СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема наркомании в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» (из опыта работы учителя)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема выбора – одна из главных, над которой мы, словесники, работаем вмести с учениками, анализируя то лили иное художественное произведение. Проблема выбора – одна из главных, над которой мы, словесники, работаем вмести с учениками, анализируя то лили иное художественное произведение.

Просмотр содержимого документа
«Проблема наркомании в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» (из опыта работы учителя)»

Проблема наркомании в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

(из опыта работы учителя)


Проблема выбора – одна из главных, над которой мы, словесники, работаем вмести с учениками, анализируя то лили иное художественное произведение. Любовь и измена. Жизнь и смерть. Чувство долга и предательства. «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Надо ли «бороться и искать, найти и не сдаваться», или, как думал Гамлет, стоит попробовать забыться, «уснуть и видеть сны?» Над этими и многими другими вопросами размышляют ученики, спорят, доказывая свою точку зрения, открывая для себя Толстого и Достоевского, Чехова и Бунина…

И учатся. Учатся думать, чувствовать, переживать и сопереживать. Учатся жить. Не существует, наверное, ни одной из жизненных проблем, которую в той или иной мере не отразила художественная литература. Пагубное пристрастие человека к наркотикам не исключение.

Повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект» - одно из тех произведение, в котором поднимается наряду со многими другими и эта проблема. Ученики знакомятся с двумя молодыми людьми, главными героями, поручиком Пироговым и художником Пискаревым. Они повстречали на Невском проспекте двух прелестных девушек: блондинку и брюнетку. Каждый последовал за своей избранницей. А дальше? Дальше начинается анализ художественного произведения.

Задача учителя – грамотно сформулировать вопросы, отвечая на которые, ученики могут «увидеть» совершенно разных людей: художника и поручика. Обращаем внимание не только на портреты героев, их речевые характеристики, но и на лирические отступления, в которых слышен голос самого писателя, великого знатока человеческих душ – Гоголя.

Ученики замечают «самодовольную и самонадеянную улыбку» поручика Пирогова, отмечают, каким «робким и трепетным» шагом последовал за красавицей брюнеткой художник Пискарев.

Кто же из двух героев повести более уязвим в мире лжи, разврата, там, где царствует «Невский проспект» с его моральными устоями? Конечно, человек с тонкой душевной организацией! «Художник петербургский!» - с горечью восклицает Гоголь.

Отвечая на вопрос учителя, ученики отмечают, что часто в жизни сталкиваются с полным несоответствием реальности с мечтами: принц оказывается нищим, а король-то голый! Что тогда делать? Как поступить? На эти вопросы нет и не может быть точных однозначных ответов в произведениях художественной литературы. Но вот что делать не следует, что произойдет, если человек окажется слаб и нет сил для борьбы, увидеть сможем.

Стоит только проанализировать душевное состояние художника Пискарева, вдруг осознавшего весь ужас реальной жизни: прекрасная незнакомка оказалась продажной женщиной. Ученики видят, как он мечется по своей убогой комнатке, упивается мечтами о красавице. Вся жизнь вдруг разом меняется, все желания сводятся к одному: заснуть, чтобы во сне увидеть ту, о которой грезил наяву.

Но нервы слишком напряжены: трудно уснуть. И вот тогда Пискарев приобретает опиум. «Приемы опиума еще более раскалили его мысли, и если был когда-нибудь влюбленный до последнего градуса безумия, стремительно, ужасно, разрушительно, мятежно, то этот несчастный был он».

Ученики отмечают, что разрушительное действие наркотика: реальный мир отступает, художник не выходит из комнаты, не работает и только в наркотическом сне «он так был весел, с таким наслаждением сидел с палитрою в руках!» Пискарев изменился внешне настолько, что с трудом узнал себя в зеркале.

Но самое главное в другом. Ученики делают вывод, что опиум не помог решить проблему: приблизить мечту, сделать желанную красавицу, любимой. Ей не нужна другая жизнь. «Я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работаю», - сказала она Пискареву с презрением. После ее слов его мир окончательно рухнул. И не осталось сил, чтобы жить.

Нет, опиум – не панацея от всех бед, делают вывод ученики. Он лишь «увел» от проблемы, «затуманил» сознание, сделал слабым и без того лишенного силы воли человека, явившись косвенной причиной его самоубийства.

Повесть Н.В. Гоголя предостерегает от совершения опрометчивых поступков, душевной слабости, которые могут привести к трагедии.

Никогда и никому не приносили наркотические вещества облегчения, не помогли решить проблемы.

Книги сопровождают нас всю жизнь, заставляя нас совершенствоваться, развивать чувство красоты, учат жить, поднимают настроение, отвечают на вечные вопросы о смысле жизни и помогают найти ответы на трудные вопросы.