Проблемы и перспективы развития экологического образования в начальной школе
Л.В. Зинина
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 5
г.Ноябрьск
2020г
Проблемы и перспективы развития экологического образования
в начальной школе
На пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой «эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по иному, чем до сих пор». (Н.Н.Моисеев).
На смену прежней установки возникла необходимость принципиально нового подхода — «осознание природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого целого». Он требует постоянного соотнесения действий человека с возможностями природной среды, учета законов естественной регуляции. Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого. (Э.В.Гирусов). Естественное следствие нового подхода - понимание того, что целью образования (обучения, воспитания и развития) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой
Таким образом, глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе занимают детские годы - дошкольный и в особенности младший школьный возраст. На наш взгляд, четкое понимание роли и места начальной школы в системе экологического образования школьников послужит основанием для совершенствования всей методической системы образования младших школьников в области окружающей среды.
Детство- это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе и людям. И значимость этого возрастного этапа, обучая по сравнению, с дошкольным возрастает, в связи с тем, что свойственный школьнику антропоморфизм-перенос отношений, существующих между людьми, на природные явления - у младших школьников постепенно заменяется субъектификацией, стремлением самим докопаться до сути явлений. Отсюда - непременный спутник детской любознательности - вопрос «Почему?» и общепринятое утверждение о том, что этот возраст «Почемучек»
Сегодня еще не так легко уйти от традиционных представлений о младшем школьнике как «несмышленыше», слепо копирующем поведение взрослых, и о том, что в основе его обучения, воспитания и развития лежит только наглядно-образное мышление и предметно-чувственная деятельность. Исследования психологов (В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.С.Мухиной, С.Д.Дерябо и др.) доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении. Таким образом, практика и выводы современных ученых позволяют пересмотреть прежние взгляды и установки на ребенка младшего школьного возраста - от шести до десяти лет.
Начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально- нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания в начальных классах школы. Однако многообразие школ, вариативность и альтернативность программ
обучения, творческая инициатива многих педагогических коллективов, усиление региональных и школьных компонентов как отражение социально-экономических преобразований в России порождают множество проблем и вопросов. И важнейшая из них: чему учить в начальной школе I ступени? Каков объем и состав знаний по экологии доступен младшему школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников? Как учить? Ответить на эти вопросы не просто, поэтому посмотрим на них глазами учителя начальной школы, на которого обрушился поток программ, учебников предлагаемых моделей образования, разнообразие рекомендуемых педагогических технологий.
Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых - началу семидесятых годов нашего столетия, когда переживала целый ряд серьезных преобразований, в частности - введение в учебный план нового предмета «Природоведение». Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса - создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нем нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением.
Экологическая ориентация курса прослеживается в объяснительной записке программы, в формулировке целей и задач, в перечне требований к знаниям и умениям учащихся. Это четко выраженная экологическая направленность нового курса, который в наши дни именуется традиционным, создала у учителей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредмстиой модели. Но, как показала практика, однопредметная модель оказалась малоэффективной.
Основные причины этой малоэффективное кроются в том, что конечная цель экологического образования - ответственное отношение к окружающей среде - сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественнонаучные знания, в том числе и знания по биологической (классической) экологии, справиться с формированием многогранных отношений младших школьников к природной и социальной среде не может. Уже в середине семидесятых годов на повестку дня встал вопрос о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования школьников. Возникла идея многопредметпеп или межпредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Однако заманчивость такой модели, актуальность которой сохраняется, разбивается о сложности при конструировании единого содержания и реализации его на практике: ведь каждый учебный план строится в логике своей науки, отличной от цели экообразования. Пока же использование межпредметного содержания и форм обучения носит в основном стихийный, фрагментарный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников.
У учителей возникают вопросы. Нужно ли вводить в начальную школу специальные уроки (и предмет) экологии, поскольку экологическое образование становится обязательным компонентом современной школы? И как быть с традиционными курсами экологической направленности по валеологии. Очевидно, что учителя начальной школы испытывают сегодня большие трудности в решении этих вопросов, в становлении собственной модели образования детей в духе экологической ответственности. Очевидно и то, что решение этих вопросов связано с пониманием сущности экономического образования как интегральной области обучения, воспитания и развития учащихся, понимания его содержания как интегральной категории и комплексных форм его реализации. Если принять во внимание, что экологические знания имеют системный характер, что они раскрывают ребенку связи живых организмов со средой обитания, то надобность в параллельном изучении одного или двух предметов - традиционного и учебных предметов нового поколения, создающих базу для экологической подготовки младших школьников в духе современных требований, - попросту отпадает. Естественно это станет возможным при умелой интеграции различных компонентов содержания, призванных обеспечить становление экологически грамотной позиции младшего школьника. Пока же содержательная и процессуальная сущность экологического образования как интегрально и целостности задает немало проблем, решение которых в перспективе позволит значительно усилить экологическую подготовку младших школьников. Перспективным направлением в этом плане может стать интеграция естественнонаучных знаний и нормативно-ценностных ориентаций младших школьников, наиболее полно отвечающим их природным наклонностям и потребностям. Тенденция развития содержания экологического образования: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опора на идеи комплексной экологии - биологической, глобальной, социальной и экологии человека. Современная экология исследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально- экологические и нравственные принципы природопользования. Поэтому содержательную сущность комплексной экологии в новых, альтернативных программах составляют экосистемы разного уровня: организм - среда; природное сообщество - среда; человек - окружающая среда; общество окружающая среда. В основу их выделения положено научное понятие в живом и его связях со средой обитания, рассматриваемых преимущественно на примерах связей живых организмов с условиями существования. На основе подобного ядра (минимума) содержания экологической направленности у младшего школьника может быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды.
Не будем забывать, что Л.П.Симонова считает , что экосодержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя, по образному выражению психологов, сплав знаний, чувств и действий, поэтому оно должно включить в себя, кроме научно-познавательного компонента, ценностные, нормативные и практически-деятелыюстные компоненты. Нормативный аспект содержания - это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельность в природе и социуме. Характер его сформированности во многом зависит от объектов природы. Вот почему именно в начальной школе, закладывающей основы экологической культуры, необходимо уделять особое внимание раскрытию как нормативного, так и практически-деятельностного аспекта содержания. Как отойти от традиционных лозунгов и призывов типа: «не шумы!», «не топчи!», «не вреди!» и т.п. Работа в этом направлении волнует сегодня практиков, поскольку направлена на поиск путей действенного экообразования. Рядом с проблемой рационального природопользования и ведения хозяйства извечно стояла и стоит проблема сохранения здоровья. В наши дни стрессовых нагрузок и резкого ухудшения состояния окружающей среды это проблема приобрела острую актуальность.
Как учить? Как воспитывать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности? Как формировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали? Однозначных ответов на эти вопросы нет. Однако поиски современных технологий образования в области окружающей среды позволяют назвать несколько наиболее эффективных форм и методов организации этого процесса. Эпиграфом к их описанию могут быть слова В.А.Сухомлинского, с большой чуткостью относящегося к специфике детского познания и воспитания: «Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках».
Перечень направлений развития современных педагогических технологий - комплексные экскурсии на уроках природоведения, этические беседы, экологические сказки, проекты и модели, дидактические и ролевые игры, творческая и практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся - свидетельствует о том, что эти формы обучения и воспитания достаточно традиционны в практике начальной школы
В комплексе содержательных и организационных мер особое место могут занять этические беседы по экологии, облегчающие формирование нравственной позиции ребенка в его отношениях с окружающим миром. Неоценима их роль в формировании нормативного аспекта содержания экологического образования, привычки экологически грамотною, культурного поведения в природном и социальном окружении
Несмотря на положительные сдвиги в экологическом образовании младших школьников перед работниками начальной школы пока остается немало нерешенных проблем. Среди них - одна из первостепенных - проблема здоровья, здорового образа жизни детей, требующая кардинальных изменений в характере их обучения, Важнейшая учебно-методическая проблема - создание взаимосвязанных авторских комплектов, программ, учебников, пособии, без которых учителю трудно организовать процесс экологического образования, как и без соответствующей материальной базы школы, необходимых средств обучения. Все эти проблемы ждут своего разрешения в ближайшее врем, что позволит существенно улучшить подготовку юных граждан нашей страны, культуру взаимоотношений с ее природой.
Выводы
Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
В условиях современного сильного и разностороннего антропогенного воздействия на природную среду России все более возрастает значение экологического образования младших школьников. Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей жизни цивилизации на Земле вызывает необходимость модернизации, обновления всей системы учебно- воспитательной работы в школе и в учреждениях дополнительного образования, направленной на воспитание и обучение поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих отношений с окружающей средой.
Начальная школа — важнейший этап интенсивного накопления знаний в окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формирования экологической культуры.
Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного стандарта пространства. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи. Правильно используя различные методы воспитания, можно сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Список литературы
1.Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание. Философские науки.-1991, №2, с.186-190.
2. Азбука экологии. Экспериментальное учебное пособие для младших школьников. Курган «Парус-М» 1996.
3.Алексеева С.В., Симонова Л.П., Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// Начальная школа.1999,№1.
4.Алексеева С.В., Экология, наука и область образования. Методические рекомендации.- М., 1994.
5.Булатникова Л.П. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. //Начальная школа.-1998.№2
6.Виноградова Н.Ф., Окружающий мир. Методика обучения. Издательство Вента-Граф. 2010
7.Гирусов Э.В. Экологическое образование и концепции технологии. Волгоград,1996.
8.Дежникова Н.С. Экологическая культура: грани воспитания.//Биология в школе.-1995.-№3, стр.20-23.
9.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика в психологии. – Ростов –на –Дону: Феникс, 1996.
10. Залыгин С. Экология и культура. // Новый мир - 1992, № 9, с.3.
11. Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание. //Воспитание школьников.-1985, №6, с.30-35.
12. Зверев И.Д., Суравегина И.т. и др. Экологическое образование школьников. - М.: Педагогика , 1983.
13. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучение природы. //Начальная школа.- 1990,№9, с.71-74..
14.Клепинина З.А. Развитие экологической грамотности учащихся.//Начальная школа.-2011.№1. с.93-98.
15. Клименко О.Н., Работа на уроках окружающего мира.//Начальная школа.-2011,№7,с.53
16.Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа.2000,№6.-с.4-