Семинар на тему: «Проблема возрождения и сохранения родного языка в современном обществе через нравственное воспитание»
БПОУ РК «Политехнический техникум»
Преподаватель Каширская Т.Н.
- Язык не только средство общения, но и душа народа, основа его культуры. Жив язык – жив народ. Каждый язык – бесценное богатство, принадлежащее не одному народу, а всему человечеству. Сохранение самобытности, уникальности культур, борьба с любыми формами их ущемления, обеспечение свободного развития духовной жизни всех народов РФ – это одна из главнейших целей национальной политики.
- Родной язык — сильнейший фактор народной педагогики
Проблема развития калмыцко – русского двуязычья
чрезвычайно важна не только для
многонациональной России,
она не менее актуальна
и для образовательных систем современного мира.
Пути использования идей этнопедагогики в работе ПЕДАГОГА
- Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы составляют основу этнопедагогики и этнопсихологии. Они выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Раскрытие механизмов воздействия - важнейшая задача современной этнопедагогики и этнопсихологии.
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
УКАЗ
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ ПО РАЗВИТИЮ КАЛМЫЦКОГО ЯЗЫКА
В целях пропаганды калмыцкого языка, являющегося государственным языком Республики Калмыкия, культурным достоянием и основой национального самосознания калмыцкого народа, постановляю:
1. Образовать Общественный совет по развитию калмыцкого языка.
2. Утвердить:
Положение об Общественном совете по развитию калмыцкого языка (Приложение № 1);
Состав Общественного совета по развитию калмыцкого языка (Приложение № 2).
3. Общественному совету по развитию калмыцкого языка разработать план работы и до 1 сентября 2012 года представить на утверждение.
Глава
Республики Калмыкия
А.ОРЛОВ
Элиста
3 августа 2012 года
№ 103
Основные цели, задачи и права совета
2.1. Целями деятельности Совета являются:
- выработка рекомендаций, способствующих реализации программ развития калмыцкого языка;
- привлечение граждан и организаций Республики Калмыкия для решения вопросов, требующих их всестороннего рассмотрения Советом;
- оказание помощи в реализации проектов по развитию калмыцкого языка и культуры;
- поддержка гражданских инициатив, направленных на сохранение, изучение и развитие калмыцкого языка в Республике Калмыкия.
- «Мне всегда было интересно узнать у вас, как у первого лица республики, о текущем состоянии Калмыцкого языка. Я думаю, что это самая большая проблема. Именно с языка, культуры, обычаев начинается воспитание и развитие калмыцкого ребенка. Но если
- проанализировать текущее состояние нашего языка, можно сказать, что он явно деградирует как на бытовом, так и на школьном уровне», - интересуется Мэтью Филберт. Примерно год тому назад по моей инициативе и по инициативе общественности при главе республики был создан совет по развитию калмыцкого языка. Менее чем за год эта активная группа создала законопроект о государственных языках РК. Это всеобъемлющий закон, который уже широко обсуждается. Он закладывает базу для технического решения проблем, связанных с языком. Это создание государственной программы поддержки калмыцкого языка.Мы должны менять методологию преподавания. Над этим уже сегодня работают. При университете создана научно-методологическая лаборатория, которая при содействии КИГИ РАН, правительства республики, министерства культуры, сможет в ближайшее время заложить основы академической грамматики преподавания родного языка. Мы начинаем с принятия закона о государственных языках республики
- Основные цели, задачи и права совета
- 2.1. Целями деятельности Совета являются:
- - выработка рекомендаций, способствующих реализации программ развития калмыцкого языка;
- - привлечение граждан и организаций Республики Калмыкия для решения вопросов, требующих их всестороннего рассмотрения Советом;
- - оказание помощи в реализации проектов по развитию калмыцкого языка и культуры;
- - поддержка гражданских инициатив, направленных на сохранение, изучение и развитие калмыцкого языка в Республике Калмыкия.
- В районах республики такая работа ведется. Например, в Лагани такие курсы созданы при администрации Лаганского района. «Дмитрий Дорджиев предлагает один день в неделю говорить на калмыцком языке». Все усилия государства, методика образования, преподавание, культура, научные центры останутся в тени, пока калмыцкий язык не вернется в семью, на бытовой уровень. Тогда начнется реальное возрождение калмыцкого языка. Язык должен жить в семье.
- Педагоги одобрили проект закона о языках Калмыкии
- 08.04.2014 09:35.
- В конференц-зале правительства РК под председательством заместителя министра образования и науки РК Раисы Дякиевой состоялось расширенное заседание республиканского совета "Родной язык" и ассоциации учителей калмыцкого языка. В его работе приняли также участие депутат Народного Хурала, ректор КГУ Бадма Салаев, заместитель председателя Общественного совета по развитию калмыцкого языка при Главе РК Арсланг Санджиев, член Общественной палаты РК Иван Басангов, ученый КИГИ РАН Николай Убушаев и представители педагогической общественности. На обсуждение был вынесен законопроект "О государственных языках Республики Калмыкия и иных языках народов Республики Калмыкия", принятый Народным Хуралом РК в первом чтении. Отметим, что при внесении предложений в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению между участниками совещания развернулась бурная дискуссия, что свидетельствует об их заинтересованном неформальном подходе к обсуждаемой теме.
- В Законе РФ «Об образовании» сказано:
- - статья 2: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...».
- Задачи, которые призван решать педагог ежедневно:
- всемерно развивать творческие способности учащихся, раскрывая творческий потенциал каждого;
- ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности, интегрировать в систему национальной и мировой культур, направлять в дальнейшем на участие в духовном развитии общества;
- оказывать помощь ребенку в его самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и самоутверждении в жизни, социуме, в самореализации своих возможностей через опору на общечеловеческие ценности.
Очир Джогаевна Мукаева
Очир Джогаевной Мукаевой написано большое количество научных трудов, она профессор Калмыцкого государственного университета, член диссертационного совета при
Волгоградском государственном педагогическом университете, заведующая кафедрой педагогики и психологии, научный руководитель средних учебных заведений республики, публичный человек, она узнаваема в современном калмыцком обществе. О ней написана большая литература, в которой анализируется ее вклад в науку, образование, просвещение Республики Калмыкия.
- Прекрасные знания родного языка, истории и психологии народа, устного народного творчества составляют духовную основу личности О.Д. Мукаевой. Все эти знания оказались особенно актуальными после общественно-политических изменений нашего общества, когда она стала активно разрабатывать совершенно новое в монголоведении направление - этнопедагогику и стала основоположником калмыцкой этнопедагогики.
- Под ее руководством молодое поколение исследователей анализирует этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей и определяет содержание этнопедагогической подготовки современного учителя.
- Проф. О.Д. Мукаева относится к людям публичных профессий, это ученый-педагог, последовательно анализирующий весь арсенал народного воспитания. Живой интерес, гибкость ума, разносторонность научных познаний она демонстрирует постоянно.
- По мнению О.Д. Мукаевой, семья, те нравственно-этические основы, которые доминируют в ней, определяют морально-нравственные стороны личности. Так, трудовая деятельность взрослых наглядно воспитывает в детях трудолюбие, любовь к ближним. В своих исследованиях она показывает, что исторически при кочевом образе жизни калмыкам приходилось обучать детей самым разным видам деятельности. Каждый мужчина был не только скотоводом, но и воином, ремесленником, охотником, рыболовом. Любая женщина умела шить, вязать, ткать, вышивать, выделывать кожу, войлок
- Предпринятый О.Д. Мукаевой анализ позволил заключить, что семейное воспитание калмыков было основано на труде, справедливости, доброте, совестливости, ответственности. В мальчике воспитывали мужественность, самостоятельность, великодушие, чувство долга. В девочке закладывались отзывчивость, осмотрительность, вежливость, скромность, женственность Такими хотели видеть калмыки своих детей, такими качествами должны обладать калмык и калмычка.
- Педагогическое осмысление фольклорного материала позволило О.Д. Мукаевой определить черты, предпочитаемые народным сознанием: здоровье, долголетие, трудолюбие, счастье, потомство.
- Вся народная этика сводится, главным образом, к так называемой семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом скрывается глубокий философский и психолого-педагогический смысл. Благодаря теплу отчего дома, семье, родству, у каждого человека рождаются светлые патриотические чувства, уважительное отношение к другим народам, искренние, глубокие раздумья о смысле человеческой жизни.
- . Язык — первооснова культуры, органическое создание мысли и чувств народа, в котором выражаются результаты его духовной жизни. Родное слово формирует душу, характер, приобщает человека к нации.
- К. Д. Ушинский, проанализировав системы воспитания в Германии, Англии, Франции, Северной Америке, пришел к выводу, общей схемы воспитания для всех народов не существует. По его мнению, на воспитание большое влияние оказывает характер, национальные особенности, культура, быт, история народа. В этом и заключаются этнопедагогические аспекты возрождения национальной школы, опирающиеся на традиции народной педагогики с учетом особенностей национальной психологии и других качеств народа, обусловленных природно-климатическими, социально-экономическими, историческими условиями жизнедеятельности. Нельзя добиться прочного знания родного языка, не привлекая к обучению родителей. Общение в школе, общение в семье на родном языке создает тот микроклимат, в котором зарождается интерес и любовь к языку, традициям семьи, народа.
- К. Д. Ушинский, проанализировав системы воспитания в Германии, Англии, Франции, Северной Америке, пришел к выводу, общей схемы воспитания для всех народов не существует. По его мнению, на воспитание большое влияние оказывает характер, национальные особенности, культура, быт, история народа. В этом и заключаются этнопедагогические аспекты возрождения национальной школы, опирающиеся на традиции народной педагогики с учетом особенностей национальной психологии и других качеств народа, обусловленных природно-климатическими, социально-экономическими, историческими условиями жизнедеятельности. Нельзя добиться прочного знания родного языка, не привлекая к обучению родителей. Общение в школе, общение в семье на родном языке создает тот микроклимат, в котором зарождается интерес и любовь к языку, традициям семьи, народа.
- По определению Сухомлинского, учебное учреждение становится очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа : культ Родины, культ матери, культ книги, культ родного слова.
Семья закладывает основы функциональной грамотности у учащихся на калмыцком и русском языках, приобщает к началам родной культуры - основы нравственности и гражданского воспитания.
- В стыке языков выражается наиболее остро столкновение образов жизни материальных и духовных культур. На современном этапе своего развития российское общество понимает громадную роль семьи как первичной ячейки общества и роли отца, и матери как важнейших воспитателей подрастающего поколения. Таким образом, осмысление опыта народной педагогики, развитие и создание системы традиционного воспитания в современном образовании необходимы.
- Важнейшее значение в своей работе я вижу в решении первоочередных задач: формирование этнического самосознания, сохранение этнокультурных ценностей, включая историю и экономику республики, экологию, национальную и художественную культуру, народные игры, культуру народов, проживающих на территории Калмыкии.
- На уроках учащиеся с интересом изучают близкий им местный материал, национально-культурного содержания. Использование материала, отражающего историю, традиции и культуру этноса, приобщает учащихся к интеллектуальным ценностям своего народа, сохраняет и передает историческую память от поколения к поколению. На своих уроках использую национально-региональный компонент.
- Под руководством преподавателя калмыцкого языка Авгановой К.Б. в ТЕХНИКУМЕ проводятся такие массовые мероприятия как ЗУЛ, Цаган Сар, на которых исполняются народные песни, танцы, проводятся конкурсы на знание национальных традиций и обычаев.
- Диплом учащегося Бадмахалгаева Эрдни, занявшего 3-е место в Республиканской олимпиаде по калмыцкому языку в 2014 году
Диплом Убушаева Александра, занявшего 3-е место в Республиканской олимпиаде по калмыцкому языку в 2013 году
Награждение Бадма халгаева Эрдни, занявшего 3-е место в Республиканской олимпиаде по калмыцкому языку в 2014 году
Празднование Масленицы и Цаган-Сар
заһсн усар бәәдг, күн көлсзрн бәәдг посл. рыба живет водой, человек — своим трудом
өмн тәвсн күслән заяндан даалһхар, зүткн мед[/b] погов. чем доверяться своей судьбе, лучше проявляй настойчивость (в достижении цели)
- Конкурс «Лучший по профессии» по специальности «электрогазосварщик»
Награждение Бадма Халгаева Эрдни, занявшего 3-е место в Республиканской олимпиаде по калмыцкому языку в 2014 году
Наши достижения
Неоценима работа заведующей библиотекой техникума по развитию интереса к изучению калмыцкого языка
Участие преподавателя химии, биологии Ульчаевой Г.Н. и студентки Семеняченко Марины в Республиканском конкурсе творческих работ, посвященном 120-летию со дня рождения видного военного, политического, общественного и государственного деятеля В.А.Хомутникова (2-е место)
Галина Николаевна уделяет большое внимание не только на обучение студентов химии и биологии, ее работа нацелена на воспитание всесторонне развитой личности студентов. Под ее руководством воспитанники занимают призовые места в Республиканских и Всероссийских конкурсах. Экология природы, окружающей среды и родного языка-это основа ее работы. Воспитанник Г.Н.Ульчаевой Удодов Сергей Занял первое место в республиканском конкурсе. Награждение проходило в КГУ
Нравственность и духовность-залог воспитания совершенного человека в нашем техникуме
- Многонациональное государство не может жить и развиваться без единого средства многонационального общения.
- Таким средством стал русский язык, выдвинутый историческими условиями. В России активно развивается национально – русское двуязычие, при котором человек, владея родным языком, владеет и русским. При их взаимодействии возникает взаимообогащение.
- Русский язык – язык русских былин, сказок и колыбельных песен – язык Пушкина и Толстого, всей русской классической литературы. Он является тем мостом, который связывает наши народы. Русская культура – это значительная часть культуры калмыцкого народа. В. Пюрвеев « Час встречи с прошлым».