СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема соотношения и биологического в генезисе асоциального поведения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по превентивной психологии для студентов ВУЗ

Просмотр содержимого документа
«Проблема соотношения и биологического в генезисе асоциального поведения»

Тема: « Проблема соотношения социального и биологического в генезисе асоциального поведения».







Дисциплина : Превентивная психология







Преподаватель: Кулакова Татьяна Владимировна







5 курс

























Содержание стр

Введение ……………………………………………………………………3

1. Понятие и формы проявления асоциального поведения…………….5

2. Условия и движущие силы психического развития………………….12

3. Социальные и биологические факторы в генезисе асоциального

поведения…………………………………………………………………...16

Заключение …………………………………………………………………23

Список литературы…………………………………………………………25



































Введение

Рассматривая отношения биологических и социальных явлений, мы нередко говорим об обусловленности биологического социальным. Наглядным примером тому могут служить социогенные болезни - те устойчивые психофизиологические отклонения от нормы, которые обусловлены факторами общественной жизни: профессиональные заболевания, так называемые социальные болезни.

Вместе с тем можно говорить и о биологическом как детерминанте социального (например, в случаях, когда природные характеристики человека задают цели контрольные параметры в тех или иных областях общественной практики). Это касается, прежде всего, учета психофизиологических допусков в медицине (в фармакологии это качественный состав и дозировка медикаментов), при решении проблем техники и норм безопасности, в проектировании машин, оборудования, мебели, одежды, сооружений и т. д.

В несколько ином плане интересующая нас проблема встает при рассмотрении соотношения биологического и социального компонентов человеческого поведения. Здесь конечный результат определяется нередко сочетанием, наложением или «конфликтом» генетически унаследованных и обретенных в ходе воспитания (социализации) форм поведения. Трудно судить, насколько первые значимы в нормальных жизненных условиях, но они дают себя знать в экстремальных ситуациях, особенно когда человек стоит перед драматической дилеммой: сохранение жизни (при пытке, голоде) или бесчестье. И может быть, «животный страх» - не просто художественно-метафорическое представление крайней степени человеческого испуга, блокирующего моральные принципы, а фиксация реальной деградации поведения до той ступени, где социальные ценности уступают свои контролирующие функции (критерия, нормы, образца) биологическим инстинктам.

Включенность человека сразу в два мира - мир общества и в мир органической природы - порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

Таким образом, изложенные факты определили тему контрольной работы: « Проблема соотношения социального и биологического в генезисе асоциального поведения».

Цель контрольной работы: выявление причин , провоцирующих асоциальное поведение.

Задачи данной работы:

- Анализ литературы по данной проблеме;

- Раскрыть понятие асоциального поведения;

- Исследовать социальные и биологические факторы в генезисе асоциального поведения.























  1. Понятие и формы проявления асоциального поведения

Асоциальное (от англ. asocial - направленный против общества) поведение - нарушение норм и правил, принятых в обществе.1

Название не всегда правильно отражает смысл. Например, употребление алкоголя и курение - довольно распространенная норма поведения взрослых. А поведение детей с такими привычками мы относим к асоциальному. Существуют различия между асоциальным и антисоциальным поведением. Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества. Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, они никого не грабят, не убивают, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества, становятся тунеядцами, бомжами, алкоголиками, наркоманами.

В психологии принято считать, что в основе любого человеческого поведения лежат потребности. Исходя из принципов самосохранения, саморазвития и самореализации личности, потребность следует рассматривать как состояние известной нехватки чего-либо, которое человек старается восполнить, внутреннее напряжение организма, мотивирующее активность и определяющее характер и направленность всех действий и поступков. И чем сильнее потребность, чем больше напряжение, тем с большим рвением человек стремится достичь тех условий, существования и развития, которые ему необходимы.

Процесс удовлетворения потребностей проходит три стадии:

1. Стадия напряжения (когда возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо);

2. Стадия оценки (когда появляется реальная возможность обладания, например, определенным предметом и человек может удовлетворить свою потребность);

3. Стадия насыщенности (когда до минимума снижаются напряжение и активность).2

В теориях, ориентированных на процессы социального научения, прослеживается постепенное формирование образцов поведения, учитывается, как влияют внешние факторы на социализацию личности.

Социальное научение проявляется и в отклоняющемся поведении, обусловленном влиянием группы на личность. Так, лица, находящиеся в частном контакте с преступным миром, подвергается его сильному влиянию, усваивают его «нормы».

Можно предполагать, что личность будет больше тяготеть к тем группам, тенденции поведения которых соответствуют собственным представлениям о «плохом» и «хорошем». Процесс вхождения в такую группу ускоряется, если тот или иной индивид имеет определенные проблемы и ожидания, характерные для большинства членов группы. Чем сильнее зависимость личности от группы, тем больше влияния оказывает группа на личность. Влияние определенной группы может стать существенным фактором возникновения или предотвращения различных форм отклоняющегося поведения.

Формы асоциального поведения

Одна из распространенных вредных привычек - курение. К нему особенно приобщаются подростки. Опасаясь родителей, подросток начинает курить тайком в компании сверстников. Чтобы купить сигареты, он начинает «выкраивать» деньги из выдаваемых родителями на различные цели (завтраки, кино и др.). Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников.

Постепенно вредная привычка превращается в пристрастие. Скоро перерыв в курении вызывает психический дискомфорт, внутреннюю неудовлетворенность, может появляться чувство необоснованной тревоги.

Алкоголизм. Это болезнь, которая возникает на основе неумеренного употребления алкоголя, проявляется патологической зависимостью от него и другими характерными психическими, соматическими и неврологическими расстройствами. Понятие «алкоголизм» включает в себя медицинский и социальный аспекты. Социальный проявляется в духовном, материальном и биологическом вреде, который наносит неумеренное употребление алкоголя как индивидууму, так и всему обществу. Медицинский аспект отражает патологические изменения в организме, непосредственно вызываемые хронической алкогольной интоксикацией и ее последствиями.

Алкоголизму предшествует пьянство - антиобщественная форма поведения.

Наркомания. В научной литературе понятие наркотизм понимается как разновидность девиантного поведения, выражающаяся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсических средств. Наркотизм характеризуется степенью распространенности употребления наркотиков, их ассортиментом и наличием социальных проблем, связанных со злоупотреблением наркотиками или токсическими веществами.

В наше время наркомания стала не просто международной, а мировой проблемой. Конечно, в каждой стране она имеет свою специфику, причины и особенности. Но нелепо игнорировать тенденции глобального характера. Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях (во время религиозных обрядов, для восстановления сил, изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений).

Очевидно, наркотики, как и алкоголь, выполняют вполне определенные социальные и психологические функции. С их помощью снимается или ослабляется физическая боль, преодолеваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги, усталость и др. Большинство людей, с удовольствием употребляющие крепкий кофе или чай, не задумываются над тем, что они принимают наркотизирующее средство (теин или кофеин). Коллективный, совместный прием наркотических средств помогает сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности. Это и знаменитая «трубка мира», и наши привычные «перекуры» (потребление никотина), и восточные курилки, и даже китайские «чайные церемонии». Именно поэтому совместный прием алкоголя и наркосодержащих средств часто имеет ритуальный характер. В некоторых культурах (субкультурах) потребление наркотиков служит показателем определенного социального статуса (престижное потребление).

Побеги из дома и бродяжничество. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Социальные аутсайдеры - это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. По Р. Мертону, аутсайдерство - это разновидность ретритистского поведения, которое выступает результатом двойного конфликта - неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета. Поэтому индивид дистанцируется от конкретного порядка, что приводит его к «бегству» от требований общества, пораженчеству, успокоенности, смирению.

Из всех факторов, способствующих уходу подростков из дома, главным является нездоровая семейная обстановка. Как правило, объясняя свой уход, беглецы говорят о конфликтах с родителями, желании независимости, придирчивости и недоброжелательности со стороны взрослых, о конфликтах и ссорах родителей. Существует точка зрения, что уход из дома, вызванный конфликтом, - попытка подростка заявить о себе в условиях семьи, ограничивающей его свободу и развитие личности.

Сексуальные отклонения. Сексопатологи выделяют патологические и непатологические девиации.

Патологические девиации (извращения, перверзии, парафилии) рассматриваются как заболевания. Непатологические (сексуальные отклонения) являются понятием социально-психологическим, включающим в себя отклонения от социальных и моральны норм.

Условно выделяют следующие периоды развития сексуальности:

1. парапубертатный (1-7 лет);

2. препубертатный (7-13 лет);

3. пубертатный (12-18 лет);

4. переходный (18-26 лет);

5. период зрелой сексуальности (26-55 лет);

6. инволюционный (55-70 лет).

Наиболее бурным и неустойчивым из всех перечисленных периодов является пубертатный (подростковый). В это время формируется половое сознание, полоролевое поведение, психосексуальные ориентации.

Современные классификации сексуальных девиаций представляют собой перечень всех многообразных вариантов отклоняющегося сексуального поведения. Это:

· нарушения психосексуальной ориентации по объекту, т.е. замещение нормального объекта (нарциссизм, эксгибиционизм, визионизм, фетишизм, зоофилия, некрофилия);

· нарушение по возрасту объекта (педофилия, эфебофилия, геронтофилия);

· нарушения ориентации по полу объекта (гомосексуализм).

Так же сексуальные девиации (непатологические и патологические) могут проявляться в различных формах половой активности. Среди подростков наиболее часто встречается мастурбация, петтинг, орально-генитальные контакты, ранняя половая жизнь.

Суицид как крайняя фаза проявления девиантности. Суицидальные намерения индивида, как правило, вызваны глобальными трансформациями в личностной структуре. Речь может идти лишь об их характере и интенсивности.

Суицид (самоубийство) - это осознанное лишение себя жизни. Часто ему предшествуют суицидные покушения, попытки и проявления.

Основные причины, стимулирующие к самоубийству:

· Социальная изоляция при утрате объекта любви, потерявшим родителей в детстве подросткам особенно тяжела потеря других членов семьи, друзей или любимых;

· Депрессия может быть следствием предшествовавших стрессов, потери объекта любви, сопровождающиеся печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач;

· Увлечение наркотиками или алкоголем;

· Стресс, возникающий из-за тяжелой домашней обстановки, трудностей с учебой, конфликтов на сексуальной почве, колебаний при выборе профессии, неудачных попытках найти свое место в обществе;

· Переживание неудачи в личных отношениях. Чувство вины и стыда из-за внебрачной беременности - сильный мотивационный фактор для совершения самоубийства.

· Душевная болезнь.

Страхи и навязчивости. Они характерны для детского возраста и пубертатного периода. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, чрезмерное внимание к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны (10-20 мин), в других случаях страхи могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих относительно длительный период времени (1-1,5 мес.). Причиной таких приступов бывают затянувшиеся травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в школе или в семье и др.).

При своевременном выявлении и принятии адекватных мер страхи постепенно проходят. В противном случае они переходят в затяжное течение (от нескольких месяцев до года и более) и тогда лечебные мероприятия не всегда приносят желаемые результаты.

Дисморфобии. Под ними понимают необоснованную убежденность в наличие у себя физических недостатков, неприятных для окружающих. Этот феномен встречается преимущественно у девочек.

Нередко они находят дефекты в своем лице (крупный ли тонки нос, горбинка, слишком полные губы, некрасивая форма ушей, наличие прыщей и угрей и др.). Иногда это недостатки в фигуре (небольшой или слишком высокий рост, полные бедра, узкие плечи, чрезмерная худоба или полнота, тонкие ноги и т.д.).

Мысли о своей воображаемой дефективности занимают центральное место в переживаниях подростка и определяют стереотип его поведения. Он часами может рассматривать себя в зеркале, находя все новые и новые недостатки. Подросток начинает уединяться, чтобы не быть предметом обсуждений, сторонится компании сверстников. В школе он старается сидеть на задней парте, очень неохотно выходит отвечать к доске, на переменах также стремится уединиться.

Азартные игры. В известном смысле само увлечение азартными играми может служить признаком личного неблагополучия, и поэтому оно не должно оставаться без внимания.

Граффити относятся к девиантному поведению. По сравнению с другими видами вандализма и насильственными преступлениями граффити представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные его проявления, но от них недалеко и до других антиобщественных действий.







  1. Условия и движущие силы психического развития

Психика человека находится в состоянии постоянного развития и развивается она в процессе овладения ребенком опыта, накопленного человечеством за всю свою историю. Этот процесс осуществляется в условиях постоянного руководства со стороны взрослых, т.е. в обучении.

Обучение играет определяющую роль в процессе психического развития человека. Обучение основывается на природных задатках, социальной среде и эффективных, доступных для того или иного возраста методах обучения. Так в плане возрастного развития мышления мы видим, что в младенчестве преобладает наглядно-действенное мышление, затем появляется наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактное, отвлеченное теоретическое виды мышления.

В процессе развития происходит не только изменение, усложнение знаний и способов действия. Психическое развитие человека включает изменение его личности в целом, то есть развитие общих свойств личности. В динамике развития можно отнести: 1) общие свойства личностной направленности ребенка (учебная, познавательная, взаимоотношения с окружающими), 2) особенности психологической структуры его деятельности (мотив, цель, объект) и ,3) уровень развития механизмов сознания.

Понимание социальной обусловленности психического развития человека отнюдь не означает того, что процесс развития можно свести к простому накоплению знаний и навыков. Учет социальной природы психического развития человека позволяет понять сложность и многосторонность этого процесса, ибо только, при таком подходе развитие выступает не как созревание или количественное увеличение тех или иных отдельных функций, а как развитие человека в целом, т.е. как развитие личности.

Педагогические условия развития знаний, механизмов их применения и развития общих свойств личности зависят от общих закономерностей развития детей в процессе обучения. Важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон развития психики человека. Например, в процессе обучения ученики овладевают знаниями и способами действий в разных учебных предметах. Наряду с приобретением новых знаний и умений в различных видах обучения в соответствии с этими условиями развивается и психика ребенка.

Общая характеристика возраста. Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющее в совокупности своеобразие структуры личности человека на данном этапе его развития.

Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система требований, которые представляются к человеку на данном этапе его жизни, и сущность отношений с окружающими, и тип знаний и деятельности, которыми он овладевает и способы усвоения этих знаний. В совокупность условий, определяющих специфику возраста, входят и особенности различных сторон физического развития человека (например, созревание определенных морфологических формообразующих образований в раннем возрасте, особенности перестройки организма в подростковом возрасте ).

Важные условия развития психики – это наследственность и среда.

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, и как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений» 3

Наследственность сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире.

Генетическая программа заложена в молекулярных структурах ДНК. Биологические процессы обозначены и наличием наследственных заболеваний и различных аномалий. К ним относят, шизофрению, сахарный диабет, ряд эндокринных расстройств (карликовость и др.). По наследству могут передаваться и особенности протекания психических процессов, предрасположенность к правонарушениям, садизм, суицидальное поведение. Но генный аппарат, как и весь организм человека, не изолирован от внешних воздействий, а включен в их многообразие. 4

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности.

Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других».

Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и «определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие».

К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др.

Проявление наследственного находится в прямой зависимости от внешней среды, условий жизни и воспитания. В науке имеется немало фактов о жизни малолетних детей со зверями (так называемых «детей Маугли») волками, медведями, обезьянами и вскормленных их молоком. Возвращение к людям, они были лишены почти всех человеческих качеств: уровень интеллекта и мышления у многих из них находятся ниже уровня животных, ходили они на четвереньках, речь отсутствовала, воспроизводили ее только звуки, которые «произносили» животные; для таких детей характерна неразвитость чувств, короткий срок жизни вследствие неразвитости психических процессов. 5

Биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически реализует их не более чем на 10-15%. Для правильного воспитания важна глубокая диагностика выявления природных дарований с целью создания необходимых условий их развития. Развитие человека рассматривается преимущественно как развитие его способностей.

С одной стороны, развитие происходит за счет резервных сил генотипа (задатки способностей могут проявляться очень рано, с 2-3-летнего возраста, или наоборот — на склоне лет), с другой — условий внешней среды и их взаимного влияния. Несовершенство структуры питания и тяжелые условия жизни (дети сироты, неполные семьи, трудные семьи, привлечение детей к тяжелой работе) задерживают рост и развитие. Наследственные возможности растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.6

Итак, в целостном процессе развития человека можно выделить три основные стороны: 1) развитие знаний и способ деятельности в процессе обучения, 2) развитие психологических механизмов применения усвоенных способов, 3) развитие общих свойств личности (направленности, психологической структуры деятельности, сознания и мышления). Каждая из указанных линий развития характеризуется специфическими особенностями, реально все эти линии взаимосвязаны, и только все вместе они составляют такой процесс изменения личности, который может быть назван психическим развитием.











3. Социальные и биологические факторы в генезисе асоциального поведения.

Признание того факта, что преступность как социальное явление имеет, прежде всего, социальную обусловленность, отнюдь не обозначает игнорирования индивидных свойств личности при изучении генезиса преступного поведения. Выявление роли и места психобиологических предпосылок, особенностей организма и психики в антиобщественном поведении затруднено тем, что в психологии в настоящее время не решена до конца проблема соотношения биологического и социального в личности. Эти вопросы при рассмотрении самых различных сторон личности, от природы способностей до природы отклоняющегося поведения, составляют предмет весьма острой, многолетней дискуссии ученых.

Дуалистический, альтернативный подход к пониманию соотношения биологического и социального в личности привел к выделению в психологическом знании двух взаимоисключающих подходов: социологизаторской и биологизаторской концепций, в которых природа различных психологических свойств и явлений, в том числе и природа асоциального, преступного поведения, объяснялась либо за счет неких врожденных, наследственных факторов и механизмов, либо только за счет социальных условий существования индивида.

Эта важнейшая методологическая проблема психологии занимает центральное место в работах ведущих отечественных психологов, таких как Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и другие. Заслугой отечественной психологии является переход от дуалистического понимания природы личности, по выражению Б. Г. Ананьева, к монистическому пониманию человека, за которым стоит единство истории и природы в развитии человека.

Как пишет Б. Г. Ананьев: "Не отделение человека как субъекта и объекта истории от природы, не игнорирование человеческой природы как биологического начала в человеческой организации, а диалектическое единство истории и природы, преобразование природы историческим путем - такова традиция марксизма".

Однако наметившийся монистический подход определяет лишь общие принципы рассмотрения биологического и социального в личности" отнюдь не давая непосредственного прямого ответа на важные вопросы превентивной теории и практики: какие индивидные особенности, с какого периода, в каком сочетании с другими условиями жизнедеятельности, воспитания, обучения способны привести к тем или иным отклонениям в сознании и поведении ребенка и взрослого человека? В результате сложности, многомерности, взаимообусловленности связей социального и природного в личности данные вопросы представляют для исследователя весьма сложно разрешаемую проблему. На это указывает, в частности, Б.Ф. Ломов: "Относительно связей биологического и психологического вряд ли целесообразно пытаться формулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев. Эти связи многоплановы и многогранны. В одних измерениях и при определенных обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как его механизм - физиологическое обеспечение психических процессов, в других - как предпосылка, в третьих - как содержание психического отражения (например, ощущение состояний организма), в четвертых - как фактор, влияющий на психические явления, в пятых - как причина отдельных фактов поведения, в шестых - как условие возникновения психических явлений ).

Криминологический анализ социального и биологического в личности предполагает, прежде всего, рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального развития, формирования личности. Попытку сопоставить соотношение биологического и социального на разных иерархических уровнях структуры личности в процессе онтогенеза в свое время предпринял К. К. Платонов, показав, что соотношение этих факторов неодинаково на различных подструктурах. Если на нижней биологической подструктуре, куда автор включил такие особенности индивида, как пол, соматику, телесную организацию, тип нервной системы, патологии и задатки, то есть все то, что человек получает при рождении, биологические факторы - наследственные и врожденные - выступают ведущими, то высшая подструктура, представленная направленностью, важнейшей личностной социально-нравственной характеристикой человека, включающей его ведущие мотивы и ценностные ориентации, в основном, обусловлена социальными факторами: средой и воспитанием.

То есть, в отличие от промежуточных подструктур, психологической (темперамент, способности, особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы) и структуры опыта (знания, умения, навыки), где биологический и социальный фактор представлены в сложном соотношении, крайние нижняя и верхняя подструктуры, казалось бы, имеют вполне однозначно трактуемую природу, которая в одном случае определяется наследственными, врожденными факторами, в другом случае - обучением, воспитанием, средой. Но при более пристальном рассмотрении природы биологической подструктуры и подструктуры направленности становится ясно, что ни в одной из них ни социальный, ни биологический фактор не проявляют себя в чистом виде, и в одном и в другом случае имеют место свои более завуалированные и опосредствованные связи.

Косвенное опосредствованное влияние социального фактора на особенности биологической подструктуры не менее очевидно, как и косвенное опосредствованное влияние биологического на подструктуру направленности. Хотя пол, тип и структура нервной системы, патологии и задатки - природные свойства индивида, но это не значит, что на них никак не отражаются социальные факторы, например, образ жизни, определяющий состояние здоровья и психики матери во время беременности, условия протекания родов и беременности. Сегодня, к сожалению, известны такие явления, как "воскресные дети", "дети карнавала", то есть дети, зачатые пьяными родителями и появляющиеся на свете различными патологиями нервной системы, затрудняющими их социальную адаптацию. Так, по данным, приведенным Ф. Г. Угловым, наблюдения за 1500 женщинами-роженицами показали, что различные отклонения в организме детей наблюдаются у 2% непьющих матерей". У 9% умеренно пьющих и у 74% матерей, злоупотребляющих спиртными напитками.

Эксперименты над животными, проводимые в настоящее время физиологами, исследующими развитие эмбриона, показывают, как губительны для будущего организма животного стрессы и психотравмы, переживаемые матерью в период беременности. Потомство крольчих, подвергнувшихся сильным психотравмирующим стрессам в первой половине беременности, страдает серьезными дефектами организма и центральной нервной системы. У тех же, кто испытал подобные стрессы во второй половине срока, рождается физиологически ослабленное потомство, страдающее отставанием в развитии и часто подвергающееся различным заболеваниям.

Эти факты свидетельствуют о том, что даже биологическая подструктура, где речь идет о сугубо врожденных и наследственных свойствах индивида, не свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно, через организм матери.

Достаточно сложным оказывается также взаимодействие биологического и социального факторов на высшей подструктуре направленности, проявляющейся, прежде всего, в личностных качествах и поведении человека, в характере его социальной активности" где доминирующее, ведущее место отводится социальным, прижизненным факторам, воспитанию, обучению, среде.

Когда-то журналист В. Аграновский в своем очерке "Остановите Малахова", скрупулезно исследуя путь, приведший подростка на скамью подсудимых, обратил внимание, что трудности во взаимоотношениях с одноклассниками у Антона Малахова начались еще в первом классе из-за дефекта речи – шепелявости. И поскольку не были приняты своевременные меры ни по исправлению речи, ни по коррекции его отношений с одноклассниками, на основе этих конфликтов возникла изоляция подростка в классе, что и послужило одной из причин падения Малахова.

Таким образом, когда речь идет о неблагоприятных индивидных особенностях, выступающих в качестве психобиологических предпосылок асоциального поведения, необходимо иметь в виду весьма широкий круг природных свойств человека, далеко выходящих за рамки физиологии, а также нервно-психического здоровья и развития, чем иногда ограничиваются исследователи при изучении данного вопроса.

Важным методологическим положением при изучении места и роли индивидного фактора в генезисе отклоняющегося поведения является положение об изначальной "безличности", "нейтральности" органических предпосылок по отношению к социальному развитию личности, которые играют ту или иную роль в процессе социализации лишь в зависимости от социальных факторов, воспитания, среды, определяющих, в конечном счете социальную ситуацию развития.

Как справедливо отмечал А. Н. Леонтьев, "парадокс в том, что предпосылки развития личности по самому существу своему безличны. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности".

Выявление,так называемых, психобиологических предпосылок асоциального поведения, тех неблагоприятных свойств психики и организма, которые затрудняют социальную адаптацию индивида, является отнюдь не самоцелью, а имеет свой смысл, прежде всего, в связи с превентивной практикой, так как позволяет строить воспитательно-профилактическую деятельность системы органов ранней профилактики с учетом всех, в том числе и индивидных факторов, обусловливающих отклонения в поведении и сознании личности. Отсюда понятен тот интерес, который проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии, криминологии, медицины, исследующие проблему отклоняющегося поведения и преступности.

Выделяя биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека, он отмечает, что речь отнюдь не идет "о специальных генах, фатально обусловливающих преступное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической требуют также и медицинской коррекции".

Так, в частности, Г. А. Аванесов среди таких предпосылок рассматривает следующие:

1. Патология биологических потребностей, что, в частности, нередко служит причиной половых преступлений, сексуальных извращений.

2. Состояние нервно-психического здоровья, нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении, пограничные состояния, повышающие возбудимость нервной системы, обусловливающие неадекватную реакцию и затрудняющие социальный контроль за действиями.

3. Влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом, которой страдает до 40% умственно отсталых детей.

4. Влияние психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят как к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям, так и служат дополнительным криминальным фактором 7.

Таким образом, в понятие "психобиологические предпосылки асоциального поведения" включают различные патологии, отклонения в развитии организма и психики, имеющие как наследственный либо врожденный характер, так и возникающие под влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности индивида и затрудняющие процесс его социализации, процесс усвоения индивидом социальных программ. Чрезвычайно важным для правильного адекватного оценивания роли психобиологических предпосылок асоциального поведения является понимание того факта, что влияние этих предпосылок отнюдь не носит фатального характера и не ведет с неизбежной необходимостью к преступным проявлениям. То есть общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов, имевших неблагоприятную органическую отягощенность, но при этом социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с учетом этой части правонарушителей, имеющих неблагоприятный характер психобиологических особенностей.







































Заключение

Итак, можно определить, что асоциальное поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Таким образом, когда речь идет о личности, о роли биологических факторов, можно говорить лишь о личностном, психологическом уровне. Личность, ее психика являются, образно говоря, ареной, на которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне психики их соотношение понять невозможно. Поэтому научный анализ указанной проблемы может быть плодотворным только в том случае, если рассматривать действие этих факторов в структуре личности, поскольку человеческое поведение зависит от того, на какой личностной основе они функционируют. Интенсивность проявления социальных и биологических обстоятельств зависит от того, какова сама личность. Однако и здесь мы имеем в виду именно личность, т.е. субъекта и объекта общественных отношений, социальное качество человека, сформированное воспитанием, средой.

Тем самым подчеркивается, что преступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный характер, социально обусловлена. Это не означает игнорирования биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но отнюдь не его причины.
Вместе с тем стремление нормализовать ненормальную ситуацию без обращения к психологической или социальной стороне проблемы бессмысленно. Это будет означать признание за ситуацией значения главной (и самодостаточной) причины, сводя к минимуму значение активности и ответственности как самого человека, так и общества в плане исключения базовых причин и предпосылок отклоняющегося поведения.































Список литературы

  1. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л.:ЛГУ.1968.

  2. Выготский Л.С. // Собр. Соч.: в 6 т. М.1983.Т.4 С.208



  1. Карандашев Ю.Н. Психология развития: Часть первая: Введение: Учебное пособие. Минск, 1997.

  2. Крайг Г. Психология развития. СПб. Изд-во «Питер». 2000. – с.68


  1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / - М.: Аспект Пресс, 2001. - С.226.


  1. Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности// Социологические исследования. -2004.- № 12.


Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org Асоциальность



1 http://ru.wikipedia.org Асоциальность

2 Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности// Социологические исследования. -2004.- № 12.

3 Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л.:ЛГУ.1968.

4 Выготский Л.С. // Собр. Соч.: в 6 т. М.1983.Т.4 С.208



5 Карандашев Ю.Н. Психология развития: Часть первая: Введение: Учебное пособие. Минск, 1997.

6 Крайг Г. Психология развития. СПб. Изд-во «Питер», 2000. – с.68

7 Сапогова Е.Е. Психология развития человека / - М.: Аспект Пресс, 2001. - С.226.