Тема: Приведение дробей к общему знаменателю
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала
Цель:
Оборудование: экран, проектор, моноблок, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент
Встали! Приготовились к уроку… Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
2. Устная работа
Начнём наш урок. А начнём мы его, как и всегда, с устной работы.
Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: какие дроби называются правильными, а какие – неправильными?..
А теперь внимание на слайд…
Презентация СЛАЙД 2-5



3. Изучение нового материала
А теперь давайте попробуем сравнить эти дроби: СЛАЙД 6

Давайте для начала разберёмся: Какие это дроби: правильные или неправильные?..
- Обе правильные.
Вот так… Что же делать?.. Можем ли мы сейчас вот так вот взять и сказать, какая из дробей больше, а какая меньше?..
- Нет…
А почему???
- Ну, у них и числители разные, и знаменатели разные…
Правильно!.. А что же делать будем?..
- А давайте их к общему знаменателю приведём…
Всё верно!.. А теперь давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего урока. Что мы собираемся сегодня на уроке делать?
- Приводить дроби к общему знаменателю.
СЛАЙД 7

А теперь давайте попробуем определить цель нашего урока.
Чего мы хотим добиться в итоге?..
- научиться приводить дроби к общему знаменателю.
А как мы этого можем достичь? СЛАЙД 8.
А как мы этого можем достичь?
- узнать необходимые правила…
Открываем свои тетради и пишем сегодняшнее число (18.01.17 г), «Классная работа»…
А теперь пока что откладываем ручки в сторону и вновь смотрим на экран. СЛАЙД 9

Итак… Мы решили привести с вами эти дроби к общему знаменателю… А как мы это делать будем?...
- А давайте умножим на что-нибудь…
Отличная идея! Но тогда давайте с Вами вспомним основное свойство дроби. В чём оно заключается?..
- Числитель и знаменатель дроби можно умножать и делить на одно и тоже число, и при этом дробь не изменится (то есть не поменяет своего значения).
Хорошо… Но только давайте сейчас немного отвлечёмся от нашего задания. Мы ещё вернёмся к этим загадочным дробям, а пока вновь внимание на экран… СЛАЙД 10
П
ривести дроби
и
к знаменателю 16. Давайте начнём с дроби
. Какой дополнительный множитель мы ей поставим, чтобы в знаменателе получилось число 16?..
- 4
Пользуемся основным свойством дроби: умножаем числитель и знаменатель на 4. Какая дробь в итоге получится?..
- 
… Аналогично проговариваем все действия со второй дробью…
Итак, мы привели дроби
и
к знаменателю 16. У нас получились новые дроби
и
с одинаковым знаменателем.
СЛАЙД 11 А теперь открываем свои учебники на странице 178, выполняем № 794… № 796 (один из учеников выполняет задание на доске; на каждый номер по 2 человека)
Что ж… А теперь вновь положили ручки на стол и внимательно смотрим на экран. СЛАЙД 12
Скажите, пожалуйста: А можем ли мы привести дроби
и
к знаменателю 20?..
- Нет…
А почему???
- 20 не делится ни на 7, ни на 9.
Верно!.. Так к каким знаменателям мы можем приводить обыкновенные дроби???
- дроби можно приводить только к тем знаменателям, которые кратны исходным.
Так давайте ж теперь вернёмся к нашим загадочным дробям, с которых мы начинали. Помните ли вы их ещё?.. СЛАЙД 13

Итак… Что же нам надо сделать, чтобы привести эти дроби к общему знаменателю???
- Надо найти НОК (7; 9).
Верно. И чему он будет равен?
- 63
Правильно. Ну тогда осталось дело за малым: давайте найдём дополнительные множители для каждой из дробей.
- 9 и 7
Пользуясь основным свойством дроби, найдите, какие новые дроби мы получим?
-
и
СЛАЙД 14
Что ж… А теперь мы сможем ответить на вопрос: какая из дробей больше?
- Да, первая…
Что ж… Неплохо. Но давайте попробуем ещё раз. СЛАЙД 15
и
- приведите эти дроби к общему знаменателю. Что мы будем сейчас делать?
- Искать НОК (12; 48)
Ищите…
- он равен 48
А почему?
- Потому что 48 делится без остатка на 12.
Итак, мы приводим дроби к знаменателю 48. Ищем дополнительные множители. А нужно ли искать дополнительный множитель ко второй дроби?
- нет
Верно. Мы не будем её менять. Она нас и так устраивает. Ладно. Тогда приводим к знаменателю 48 первую дробь. Ищем для неё дополнительный множитель. Что мы для этого делаем?
-48 делим на 12.
Сколько получается?..
- 4
Дополнительный множитель 4. И какая же дробь у нас в итоге получится?
- 
Хорошо. Итак… Мы приводили дроби
и
к знаменателю 48 и в итоге получили дроби
и
.
Физминутка СЛАЙД 16
А теперь, прежде чем пойти дальше, давайте передохнем.
Слушайте меня внимательно! Физминутку мы сегодня проведём так: я называю Вам дробь: если она правильная, то вы один раз хлопаете в ладоши, а если дробь неправильная, то вы просто поднимаете руки вверх и опускаете их вниз. Готовы?
А теперь смотрим на меня. Головой не шевелим, двигаются только глаза: смотрим вверх, вниз, вправо, влево. И ещё раз: смотрим вверх, вниз, вправо, влево.
Поморгали глазками.
И вновь возвращаемся к работе. СЛАЙД 17
Давайте теперь приведём к общему знаменателю дроби: и . В предыдущих случаях мы находили знаменатели быстро и легко. Ну, наверное, потому, что числа были небольшие. А что же нам делать теперь???
- Разложить знаменатели на простые множители…
Ну конечно! Мы же в конце концов НОК ищем…
В своих тетрадях посередине пишите № 1(доп) и быстренько раскладываем на простые множители два числа 410 и 861 – дублирую задание на доске…
Анжелика, давай к доске. Разложи, пожалуйста, число 410 на простые множители.
Аня, а ты число 861…
Давайте теперь ещё сверимся со слайдом. Так мы получили?..
Хорошо… Что делать дальше… {Доводим поиски НОК до конца}
Хорошо… А что дальше-то делать?..
- Ищем дополнительные множители…
Чудесно. СЛАЙД 18 Ну и как мы это делать будем?
- Мы должны 8610 разделить на 861 и на 410.
Хорошо. Делим…8610 на 410. Что у вас получилось.
- 21
Тогда 21 – это дополнительный множитель к первой дроби.
И делим 8610 на 861. Сколько будет?
- 10
А значит, 10 – это дополнительный множитель ко второй дроби.
Какие же у нас дроби получаются в итоге…
… Давайте ещё раз обобщим. {Показать на примере, что будет неудобно перемножать знаменатели при приведении к общему знаменателю}
Итак… СЛАЙД 19
А теперь смотрим на № 798. Работаем устно по цепочке…
Если осталось 3-5 ЛИШНИХ минут времени, то письменно в тетрадях: № 799 (работа в группах по два примера).
4. Итог урока. Рефлексия.
Итак… Давайте с вами подведём итог.
Продолжите фразу: Сегодня на уроке мы повторили…
Скажите мне, пожалуйста, что сегодня нового вы узнали на уроке? Что мы с вами учились делать?
- Как приводить дроби к общему знаменателю
Смотрим на экран. СЛАЙД 20. Нам нужно заполнить пробелы…
И ещё один последний вопрос. А скажите, пожалуйста, как Вы думаете: Вот когда мы с Вами окончательно разберёмся, как приводить дроби к общему знаменателю, что мы тогда сможем делать с обыкновенными дробями?..
- Сравнивать, складывать и вычитать.
Открывайте свои дневники, записывайте домашнее задание. СЛАЙД 21.
А сегодня за урок оценки следующие…
6