте передохнем.

Слушайте меня внимательно! Физминутку мы сегодня проведём так: я называю Вам дробь: если она правильная, то вы один раз хлопаете в ладоши, а если дробь неправильная, то вы просто поднимаете руки вверх и опускаете их вниз. Готовы?

А теперь смотрим на меня. Головой не шевелим, двигаются только глаза: смотрим вверх, вниз, вправо, влево. И ещё раз: смотрим вверх, вниз, вправо, влево.

Поморгали глазками.

И вновь возвращаемся к работе. СЛАЙД 17

Давайте теперь приведём к общему знаменателю дроби: и . В предыдущих случаях мы находили знаменатели быстро и легко. Ну, наверное, потому, что числа были небольшие. А что же нам делать теперь???

- Разложить знаменатели на простые множители…

Ну конечно! Мы же в конце концов НОК ищем…

В своих тетрадях посередине пишите № 1(доп) и быстренько раскладываем на простые множители два числа 410 и 861 – дублирую задание на доске


Анжелика, давай к доске. Разложи, пожалуйста, число 410 на простые множители.

Аня, а ты число 861…

Давайте теперь ещё сверимся со слайдом. Так мы получили?..

Хорошо… Что делать дальше… {Доводим поиски НОК до конца}

Хорошо… А что дальше-то делать?..

- Ищем дополнительные множители…

Чудесно. СЛАЙД 18 Ну и как мы это делать будем?

- Мы должны 8610 разделить на 861 и на 410.

Хорошо. Делим…8610 на 410. Что у вас получилось.

- 21

Тогда 21 – это дополнительный множитель к первой дроби.

И делим 8610 на 861. Сколько будет?

- 10

А значит, 10 – это дополнительный множитель ко второй дроби.

Какие же у нас дроби получаются в итоге…

… Давайте ещё раз обобщим. {Показать на примере, что будет неудобно перемножать знаменатели при приведении к общему знаменателю}

Итак… СЛАЙД 19

А теперь смотрим на № 798. Работаем устно по цепочке…

Если осталось 3-5 ЛИШНИХ минут времени, то письменно в тетрадях: № 799 (работа в группах по два примера).

4. Итог урока. Рефлексия.

Итак… Давайте с вами подведём итог.

Продолжите фразу: Сегодня на уроке мы повторили…

Скажите мне, пожалуйста, что сегодня нового вы узнали на уроке? Что мы с вами учились делать?

- Как приводить дроби к общему знаменателю

Смотрим на экран. СЛАЙД 20. Нам нужно заполнить пробелы…

И ещё один последний вопрос. А скажите, пожалуйста, как Вы думаете: Вот когда мы с Вами окончательно разберёмся, как приводить дроби к общему знаменателю, что мы тогда сможем делать с обыкновенными дробями?..

- Сравнивать, складывать и вычитать.

Открывайте свои дневники, записывайте домашнее задание. СЛАЙД 21.

А сегодня за урок оценки следующие…

6