УДК 378
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Казинец В.А.¹
¹ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», Хабаровск, e-mail: vakazinec@mail.ru_______________________________________________________________
Значимость статьи обусловлена влиянием цифровых трансформаций на все сферы человеческой жизни. Возникает новый пласт социокультурного взаимодействия и взаимоотношений, связанный с переходом многих процессов в информационное пространство, которое не может регулироваться никакими общими законами, поскольку оно имеет глобальную социокультурную форму. Целью статьи является выявление проблем подготовки студентов педагогических университетов и учителей в области информационной безопасности.
Авторы раскрывают актуальные вопросы изучения информационной безопасности в рамках подготовки студентов вузов и учителей. Выделяют основные вопросы, необходимые для рассмотрения темы информационной безопасности, как данные вопросы представлять учащимся школ. Представлены результаты педагогического эксперимента по проверке механизмов формирования знаний в области информационной безопасности как части цифровой культуры.
Статья адресована учителям, исследователям, занимающимся вопросами информационной безопасности при воспитании цифровой культуры учащихся школ и студентов.
Ключевые слова: высшее образование, информационное пространство, информационная безопасность.
В 21 веке мы живем в цифровизации, в результате чего человек помещается в некое новое информационное пространство. И в этом пространстве информационная безопасность является одним из важнейших аспектов интегральной безопасности на любом уровне. Введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс способствовало росту большого числа риска и угроз информационному воздействию всех субъектов образовательного процесса. Прогресс всех видов СМИ, информационно-коммуникационных технологий и Интернета оказывают конкретное влияние на развитие подрастающего поколения и формирование их нравственных качеств. В связи с этим, перед родителями и педагогами стоит первоочередная задача – как защитить детей от воздействия негативной информации, причиняющей вред их психическому и физическому здоровью.
В настоящее время в нынешней системе высшего образования вопросы информационной безопасности рассматриваются при получении образования в области технических специальностей. В педагогических вузах подготовка студентов в области информационной безопасности только начинает вводиться. К сожалению, проблемы информационной безопасности рассматриваются студентами педагогических вузов не на всех направлениях подготовки.
В 2022 году среди студентов, обучающихся на факультете естественных наук, математики и информационных технологий, проводилось анкетирование «Подготовка учителей в области информационной безопасности». Ответы на вопросы, предложенные в анкете, помогли понять, какие вопросы будущие педагоги считают необходимыми для их рассмотрения в рамках обучения учащихся школ и в рамках повышения квалификации учителей естественно-научного профиля.
Практически все опрошенные считают, что знакомство с информационной безопасностью необходимо начинать со знакомства с федеральными законами и нормативно-правовыми актами, связанными с данной темой. К ним относятся Конституции РФ, в которой прописаны нормы, определяющие фундамент информационной безопасности, федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ. 100% опрошенных считают необходимым знакомство с знать федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в котором, несмотря на все его недостатки, регламентируются взаимоотношения между обществом и детьми в области информационной безопасности. Опрошенные поверхностно знакомы с законом «Об авторском праве и смежных правах», знакомство ограниченно тем, что при подготовке докладов, сообщений, необходимо указывать ссылки на первоисточники. 70 % опрошенных считают, что во взаимосвязи с данными законами стоит рассмотреть трудовой, административный и уголовный кодексы. В данных кодексах прописаны виды ответственности за совершенные правонарушения и преступления в области информационной безопасности.
Все опрошенные уверенные пользователи социальных сетей и сети Интернет. На вопрос, каким должно быть содержание курса по информационной безопасности личности, большинство указали необходимым рассмотрение проблем, связанных с компьютерными вирусами, устройством Интернета, как определить IP-адрес своего компьютера и в принципе, что такое IP-адрес, рассмотреть вопросы киберпреступлений и как обезопасить себя, сохранив личную информацию конфиденциальной.
Проблема компьютерных вирусов очень актуальна в современном мире. Предпосылки такого заключаются в том, что большое число информации находится в электронном виде, а также по причине большого числа пользователей компьютерной техники и мировой сети Internet. С вирусами сталкивается практически каждый пользователь. На сегодняшний день существует очень много вирусов, вредоносных программ, которые блокируют доступ к нашим файлам, воруют их, и могут в целом замедлять или так же блокировать работу компьютера в целом. С этими вопросами надо обязательно знакомить учащихся, дать им представление о том, как появляются вредоносные программы, на какие виды они делятся (вирусы и черви), какие существуют типы вирусов (троянские программы, шпионы вымогатели и т.д.), их отличительные свойства, как распространяются вирусы и каким образом работают антивирусные программы. Опрос показал, что студенты достаточно хорошо знают антивирусные программы и их характеристики. И немаловажное внимание стоит уделить вопросу наказания за создание или распространение компьютерных вирусов, отметить, что за данное преступление существует уголовная ответственность, наступающая с 16 лет.
Около 60% считает, что более подробное знакомство с устройством Интернета, с IP-адресом необходимо, так как большинство не имеют представления о данных вопросах. Да, учащиеся рассматривают данные темы в школе на уроках информатики, но, к сожалению, мало кто из учителей дает им представление о том, каким именно образом работает IP-адрес, как его защитить. Ведь очень малый процент людей знает, что с помощью IP-адреса можно определить примерное местоположение человека или откуда он выходит в сеть.
Значительно увеличился процент таких явлений, как кибертерроризм, киберпреступления, с каждым днем появляется все больше новых видов информационного оружия. Студенты достаточно знакомы с данными понятиями, кем осуществляются киберпреступления и какова основная целью этих преступлений (заработок денежных средств). Ни для кого не секрет, как активно процветает мошенничество в интернете, как намеренно крадут и используют личную и финансовую информацию, как крадут данные банковских карт и многое другое. И с каждым разом такие преступления становятся более изощренными, поэтому так важно уметь различать их. В связи с этим актуально рассмотрение способов защиты себя, своих данных, личной информации, от подобных преступлений.
К вопросу о социальных сетях, необходимо отметить, что часть опрошенных отметили интернет-зависимость детей, их незащищенность от пагубного влияния информации, представленной в социальных сетях. В социальных сетях так же существует проблема сохранения личных данных, ведь дети так же являются активными пользователями социальных сетей, и добавляют огромное количество информации о себе, например, добавляют свое местоположение, указывают номера телефонов или домашние адреса. Вся эта информация может быть использована мошенниками. Очень актуальная проблема – это кибербуллинг. Говоря простыми словами, это та же самая травля, физические и психическое насилие, преследование, давление, только в цифровой среде. И, по мнению большинства опрошенных, очень важно освящать такие темы, проговаривать их с учащимися, объяснить, что если он вдруг столкнулись с подобным в Интернете, то необходимо обратиться за помощью, ведь нередко подобные ситуации доводят до смертельных случаев.
Еще одной стороной социальных сетей являются реклама и подражание известным личностям, блогерам. Необходимо разъяснить детям, что не стоит доверять всему представленному в интернете. Дети (и не только) очень склонны к сравнениям, они могут смотреть на известного человека и думать, почему у них не так. Поэтому стоит объяснить, что формируемая в социальных сетях картинка, не всегда оказывается правдивой, необходимо проверять все на достоверность, и учиться критически относиться ко всему представленному в Интернете.
Следует отметить, что студенты, участвующие в анкетировании, считают принципиально важным рассмотрение всех представленных вопросов с практической стороны. Необходимо рассказать, а как именно, в каких случаях применяются законы, связанные с информационной безопасностью, приводить как можно больше примеров из жизни, когда люди сталкиваются с киберпреступлениями и прочее.
Информационные технологии развиваются достаточно стремительно и нынешняя система обеспечения информационной безопасности не успевает развиваться параллельно вместе с ними. Деятельность, направленная на обеспечение информационной безопасности и защиту детей от негативной информации, не носит системного характера и достаточно разрознена.
По итогам изучения уровня знаний студентов, получающих образование естественно-научного профиля, в области информационной безопасности, мы пришли к выводу, что при организации курса, посвященного рассмотрению вопросов, связанных с информационной безопасностью, необходимо включить следующие модули: нормативно-правовой. Программно-технический и административный модули.
Список литературы
Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.05.2022).
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006 г.
«О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ.
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №438-ФЗ от 29.12.2010г. (редакция от 29.06.2015г.).
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.03.2021) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002 — № 1, ч. 1 — Ст. 1
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. - №25. – ст. 2954
Купирова Ч.Ш., Кузьмин Ю.А. Информационная безопасность как объект киберпреступности // Oeconomia et Jus. - 2019. - №4. - С. 41-46.
Бутусов А.В. Социальные сети как инструмент политического противоборства и информационных войн // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2018. - №13. - С. 71-75.