СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема определения явлений реминисценции и аллюзии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

      До сих пор нет чёткого определения тому, что называется реминисценцией и аллюзией, словари дают толкования, настолько обобщенного характера, что трудно понять, чем одно явление отличается от другого. В основе данной работы лежит попытка разобраться в многообразии определений и в итоге привести различные варианты к общему знаменателю, т. Е. синтезировать обобщенное определение явлений реминисценции и аллюзии.

     Реминисценция. Такое определение реминисценции содержит « Литературный энциклопедический словарь» под редакцией В.М Кожевникова: «Реминисценция (здесь и далее подчеркивание, и курсив наши.- Н.К.)-в художественном тексте *преимущественно в поэтическом) черты, наводящие на воспоминания о другом произведении, это нередко невольное воспроизведение  автором чужих образов или ритмико-синтаксических ходов… реминисценции бывают смутными, неуловимыми, напоминая творческую манеру, характерный комплекс мотивов и тем какого-либо автора». Словарь под  редакцией А.Н. Николюкина даёт более развернутое определение, вот некоторые выдержки из него: «Реминисценция - содержащаяся в произведении неявная, косвенная отсылка  к другому тексту, напоминание о другом художественном произведении, факте культурной жизни - пока определения созвучны друг другу, но в дальнейшем Л.Г.Федорова вводит новые понятия, делит реминисценции на разновидности - Реминисценция может быть эксплицитной, рассчитанной на узнавание и имплицитной, скрытой. Во втором случае особенно важен момент верификации (проверки достоверности), тем более что в отличие от цитаты, реминисценция может быть не осознанна самим автором». В этом месте логичным будет прерваться и остановится подробнее на предложенной Фёдоровой классификации. Итак, реминисценция от цитаты отличается тем, что при цитировании автор работает напрямую с источником, то есть обращается к известному тексту другого автора, как правило, воспроизводя его дословно. Возникает вполне закономерный вопрос: насколько осознанный характер носит реминисценция? Цитирование., безусловно, является осознаваемым фактом и напрямую связывает один тески с другим, как и центон. Реминисценцию тоже может воспринимать как отсылку одного текста к другому. Реминисценция вторична, по отношению к прямой цитате, и может быть как осознанной, так и неосознанной. Возможно выделение двух типов реминисценции, основываясь только на принципе осознания - неосознания факта обращения к чужому тексту: явная (текстовая) реминисценция выявляется при помощи сопоставительного анализа. В качестве примера можно привести анализ стихотворения. Вл. С. Соловьёва «Бескрылый дух, землею полонённый…»  и фрагментов поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон», где идея поэмы переосмысливается Соловьёвым, более того, произведения во многом схожи не только на уровне образов, но и на уровне текста (стихотворный размер, синтаксические конструкции). Не возникает сомнения, что в данном случае, Соловьев, обращался к поэме Лермонтова вполне осознанно, более того, пропуская сквозь призму своей души, видоизменяет концепцию произведения, воплощая своё видение предложенной проблемы. Вторая разновидность - смутная (неявная) реминисценция - созвучие двух произведений, их сходство осуществляется исключительно на уровне образов, и никак не подтверждается текстами. В качестве примера можно привести цикл « Стихи о Прекрасной Даме» А.А.Блока и стихотворения Соловьева, посвященные образу Софии. Блок не просто берёт идею Соловьёва  за основу своего мировоззрения, именно в этом случае уместно говорить об уровне осознанности реминисценции, бесспорно, молодой тогда поэт всецело находился под влиянием своего духовного учителя Соловьёва,  и образ Софии можно назвать предтечей рождения Прекрасной Дамы, однако, связь двух этих образов носила всё же неосознанный характер, поскольку столь глубокие внутренние переживания поэта нельзя назвать вторичными, он творил, он всей своей душой верил Прекрасной Даме, он посвятил себя ей всецело.