Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №9
Педагогический проект:
«Лучшая мама на планете!»
Разработчики:
воспитатели: Мезенина В.А;
инструктор по плаванию: Валиева Е.А.
г. Верхний Тагил
Краткосрочный проект: ««Лучшая мама на планете!»
в старшей группе (5-6лет)
Актуальность проекта
Мама - это начало нашей жизни, самый тёплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки. Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребёнком и матерью имеет большое значение для развития личности ребёнка. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными.
Порой мы забываем говорить мамам самые нежные слова, признаваться им в любви, но мы знаем пока у нас есть мама - мы находимся под защитой ангела-хранителя. В её сердце живёт к своим детям бесконечная любовь, тревога и всепрощение. Задача педагогов, специалистов стремиться сформировать у детей желание заботится о мамах, радовать их хорошими поступками, баловать ласковыми и нежными словами.
День Матери – самый светлый, тёплый, добрый семейный праздник, который отмечается в нашей стране в последнее воскресенья ноября.
Праздник «День матери» служит, напоминаем необходимости уважительного отношения к труду матери в семье и обществе. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. От матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца – мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.
Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.
А для мам здоровые дети – это счастье.
Дошкольное детство – это тот период развития ребёнка, во время которого закладывается фундамент здоровья взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Большая роль в воспитании здорового, сильного, выносливого ребёнка принадлежит физической культуре.
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив:
он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы и стремится к совершенствованию.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной.
Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования. Соответствовать которым могут только здоровые дети.
О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
В ходе бесед выяснила, что дети не в достаточной степени имеют представление о роли мамы в их жизни, о ее занятиях дома и обязанностях на работе. У детей и родителей мало времени для общения. Праздник служит сближению детей и родителей через совместную деятельность, поддерживает авторитет родителей в глазах детей.
В ходе проекта планируется дать возможность детям и мамам пообщаться друг с другом не в домашней обстановке, а в детском саду, проявить взаимные чувства друг к другу.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли матери и семьи в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях. Об уважении и почитании матерей, желании помогать и заботиться о них. Проект направлен на развитие положительного отношения ребенка к окружающему миру, приобщению детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, а также на акцентирование внимания родителей на мысли о том, что положительное самоощущение у детей появляется в результате эмоционально наполненных, доверительных контактов с родными и близкими. И, не случайно, среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «День Матери» занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным.
Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме.
По доминирующей в проекте деятельности: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ.
По характеру контактов: В РАМКАХ ДОУ.
Сроки: по времени проведения: КРАТКОСРОЧНЫЙ
Срок реализации: 2 недели
Гипотеза проекта
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, маме с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы домашнего очага.
Если качественно организовать физкультурно – оздоровительную работу с детьми, то это поможет сохранению, укреплению, оздоровлению и улучшению здоровья детей, как физического, так и психического, а правильно opганизованная развивающая среда, представляет ребёнку возможность проявить себя в социальном плане,
освоить определённые правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах.
Проблема –
В современном мире гендерное воспитание детей уходит на задний план. Это связано с часто сталкиваемой проблемой - воспитание детей в неполноценных семьях, где ребенок не видит взаимоотношений мужчины и женщин, поэтому расширение гендерного представления у дошкольников становится одной из важных задач при посещении ребёнком ДОУ. Дети стали менее отзывчивы к чувствам самого близкого для него человека. Ребёнок не всегда способен осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения по отношению к матери.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что формирование у детей представлений о том, что в семье необходимо внимательно и уважительно, относится к женщинам, становится актуальным.
Поиск участниками образовательного процесса эффективных путей укрепления здоровья ребёнка и приобщения его к здоровому образу жизни.
Паспорт проекта
Цель проекта:
сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей;
обобщение и расширение знаний, и представлений детей о празднике «День Матери»;
воспитание заботливого отношения к мамам, благодарность за их любовь;
умение оказывать бережное отношение, желание помочь и делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле;
развивать желание проводить совместные праздники, развлечения;
создавать условия в месте проведения развлечений, занятий по плаванию для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, приобщению детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
Физические:
охрана жизни и укрепление здоровья детей посредством водной среды;
формирование сознательного отношения к своему здоровью;
улучшение деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем;
развитие физических качеств: выносливости, ловкости, быстроты, силы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка;
создание условий для реализации потребности в двигательной активности;
формирование адекватных установок для успешного овладения различными способами плавания;
пропаганда здорового образа жизни;
повышение интереса родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
Образовательные:
дать детям представление о празднике: «День Матери»;
расширять гендерные представления, воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам;
познакомить детей с приметами, поговорками, песнями, стихами, музыкальными произведениями, связанными с празднованием дня Матери;
уточнить представления детей о семье;
углубить знания детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.
Развивающие:
формировать умение у детей анализировать произведения о мамах;
развивать творческие способности, побудить детей выразить благодарность своим мамам за заботу, через продуктивную деятельность;
способствовать развитию творческих способностей воспитанников, привлекать детей в подготовке к празднику, к изготовлению подарков для мамы.
Воспитательные:
воспитывать любовь к маме через художественное слово, музыку, произведения изобразительного искусства;
воспитывать у детей доброе и заботливое отношение к своей маме: желание помогать ей, радовать ее своими добрыми поступками и делами;
воспитывать желание отблагодарить ее за любовь и заботу;
воспитывать доброжелательное общение детей в играх, продуктивной совместной деятельности между сверстниками и взрослыми;
создать хорошее, радостное настроение у детей и их близких;
повышение интереса родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Реализация видов деятельности:
игровая деятельность;
коммуникативная деятельность;
изобразительная деятельность;
двигательная деятельность;
музыкальная деятельность;
восприятие художественной литературы и фольклора.
Участники проекта:
Дети младшей группы, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре (плавание)
Методы проекта
Словесные: чтение художественной литературы, загадки, пословицы, разучивание стихов, беседы, решение проблемных ситуаций, словесные игры, дидактические игры, слушание и заучивание песен о маме.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий детей с мамой.
Практические: изготовление подарка для мамы.
Игровые: инсценировка стихотворений, сюжетно - ролевые игры, хороводная игра по сказке «Теремок», музыкальные игры, разыгрывание сценок.
Ожидаемый результат:
обогащение знаний детей о своей маме, ее профессии;
обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
дети начнут обращать внимание на домашние хлопоты мамы, у них появится желание помогать маме по дому;
появление у детей более тёплых чувств по отношению к маме, желание её оберегать и радовать;
появление душевной атмосферы, доверительных отношений в семьях воспитанников;
повысится интерес детей к занятиям плаванием и спорту;
у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
у родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребёнка;
родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад» в содержание проектной деятельности;
обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе;
развитие творческих способностей детей в продуктивной деятельности;
создание условий для социально-нравственного развития детей в процессе воспитания любви и взаимопонимания с самым близким человеком – мамой.
Предполагаемый результат:
обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе;
воспитание заботливого, уважительного отношения к маме;
усвоение детьми разницы в похожих праздничных датах;
улучшение взаимоотношений в семье между разными поколениями, через совместную деятельность и праздничную атмосферу, созданную в детском саду;
совершенствование уровня накопленных практических навыков детей и родителей;
развитие начал словотворчества;
развитие художественного вкуса детей и взрослых;
развитие творческих способностей детей в продуктивной деятельности;
повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимые в бассейне ДОУ;
привычка ребёнка к регулярным занятиям плаванием с целью укрепления здоровья или активного отдыха в дальнейшей жизни – самый важный итог нашей работы;
участие в играх и праздниках детей – это укрепление дружеских взаимоотношений в детском коллективе;
участие в праздниках объединяет детей, общение радостными переживаниями, приносит эмоциональное, «эстетическое» удовлетворение;
Этот проект значим для всех его участников:
Дети:
получат новые знания о происхождении праздника, узнают много новых произведений о самом близком для себя человеке - МАМЕ, порадуют своих мам творческими успехами, получат радость от совместно проведённого праздника;
сформированы позиция помощника и защитника, доброжелательные отношения к женщине, к матери и уверенность в своих возможностях;
появление практических навыков детей в общении со сверстниками и взрослыми.
Воспитатели, инструктор по плаванию:
состоялась реализация поставленных задач по теме проекта, получили признание родителей;
продолжат осваивать метод проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который даёт возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников;
реализуют задачу взаимодействия с родителями в совместной деятельности.
Родители:
узнали больше о способностях своих детей, появилась уверенность в сформированных навыках ребёнка – заботиться о своих близких;
получат новые знания, умения, проведут творчески время со своим ребёнком при реализации проектной деятельности, получат подарки от своих детей, которые они создают своими руками;
сотрудничество с семьёй позволяет более успешно реализовать поставленные задачи, т.к. в семье дети приобретают первоначальный опыт общения, маленький ребёнок, как губка, впитывает образцы поведения значимых взрослых.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатели: занимаются подбором нужного материала, организуют образовательные ситуации, чтение произведений, эффективно развивают творческое и познавательное мышление дошкольников.
Инструктор по плаванию: разрабатывает конспект праздника, оформляет бассейн, занимается побором нужного оборудования.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, применяя полученные ранее знания, разучивают предложенные произведения, участвуют в разборе произведений и в продуктивной деятельности;
участвуют в физической деятельности, используя полученные навыки и умения в плавании.
Родители: совместно с детьми читают рекомендованные и любимые произведения о мамах; принимают активное участие в жизни сада.
Этапы
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный.
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
подбор методического, дидактического и иллюстративного материала для реализации проекта;
определение целей и задач проектной деятельности;
разработка стратегии реализации проекта;
изучение понятий, касающихся темы проекта;
разработка, планирование проекта и методического сопровождения к нему, составление календарно-тематического планирования с детьми, родителями;
составление конспектов занятий непосредственно образовательной деятельности с детьми и сценария совместного досуга, разработка плана организации физкультурно-досуговых мероприятий в бассейне;
подбор литературных и музыкальных произведений по данной тематике для изучения и разучивания с детьми;
обогащение познавательно-развивающей среды дидактическими играми, демонстрационными пособиями, видеороликами и фотоальбомами по теме проекта;
подбор журналов, литературы для индивидуальной работы с родителями на тему: «Как любить своего ребёнка»;
подбор фотографий для презентации, оформление группы к досугу посвящённому дню матери;
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
Познавательно – речевое развитие.
беседы: «Чем можно порадовать маму?», «Мамин портрет», «Как я помогаю маме», составление рассказов о семье.
Трудовая деятельность.
посильная трудовая деятельность дома: убрать игрушки, протереть пыль;
наведение порядка в групповой комнате.
Чтение художественной литературы.
загадки про маму;
чтение рассказов и заучивание стихотворений о маме: чтение рассказа С. Прокофьева «Сказка про маму», Е. Благинина «Мама спит она устала», «Мама» Ю. Яковлев; «Заплатка» Н. Носов; «Разговор о маме» Н. Саконская, «Я маму люблю» А. Димова.
Игровая деятельность.
сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Я помогаю маме», «Поздравим маму» - (семья), «Вылечим маму» -(поликлиника), «Прическа для мамы» - (парикмахерская), «Выбери подарок маме» - (магазин).
дидактические игры: «Профессии моей семьи», «Мои помощники», «Собери пазлы «Семья», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Животные и их детёныши», «Кто больше назовёт ласковых слов для мамы», «Что можно подарить маме»;
коммуникативные игры: «Назови ласково», «Как ласково дома меня называют», «Как зовут мою маму?», «Ласковый ребенок», «Покажу, как я люблю»;
Конструирование из крупного строительного материала: «Дом, в котором мы живём», «Мамина комната», «Цветы для мамы»;
Лото: «Одежда», «Посуда», «Мой дом»;
Мозаика: «Цветы для мамы», «Узор для мамы»;
Музыкальная деятельность: прослушивание и разучивание песен о маме «Пусть мама услышит» (песня мамонтенка), «Мама – первое слово», «Ах какая мамочка»;
Художественно – творческая деятельность: творчество детей: аппликация: «Подарок для мамы», рисование: «Моя семья», «Мамин портрет»;
Оформление коллажа: «Мама – ангел на Земле!»
Двигательная деятельность:
подвижные игры: физкультминутка: «Мамины помощницы»; игры с мячом «Назови ласково».
пальчиковая гимнастика: «Наши мамы», «Помощники»;
Развлечение в бассейне: «Лучшей маме на планете!»
Взаимодействие с родителями
консультация для родителей: «Как любить своего ребёнка?»;
сотворчество детей, родителей в оформлении коллажа: «Мама – ангел на Земле!»;
выходной в семье: «Фотоотчет»
III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
проведение развлечения в бассейне: «Лучшей маме на планете!»;
коллаж: «Мама – ангел на Земле!»;
анализ проекта с педагогами;
предоставление проекта на сайт дошкольного учреждения.
Результат проектной деятельности:
Данный проект – целенаправленная системная работа по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям.
В ходе проекта у детей закрепились нравственные чувства: доброта, отзывчивость, бережное отношение и внимание друг к другу и маме, как к самому близкому и родному человеку. Дети узнали об истории праздника, о роли мамы в жизни человека. Развили свои творческие способности.
Данный проект позволил объединить родителей и детей друг с другом, повысилась активность родителей по этой теме. Научил дарить радость своим близким, быть внимательным, отзывчивым, дал возможность ещё больше сблизиться детям со своими родителями и принёс радость от общения друг с другом. Даст рост творческому потенциалу каждого ребёнка. Расширил кругозор детей о празднике: «День Матери». У детей сформировались творческие способности, познавательная активность, любознательность, коммуникативные навыки.
Дети показали плавательные навыки, умения в спортивном развлечении в бассейне.
А главное, воспитанники и их родители приняли активное участие в подготовке к празднику.
Приложение №1
Стихи, рассказы о мам
Поздравляем мам своих:
Самых милых и родных!
Мы для них стихи читаем,
С праздником их поздравляем!
Огорчать не буду маму,
Стану я послушным самым.
Шалостями не расстрою,
Чтоб она гордилась мною.
Моя мама лучше всех,
У нее чудесный смех,
Ручки просто золотые,
Глазки самые родные!
Просто замечательная
Мама у меня,
Ласковая, добрая-
Точно знаю я.
Положу я в праздник мам
Шоколадку ей в карман,
Чтобы съесть ее потом
Всем за праздничным столом.
В этот день я поздравляю
Мамочку мою.
Ее крепко обнимаю
Говорю «люблю»!
В денек ноябрьский осенний
Мамулин праздник наступил.
Желаю радости, терпенья,
Здоровья крепкого и сил
Я маму свою обидел
Я маму свою обидел,
Тепеpь никогда-никогда
Из домy вместе не выйдем,
Hе сходим с ней никyда.
Она в окно не помашет,
И я ей не помашy,
Она ничего не pасскажет,
И я ей не pасскажy…
Возьмy я мешок за плечи,
Я хлеба кyсок найдy,
Найду я палку покрепче
Уйдy я, yйдy в тайгy!
Я бyдy ходить по следy,
Я бyдy искать pyдy
И чеpез бypнyю pекy
Стpоить мосты пойдy!
И бyдy я главный начальник,
И бyдy я с боpодоИ бyдy всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот бyдет вечеp зимний,
И вот пpойдёт много лет,
И вот в самолёт pеактивный
Мама возьмёт билет.
И в день моего pожденья
Тот самолёт пpилетит,
И выйдет оттyда мама,
И мама меня пpостит.
***
Эдуард Успенский
Если был бы я девчонкой
Если был бы я девчонкой —
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, Сынок!»
«Моя бабушка»
(С. Капупикаян)
Стала бабушка
Старой, хворою,
От ходьбы она
Устает.
Храбрым летчиком
Стану скоро я,
Посажу ее
В самолет.
Не тряхну ее,
Не качну ее,
Отдохнет она
Наконец.
Скажет бабушка:
"Ай да внучек мой,
Ай да летчик мой!
Молодец!"
«Разговор о маме»
(Н. Саконская;)
От чистого сердца,
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим её,
Как хорошего друга,
За то, что у нас
С нею всё сообща,
За то, что, когда
Нам приходиться туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим её и за то,
Что порою
Становятся строже
В морщинках глаза,
Но стоит с повинной
Прийти головою —
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить
Ей сердце своё.
И просто за то,
Что она — наша мама,
Мы крепко и нежно
Любим её.
***
«Я маму люблю»
(А. Димова.)
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Весёлые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
\ Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!
«Мама» (Ю. Яковлев)
Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.
Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Когда ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить...
Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя видеть и открывать мир.
От мамы ты узнал название птиц – воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка есть тоже своё имя – ромашка, василёк, иван-да-марья.
Мама принесла домой сухую веточку и поставила её в воду. И вскоре веточка – сухая, безжизненная веточка – зазеленела. А потом на ней появились светло – лиловые цветы. Вся веточка покрылась цветами.
Что это? – удивлённо спросил ты.
И мама ответила: – Багульник.
На улице шёл снег. Мама протянула руку и поймала снежинку. На шерстяной варежке снежинка не таяла. Ты посмотрел и снова увидел чудо. Ты думал, что снежинка – это крохотный пушистый комочек, а она оказалась красивой, ровной звёздочкой. Ты наклонился, чтобы лучше рассмотреть белую звёздочку, дохнул на неё – и звёздочка исчезла. На варежке осталась капелька воды. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.
Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом.
Моя мама погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года. Последний раз я её видел, когда она провожала меня в армию. Мне тогда было восемнадцать лет. Это трудно было понять, что мамы нет больше.
Но любовь к матери проходит у нормального человека через всю жизнь. И моя мама до сих пор живёт в моём сердце, словно мама жива, только она где-то далеко, так далеко, что письма не доходят. Но она всегда есть. Я слышу её голос.
Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.
С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы.
«Заплатка» Н. Носов;
У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
- Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
- Я больше не буду! Зашей, мама!
- Сам зашей.
- Так я же ведь не умею!
- Сумел порвать, сумей и зашить.
- Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
- Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
- Я просил маму зашить, а она не хочет.
- Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.
Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
- Чего ты колешься? Ах ты, противная! - говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.
Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.
- Ну, куда же это годится? - ворчал Бобка, разглядывая штаны. - Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.
Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова.
Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.
Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.
- Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:
- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвётся - обязательно сам пришью.
Приложение №2
Пословицы про маму
Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.
Птица рада весне, а младенец - матери.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Материнская молитва со дня моря вынимает (достает).
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
Материнское благословение и в воде не тонет, и в огне не горит.
Без отца - полсироты, а без матери - вся сирота.
Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца - матери и в сказке не найдешь.
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Слепой щенок и тот к матери ползет.
Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.
Материнское слово мимо не молвится.
Родных много, а мать роднее всего.
С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.
Материнским словом Бог правит.
Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.
Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.
Маменька родимая - свеча неугасимая.
Сердце матери лучше солнца греет.
Самое ценное и дорогое на свете - это мать и отец.
Всякой матери свое дитя мило.
Сердце матери лучше солнца греет.
Материнская рука на ласку, что пух, мягка.
Материнская забота на дне моря спасет.
У дитя заболит пальчик, а у матери сердце.
Кто матери не послушает, тот в беду попадет.
Береги отца и мать - других не сыщешь.
Все купишь, а отца и матери не купишь.
В Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
Приложение №3
Загадки
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
***
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
***
Ты трудилась, ты устала
И совсем не отдыхала,
Буду солнышко просить
Утром в окна не светить:
— Не вставай так рано,
-Всех милее наша... (мама)
***
Не буди ты… (маму)
В ушках маминых сверкают
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли- крошки
Украшения…(сережки)
***
Чтобы быть красивой маме,
Нужно тушь взять и румяна.
И накрасить губы надо
Перламутровой…(помадой)
***
Всех лохматых расчесать.
Кудри в косы заплетать,
Делать модную прическу
Помогает нам …(расческа)
***
В банки, в тюбики разлит,
Как сметана он на вид.
Мамам нравится он всем.
Этот ароматный …(крем)
***
Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке…(бусы)
Приложение №4
Стихи – инсценировки, песенки
«Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу: (сжать руки на груди)
Я стираю, (потереть кулачок о кулачок)
Полоскаю, (кулачки сжимать-разжимать)
Воду с ручек отрясаю, (стряхиваем воду с пальчиков)
Пол я чисто подмету (погладить одну ладошку другой)
И дрова ей наколю. (постучать кулачком по ладони свободной руки)
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать. (сложить ладошки вместе и положить под щечку)
Я на цыпочках хожу, (указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки)
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (указательный палец к губам)
Приложение №5
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки, подвижные игры
Помощник
Посуду моет наш Антошка.
(Потирают ладошки друг о друга) – «моют посуду».
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
И закрыл покрепче кран.
(Выполняют имитирующее движение.)
Наши мамы
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)
Мамы разные нужны,
(Сжимают обе ладошки в «замочек».)
Мамы разные важны!
П
омощники
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. (движения по тексту)
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем.
Дружная семья
Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)
***
Решили маме мы помочь
И воду в таз налили,
Насыпали вниз порошка,
Белье все замочили,
Стирали долго мы его,
О доску даже терли,
Не разорвали ничего,
А полоскали сколько –
Туда-сюда, туда-сюда –
Вода в тазу вскипела,
Но только, братцы,
Вот беда – на пол упала пена!
Давай ее мы собирать
И отжимать в ведерко,
Чтобы как наши мамы стать,
Трудиться надо столько.
Приложение №6
Словесные игры:
«Как зовут твою маму?»
Цель: Закреплять знания детей Ф.И.О. своей мамы.
Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют Ф.И.О. своей мамы («Мою маму зовут …»). Если ребенок затрудняется, то помогает воспитатель.
«Назови ласково»
Цель: Учить ласково обращаться к своей маме.
Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и произносят ласковые слова, которые они говорят своей мамочке.
«Профессия мамы»
Цель: Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий.
Игровые правила: Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку, а ребенок называет, кем работает его мама и что она делает («Моя мама врач, она лечит людей»)
«Мамочка»
Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!
Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!
Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!
Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!
Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!
Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!
Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!
Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!
Коммуникативная игры:
«Ласковый ребенок»
Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.
«Покажу, как я люблю»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой – в ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п.
Дидактическая игра: "Что такое хорошо и что такое плохо".
Цель:
учить детей отличать хорошее поведение от плохого;
обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Игровая задача:
ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.
Правила игры:
выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"
Демонстрационный материал:
отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.
Ход игры:
Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.
Дидактическая игра: «Профессии моей мамы»
Дидактическая игра: «Мои помощники»
Настольные игра: «Моя семья»
Приложение №7
Сюжетно-ролевые игры
«Дом, семья»
Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день», «Прогулка в лес», «Семейный обед» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью игровых модулей, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.
«Дочки-матери»
Задачи: см. «Дом, семья»
Игровые действия: Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье. Мама идет с дочкой в парикмахерскую, красиво причесывает ее, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходит папа с работы, садятся ужинать.
Приходят гости. Празднуют день рождения дочки или сына.
Папа – водитель на грузовой машине (или такси). Папа – строитель на стройке.
Дочка простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.
Мама повела дочку на прогулку, Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке. Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют Новый год.
Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы
Приложение №8
Аппликация: «Подарок для мамы»
Рисование: «Моя семья»
«Портрет мамы».
Конструирование: «Цветы для мамы».
Приложение №9
Составление рассказов о семье
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №9
Развлечение в бассейне:
««Лучшей маме на планете!»
(старшая группа)
Разработчик:
инструктор по плаванию
Валиева Е.А.
г. Верхний Тагил
Праздник в бассейне:
«Лучшей маме на планете»
(старший возраст)
Цель: сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, формирование мотивации к двигательной активности и способности к самоорганизации в деятельности. Создать у детей положительное эмоциональное настроение во время проведения досуга по оздоровительному плаванию.
Задачи:
- стимулировать самостоятельную творческую деятельность детей.
- воспитывать доброжелательные отношения друг с другом, воспитывать взаимовыручку и чувство товарищества.
- развитие физических качеств: быстроты, силы, координации, ловкости, воспитание уважительного отношения, любовь к мамам, сознательного отношения к занятиям физической культуре, организованности, внимательности, бережного отношения к своему здоровью и культуры поведения.
Оборудование: киндер-сюрпризы, тазик, платочки, веревка, прищепки, веники, шарики, круги, овощи, фрукты, корзины, канат, круги.
Музыкальное сопровождение: песни про маму.
Ход развлечения:
Звучит музыка.
Инструктор: Добрый день, говорим мы вам. Мы не случайно собрались сегодня в этот ноябрьский день, в нашем бассейне. Ведь именно в ноябре мы отмечаем такой праздник, как День Матери. Приветствуем всех мам и бабушек, кто пришел на наше соревнования, который мы посвятили самым добрым, самым чутким, самым нежным, заботливым, трудолюбивым, и, конечно же, самым красивым, нашим мамам.
Сегодня вас ожидают встречи с неожиданностями. А вот будет ли сегодня весело, зависит от вас, дорогие мамы.
Дети под музыку заходят в бассейн и спускаются в чашу. Строятся у бортиков.
Инструктор:
В серебристой туче брызг
Слышен смех и детский визг.
В этот мамин день
Детский сад пришёл в бассейн.
Невелик он глубиной,
Цвет в нём неба голубой.
Так приятно в нём плескаться,
Даже трудно с ним расстаться.
На воде и шум и гам,
Волны - словно в ураган
И счастливый детский смех
Музыкой звучит для всех.
Инструктор: А для чего нужна зарядка?
Ответы детей.
Для чего нужна зарядка
- Это вовсе не загадка:
Чтобы силу развивать,
И весь день не уставать.
Если кто-то без оглядки
Убегает от зарядки
Тот не станет нипочем,
Настоящим силачом.
Инструктор: Сейчас мы проведем разминку.
Аквааэробика с мячами
После разминки дети делятся на две команды
1 Команда: «МИЛАШКИ»
Девиз:
Мама супер,
Мама класс
Лучше в мире нету нас!
2 Команда: «СИМПАТЯШКИ»
Девиз:
Мы красотки хоть куда
Дети любят нас всегда!
Инструктор:
Две команды тут стоят –
Друг на друга все глядят.
И узнаем мы сейчас,
кто сильнее среди вас.
Итак, всем, всем внимание- начинаем наше соревнования!
Инструктор:
Мне хочется представить жюри, это наши мамы. В процессе достижения цели каждая команда получает цветок и дарит маме, Ребята, если вы быстро и правильно выполняете задание, вы соберете букет для мамы.
Инструктор: Как полагается, утро нужно начать с завтрака. И начнем мы его с приготовления яичницы.
Эстафета №1: «Готовим яичницу на завтрак»
Деревянной ложкой взять киндер яйцо и перенести на его на сковородку, которая стоит на бортике.
Инструктор: Наши ребята, молодцы!
А у нас сегодня - стирка...
Вместе с мамочкой вдвоем.
Все белье перестираем,
Все в порядок приведем.
Эстафета №2: «Я стираю, маме помогаю!»
Команды строятся перед линией старта в колонну по одному. Напротив каждой команды, на расстоянии 20-30 шагов от стартовой линии натянута верёвка и посередине беговой дорожки стоит таз с платочками. По сигналу первые игроки команды добегают до средней линии, берут из таза один платочек и прищепку, добегают до верёвки и передают платочек маме, вместе вешают платочек, возвращаются назад и передают эстафету другому участнику. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильно.
Инструктор: Молодцы! Мы продолжаем.
Эстафета №3: «Наведем порядок»
Участникам предлагается метелочкой собрать мусор в корзину.
Инструктор: Молодцы все наверно устали от такой нагрузки, надо немного отдохнуть.
Дети выполняют под медленную музыку упражнения на воде -
«Звездочка на груди».
Инструктор: Участники отдохнули, и мы продолжаем наши соревнования (Команды занимают свои места на линии старта).
Инструктор:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковь,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох! …
Эстафета № 4 “За продуктами”
В обруче на воде лежат овощи и фрукты. Взяв хозяйственную сумку, участник отправляется “за продуктами”. Ребенок одной команды берет овощи, другой фрукты, кладёт в сумку 1 продукт, бежит к маме, кладет в корзину, возвращается обратно и передаёт сумку следующему.
Инструктор: Молодцы!
Эстафета №5 «Подари маме самоцветы»
Инструктор:
Я украдкой в зеркало гляжу –
Мама там «наводит красоту».
Каждой маме дается корзинка. На дно бассейна разбрасываются разноцветные камушки. Задача ребёнка собрать камушки и положить маме в корзинку. Мамы подсчитывают свои драгоценности
Инструктор: Ну, что, мамы наши мамы и в магазин сходили, завтрак приготовили, белье все перестирали, пора бы и про себя вспомнить и спортом позаниматься.
Эстафета №6: «Веселые бублики»
Ребенок ложится на круг, к кругу привязан канат, мама должна перетянуть канат к противоположному бортику, затем ребенок берет круг и возвращается к своей команде. Побеждает команда, которая быстрее переправится на круге.
Инструктор: Наши соревнования подошли к концу. Мы благодарим всех участников соревнования, за доставленное удовольствие и праздничное настроение. А также благодарим наших гостей! Пусть совместная подготовка к праздникам и ваше участие, останется навсегда доброй традицией. Спасибо за ваше доброе сердце, за желание побыть рядом с детьми, подарить им душевное тепло. Нам очень приятно было видеть добрые и нежные улыбки мамочек, счастливые глаза их детей.
Мы наш праздник завершаем,
Милым мамам пожелаем,
Чтобы мамы не старели,
Молодели, хорошели.
Никогда не унывать,
С каждым годом быть всё краше
И поменьше нас ругать.
И главные слова для вас:
Мама — это небо!
Мама — это свет!
Мама — это счастье!
Мамы лучше нет!
Мама — это сказка!
Мама — это смех!
Мама — это ласка!
Мамы любят всех!
Мама улыбнется,
Мама погрустит,
Мама пожалеет,
Мама всё простит.
Мама — осень золотая,
Мама — самая родная,
Мама — это доброта,
Мама выручит всегда!
Мама, нет тебя дороже,
Мама всё на свете может,
Мам сегодня поздравляем,
Мамам счастья мы желаем.
Инструктор:
Уважаемые мамочки в вашу честь «праздничный салют»
Дети встаю в круг и поднимают вверх воду, образуя брызги.
Приложение №10 Работа с родителями: «Выходной с мамой»
Приложение №11 Коллаж: «Мама – ангел на Земле!»
Источники:
Используемая литература:
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. - М.: Сфера, 2005.
2. Булгакова у воды, на воде, под водой / – М.: Физкультура и Спорт, 2000 г.
3. А. Ю. Патрикеев «Игры с водой и в воде» Издательство ООО «Учитель» Волгоград 2012г.
4. Ельцова О.М. «Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа
5. Ельцова О.М, В. А. Прокофьева Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников
с детской литературой (с 5 до 6 лет) - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 г.
6. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей. – М., 2008.
7. Л. В. Мартынова, Т. Н. Попкова «Игры и развлечения на воде» Педагогическое общество России, Москва 2006г.
8. О маме. Стихи и рассказы. – М.: Детская литература,1988.
9. Осокина плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей д/с и родителей /, – М.: Просвещение, 1991 г.
10. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М., 2006.
11. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие / Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.