ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Как показывает практика, с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих проблемы со здоровьем. Сейчас, как правило, детям трёх лет, набираемым в группы младшего возраста, требуется помощь логопеда, дефектолога, невропатолога, не говоря уже об инструкторе ЛФК и медсестре детского массажа. Оздоровительно-воспитательная технология «Здоровый дошкольник» призвана объединить усилия педагогов, медицинских работников, родителей для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Её применение позволит обеспечить физическое и психическое развитие каждого ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей.
Один из главных принципов, которым стоит руководствоваться родителям, таков: ребенок должен прожить каждый этап своего развития вовремя, не опережая время и не отставая. Дошкольный период жизни человека самоценен сам по себе, подменить его ничем нельзя.
Основные подходы к построению оздоровительно-воспитательной работы в детском саду.
По разным данным, в нашей стране условно здоровыми можно назвать 10–12% детей. Соответственно, можно предположить, что большинство детей, пришедших в детский сад, имеют проблемы со здоровьем. Вот почему одной из основных задач, стоящих перед современным педагогом, является умение работать с ослабленным ребёнком. В нашей стране впервые общие принципы работы с ослабленными детьми сформулировал Е.А. Аркин. К числу этих принципов выдающийся ученый-педиатр и педагог относил:
1) учёт влияния психологических факторов на здоровье ослабленного ребёнка; 2) пристальное изучение детской индивидуальности, так как индивидуальные различия среди ослабленных детей более выражены, чем среди здоровых; 3) организация отдыха и деятельности (включая двигательную); 4) культивирование специфических для детей дошкольного возраста форм деятельности; 5) активизация положительных эмоций, формирование здоровой осанки правильного дыхания в качестве приоритетов физического воспитания; 6) обеспечение полноценного (в количественном и качественном отношении) питания; 7) выполнение закаливающих процедур с постепенностью и осмотрительностью, при активном участии врача.
Формирование навыков рационального дыхания и правильной осанки. Актуальность этого принципа обусловлена тем, что самыми распространёнными заболеваниями у детей, посещающих детский сад, являются заболевания органов дыхания. Формирование рационального дыхания невозможно без формирования правильной осанки.
Использование системы эффективного закаливания. Эта система включает систему мер контрастного температурного воздействия (хождение босиком, контрастные воздушные ванны, контрастный душ в сочетании с плаванием в бассейне). В первые годы жизни система физической терморегуляции ещё плохо функционирует, и эти методы призваны совершенствовать её. При закаливании рекомендуются циклические упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые в свободной, не стесняющей движение одежде на занятиях и прогулках. Ребёнок должен быть одет для прогулки так, чтобы движения согревали его, а в случае покоя он испытывал ощущение зябкости. Организация оздоровительного режима должна быть выстроена с учетом состояния здоровья ребёнка. Основные компоненты этой организации – физическая и особенно умственная работоспособность, а также эмоциональная реактивность в динамике дня. Постоянными должны оставаться время приёма пищи (четырехразовое питание), укладывание на дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении. Остальные компоненты режима можно изменять. В распорядке дня ребёнка должны присутствовать оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка, сопровождающиеся положительными впечатлениями. Дневной и ночной сон должен быть достаточным, не укороченным, но и не излишне продолжительным. Его длительность обусловлена сложноорганизованной деятельностью структур головного мозга.
Организация режима для детей должна проводиться в соответствии с сезонными особенностями. В дошкольном учреждении должны быть четыре сезонных режима дня, предусматривающих постепенный переход от одного к другому. Пока в детских садах реализуются только два оздоровительных режима: на тёплое и холодное время года.
Обеспечение полноценного питания. Питание должно соответствовать характеру обмена веществ в организме и особенностям переработки пищи в желудочно-кишечном тракте. Подбор продуктов должен соответствовать естественной технологии ассимиляции (усвоения) пищи. Применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств призвано выявить факторы возникновения и развития дистрессовых невротических состояний у детей; создать условия для преобладания положительных эмоций у ребёнка. Для предупреждения нежелательных аффективных проявлений у детей желательно проводить индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребёнком и родителями, а также подвижные, сюжетно-ролевые и особенно режиссерские игры, музыкотерапию, использовать отдельные приёмы рациональной психотерапии, обращаться к продуктивным видам деятельности, обучать детей приёмам мышечного расслабления. Для налаживания благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении можно организовать комнату психологической разгрузки.
Обогащение творческого потенциала детей, прежде всего, возможностей их воображения. Психосоматическое развитие ребёнка должно разворачиваться в условиях творческого преобразования его обыденного двигательного опыта, двигательных эталонов. Двигательные эталоны, включая и эталоны основных видов движений, должны даваться детям не в готовом виде, а в проблемной форме. При этом педагог фиксирует внимание ребёнка на противоречиях и парадоксах, присущих движению как таковому. Пример тому – своеобразные двигательные «перевертыши». Они лежат в основе, например, подвижной игры «Обезьянки». В игре дети вначале изображают послушных обезьянок, которые копируют демонстрируемые педагогом движения. Но вот обезьянки устали, стали непослушными, они больше не хотят выполнять движения по заданному образцу, они хотят самостоятельно придумывать движения. Далее задача усложняется. Педагог предлагает своим воспитанникам «игру в непослушание» с правилами: движения детей должны носить противоположный характер по отношению к тем, что демонстрирует взрослый. Это и есть один из способов создания двигательных «перевертышей». Например, педагог поднимает руки вверх, а дети опускают их вниз; педагог разводит руки в стороны, а дети соединяют их вместе и т. д. В зависимости от ситуации задания могут варьироваться и усложняться. Наконец, работая в парах, дети сами создают друг для друга различные варианты двигательных «перевертышей». Предостережём от крайности, иногда наблюдающейся в практике физического воспитания детей: педагоги задают детям определённую систему эталонов тех или иных умений, добиваются их прочного усвоения, а затем начинают расшатывать эти эталоны. Естественно, у ребёнка возникают трудности, которые он уже не может преодолеть самостоятельно. Это особенно касается ослабленных детей.
Развитие двигательной активности детей на основе преобладания циклических упражнений
Залогом успешного физического развития детей является полноценная двигательная активность. Она невозможна без систематического использования циклических упражнений в ходьбе, беге и др. Длительные, равномерно повторяющиеся циклические упражнения являются наиболее важным компонентом двигательного режима ребёнка. Они на физиологическом уровне способствуют нормализации работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышают умственную и физическую работоспособность, создают и закрепляют позитивный эмоциональный фон. Циклические двигательные упражнения являются основным средством развития общей выносливости. По мнению специалистов, между выносливостью и уровнем сформированности двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста существует прямая связь. Такие циклические упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках повышают умственную и физическую работоспособность, улучшают эмоциональное состояние, способствуют полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья. Исследования показали, что наибольшей оздоровительной эффективностью обладают циклические упражнения при преимущественном использовании средних и даже малых нагрузок. Большую оздоровительную ценность имеют циклические упражнения на открытом воздухе. Особое место среди циклически организованных движений принадлежит ходьбе.