СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Окна роста» как площадка профильного самоопределения и ресурс формирования гражданственности у старшеклассников.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках модели профильного образования в МАОУ «Лицей №1» г. Березники Пермского края был разработан проект «Окна роста». Проект - идеальная площадка профессионального сотрудничества, так как позволяет воплотить в жизнь коллективный замысел, профессиональную мечту, гражданскую инициативу

Просмотр содержимого документа
«Проект «Окна роста» как площадка профильного самоопределения и ресурс формирования гражданственности у старшеклассников.»

Проект «Окна роста» как площадка профильного самоопределения и ресурс формирования гражданственности у старшеклассников.


Айзвирт Е.Р., учитель истории и обществознания

МАОУ «Лицей №1» г. Березники, Пермский край


В рамках модели профильного образования в МАОУ «Лицей №1» г. Березники Пермского края был разработан проект «Окна роста». Проект - идеальная площадка профессионального сотрудничества, так как позволяет воплотить в жизнь коллективный замысел, профессиональную мечту, гражданскую инициативу.

Цель проекта: профильное самоопределение, формирование системы гражданских ценностей средствами проектной технологии.

Задачи:

- обеспечить условия для проектной деятельности подростков, взаимодействуя с педагогами и родительской общественностью;

- обучить технологии социального проектирования как базы для профильного роста и гражданской инициативы;

- выйти на конкурсные площадки различных уровней по профильной и гражданской тематике.

Направления проектной работы: профессиональное самоопределение, патриотическое, гражданская активность, экологическое, .

Основные принципы проектной деятельности: системная организация педагогического процесса, основанная на сотрудничестве и коллективном взаимодействии. Основа обучения, предполагающая включение лицеистов и их родителей в процесс разработки и реализации проектов, должна способствовать интеграция способов обучения и способов деятельности.

Изначально проект был задуман как экспериментальная площадка сообщества по профессиональному самоопределению. Основная идея: формирования системы ценностей, обогащение сознания и мышления знаниями, позволяющими ребенку профессионально самоопределиться. По мере работы проекта, а он уже существует в течение года - значимая дата, цели и задачи его расширялись, охватывали новые направления и инициативы, высвечивали новые горизонты. Пришло понимание, что суть и назначение нашего проекта - это достижение коллективной мечты, воплощение в жизнь возникшей идеи через профессиональное сотрудничество педагогов лицея, родителей, выпускников лицея.

В ходе реализации проекта сложилось проектно-лицейское сообщество – кластер. Кластер стал инновационной формой объединения учеников и учителей, разных предметных кафедр. Оформилась структура кластера, создан тематический сайт »Окна роста».

Рис. 1. Организационная структура кластера «Окна роста»

В кластер «Окна роста» входят проектная группа из учащихся 9-11 классов, а также родители, руководители предметных кафедр по иностранному языку - Жужома Оксана Александровна, физкультуре и ОБЖ –Веселкин Олег Владимирович. Координатор работы предметных кафедр - Водолеева Людмила Петровна, курирует мониторинговую группу. Целищева Елена Дмитриевна является создателем и техническим редактором специального тематического сайта «Окна роста» и возглавляет раздел по профориентации – информатика, руководит объединенной контактивной и веб-группой. Автор и руководитель проекта Айзвирт Елена Рихардовна. В ходе работы над проектом осуществляется сотрудничество ученик-преподаватель, преподаватель-преподаватель, ученик-родитель, учитель-преподаватель. Проектная группа стала мощным генератором идей, инициатив, планов, хотя в первоначальный замысел входило лишь проведение отдельных мероприятий профильной направленности и создание рекламы профильного роста в виде небольшого экрана «Окна роста». Затем родилась идея освещать работу кластера на специальном тематическом сайте. Наших «планов громадье» потребовало сотрудничества со специалистами. К реализации планов подключили родителей. Родители помогали в организации экскурсий, направленных на профилизацию обучения. Начальник полиции и родитель одной из лицеисток – Петровский Иван Жафярович организовал экскурсию «По коридорам МВД», адвокат Баяндина Наталья Валентиновна провела мероприятие « Из зала судебного заседания». Проектная группа из 11 классов совместно с Айзвирт Еленой Рихардовной при участии родителей написали сценарий брейн - ринга «В мире русского искусства» и успешно провели его. У всей сотрудников кластера культивировалось чувство, что создание проекта - это дело важное, нужное, востребованное, а значит – гражданское. В рамках проекта работает ПРЕС – ЦЕНТР, который возглавили ученики 9Б класса, ныне 10Б, - Петровская Екатерина, Ханжина Анастасия, Светлакова Юлия. В ходе реализации проекта оформились направления совместной работы.

Направление совместной работы преподаватель-преподаватель сводилась к следующему:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов ;

  • организация профессиональных взаимодействий учителей предметников;

  • планирование и коррекция работы;

  • проведение совместных мероприятий;

  • ознакомление с мониторинговыми технологиями;

Направление сотрудничества ученик-учитель предусматривало:

  • обучить технологии социального проектирования;

  • материализация идеальных построений;

  • воплощение замысла;

  • представление проектов на различных значимых площадках гражданских инициатив.

Направление ученик- ученик призвано сформировать такие навыки как:

  • коллективное взаимодействие и сотрудничество;

  • планирование путей достижения цели;

  • умение работать в информационном поле;

Направление взаимодействия учитель-ученик-родитель:

  • в рамках профильных площадок;

  • с предприятиями города;

  • В рамках сообщества «Знатоки»


Сложившийся кластер в течение прошлого года наладил прочные связи и взаимодействие с лицейским самоуправлением. В сотрудничестве были проанализированы особенности формирования и функционирования лицейского самоуправления. Аналитики из мониторинговой группы кластера сделали важное открытие: лицейское самоуправление не только территория сотрудничества, но платформа для самореализации и карьерного роста. Ребята написали работу «Роль самоуправления в развитии гражданского общества: самоуправление в МАОУ «Лицея №1»г.Березники Пермского края». Работа успешно была представлена на краевой конференции учебно-исследовательских работ. Мы планируем не только продолжить сотрудничество с лицейским самоуправлением, но и расширить его. Юные участники проекта увлеченно познают историю через призму судеб реальных людей. Совместной акцией лицейского самоуправления и сообщества историков стала акция «Равнение на героев». Лицеисты собрали в ходе поисковой работы материал о военной судьбе кавалера трех орденов Славы Кургузове Иване Ефимовиче. Материалы о герое-березниковце собирали в музее и архивах города, социальных сетях; установили связь с сыном Ивана Ефимовича – Кургузовым Владимиром Ивановичем, проживающем в Нижнем Новгороде. Собранную информацию систематизировали, свели в таблицы по самостоятельно разработанным критериям. Приводим небольшой фрагмент таблицы:



Таблица 1



Информационная таблица о Кургузове Иване Ефимовиче



Газета, издание

Статья, автор

Краткое содержание

«Горьковская Правда»

28.04.1989.

«Награды ветеранам»

Ю.Гусев.

В областном комитете КПСС в торжественной обстановке вручили награды ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе и Кургузову Ивану Ефимовичу.



На основе собранного материала создан альбом по заказу Совета ветеранов. Собранная информация кодифицирована, расположена в определённом порядке (Фамилия, имя, отчество Полного кавалера ордена Славы, портрет героя Полного кавалера ордена Славы, наградной лист и т.д.), издана брошюра «Великая Отечественная война в исторической памяти россиян.

Таблица 2

Мероприятия

Результат

Запущен проект « Окна роста»

Создана площадка профильного самоопределения

Создан сайт «Окна роста»

Определена структура образовательного проекта

Организован ПРЕСС-ЦЕНТР

Отрабатывается профессиональные навыки, связанные с журналистикой

Создана команда «Знатоков «

Брейн-ринг «В мире русского искусства»

1.Профильные площадки

2.Юриспруденция

3.Экологическая

Медицина

4.Экскурсия по коридорам МВД

5.Встреча с ветеранами чернобыльцами, конференция «Чернобыль:катастрофа и предупреждение»

6.Серия бесед о вреде курения, наркотиков (провела врач Ханжина Л.В.)

Интеграция с проектом Совета Ветеранов «Эстафета добрых дел»

В рамках интегрированного проекта «Эстафета добрых дел» при финансовой поддержке Адм. Губернатора Пермского края выпущен буклет Великая Отечественная война в исторической памяти Россиян»

Сотрудничество с лицейским самоуправлением

Лицейское самоуправление – площадка профессионально и карьерного роста



Работая над этим проектом, обучающиеся получили возможность развить свои личные качества, приобщиться к «живой истории», приобрести реальный опыт решения проблемных и профессиональных задач, выстраивать взаимодействие с другими обучающимися и учителями. Педагоги получили возможность более тесного и плодотворного контакта со своими юными исследователями.

Таким образом, реализация проекта «Окна роста» позволила достичь слаженного взаимодействия учащихся с преподавателями, родителями и социумом. Созданный кластер стал мощным проектором гражданских инициатив и окном для профессионального роста.



Список источников:



Володина Г.Е. и др. Университетско-школьный кластер – инновационная форма совершенствования профессиональной компетентности учителей и предметных компетенций учащихся // Инновационное развитие современной школы: практика, проблемы, перспективы: матер. I всероссийской научно-практической конференции университетского округа НИУ ВШЭ: в 2 кн. Пермь, 2013. Кн. 1 С. 28-39.

Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействие образовательных учреждений и институтов в социуме в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: матер. Х Междунар. Образов. Форума: в 2 ч. / отв. Ред. Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. Ч.1 С. 24-29