Просмотр содержимого документа
««Привитие трудовых навыков с целью социализации обучающихся ОВЗ на уроках цветоводства и декоративного садоводства»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королев Московской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ДОКЛАД
«Привитие трудовых навыков с целью социализации обучающихся ОВЗ на уроках цветоводства и декоративного садоводства»
Подготовила учитель труда
М.Л.Калинина
2020год
Воспитание и социализация обучающихся с ОВЗ предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеурочную, социально значимую деятельность обучающихся.
Программа воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ на уроках «Цветоводства и декоративного садоводства» в нашей школе направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. На каждом уроке я стараюсь дать основные направления трудового обучения :
воспитание трудолюбия, сознательного отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
воспитание трудолюбия, сознательного отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
• сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;
• готовность к профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования);
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;
У нас в школе имеются формы занятий с обучающимися для воспитания трудолюбия, сознательного отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
индивидуальные занятия,
-консультации,
факультативов
Дети обязательно принимают участие в экскурсиях по городу, на предприятия, ,в техникумы, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями .
Посещение дней открытых дверей в различных учебных заведениях.
Участие в различных видах общественно полезной деятельности на базе ОУ в учебное и внеурочное время.
-акция «Сделаем мир чище»
-генеральные уборки,
-трудовые акции,
-озеленение кабинета, школы
Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель — превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития обучающихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, профессионального роста.
При этом сам характер труда обучающегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и востребованность его результатов. Уникальность, авторский характер, деятельность для других должны стать основными признаками различных форм трудовой деятельности как формы социализации личности. Добровольность и безвозмездность труда позволяют соблюсти баланс между конкурентно-ориентированной моделью социализации будущего выпускника и его социальными императивами гражданина.
Социализация обучающихся с ОВЗ нашей школы должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, занятия в учебных мастерских, общественно-полезная работа, профессионально ориентированная производственная деятельность и др.) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.
На уроки «цветоводства и декоративного садоводства» были приглашены родители , которые заняты в этой профессии. Ребята увидели основы составления букетов. Затем сами потренировались в этом.
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности
1.Сформировано ценностное отношение к труду и творчеству.
2. Обучающиеся имеют представления о различных профессиях, трудовом законодательстве.
3. Обучающиеся обладают навыками трудового сотрудничества с людьми разного возраста.
4. Обучающиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового.
5. Обучающиеся имеют начальный опыт участия в различных видах деятельности.6. Обучающиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.
7.Сформированы первоначальные профессиональные намерения и интересы.
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств личности. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – социализируется ли он в обществе. С этой целью школа, уже не первый год, изучает уровень трудовых и профессиональных навыков каждого школьника. Результаты данной работы зависит не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желания изменить ситуацию к лучшему.