СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по духовно–нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека.  В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Данный проект предоставляет детям возможность получать новые знания, пробуждает и развивает интерес к разным видам деятельности. Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить.

Просмотр содержимого документа
«Проект по духовно–нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город»»

Проект по   духовно–нравственному воспитанию 

для детей старшего дошкольного возраста

«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»

Автор: Лабутина Елена Владимировна, воспитатель,


Аннотация 

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности.  Каждый народ имеет свою историю и традиции, а в данный момент разрушается историческая память. Это ведет за собой разрушение личности человека, потому он лишен возможности брать пример с людей, живших в прошлом.

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. 

Данный проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. 













Великая духовная потребность
в управлении страной не может
быть воспитана в человеке
в один день, и если в ребёнке
с детства не воспитывать
это качество, не стоит
ожидать, что оно появится
у взрослого человека
Томас Манн

Проект: долгосрочный, групповой, творческо-поисковый.

Участники проекта:

  • Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель

  • Дети старшей и подготовительной групп

  • Родители воспитанников

Актуальность проекта:

Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Дети, начиная с детства, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций; равнодушным отношением к близким людям, недостатком сочувствия и сострадания к чужому горю.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов: Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г., государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 г». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и развитие нравственных качеств дошкольников.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека.  В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины, но если родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Данный проект предоставляет детям возможность получать новые знания, пробуждает и развивает интерес к разным видам деятельности. Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить.

Гипотеза:

Проживая в городе Асбесте, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало о них знаем. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, родного края. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, природе и животном мире, народах и промыслах; будут знать имена тех, кто основал и прославил город и край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Объект и предмет:

Объект работы – организационно-педагогические условия патриотического и гражданского воспитания.

Предмет – образовательный процесс, направленный на формирование гражданско-патриотической позиции воспитанников.

Цель: Оптимизация условий для духовно-нравственного развития личности ребенка, посредством ознакомления воспитанников с историей малой Родины.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности через ознакомление с родным краем;

  2. Способствовать формированию гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему России, родного края, города, чувства гордости за свою Родину;

  3. Расширять представления детей об истории, культуре, традициях и людях родного города, края;

  4. Формировать чувство сопричастности:

      • к родному дому, семье, детскому саду, стране;

      • к культурному наследию своего народа;

      • к природе родного края;

  1. Развивать интерес к русским традициям и промыслам родного города;

  2. Формировать умение выражать свои впечатления средствами изобразительного творчества;

  3. Формировать активную позицию родителей в воспитании гражданина России;

  4. Воспитывать у детей любовь, уважение и привязанность к своей семье, к детскому саду, городу, стране.


Ресурсное обеспечение:

  • Открытки, буклеты, фотографии о родном городе, крае

  • Фотографии улиц родного города

  • Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, памятники, кинотеатры, музеи

  • Слайды, фильмы о памятных местах «Малой Родины».

  • Художественные произведения и литературные материалы.

  • Книги писателей и поэтов города Асбеста.

  • Картины и иллюстрации асбестовских художников.

  • Дидактические игры.

  • Картотека народов и народных промыслов Урала.


Ожидаемые результаты:

  • Дети знают историю своего города, близлежащие улицы; достопримечательности города, флору и фауну Уральского края.

  • У детей сформировано чувство гордости за свой родной город, страну

План действий:

1.   Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?

2.  Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

3.  Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

4.  Выполнение проекта детьми и взрослыми.

5.   Обсуждение результатов.

6.  Определение перспектив проектирования.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Этапы проекта.

I этап – подготовительный.

1. Создание развивающей среды.

2. Составление плана проекта, разработка конспектов непосредственно- образовательной деятельности.

3. Осуществление подбора художественных произведений о городе Асбесте, развивающих тематических видеофильмов, мультимедийных презентаций.

II этап – основной (практический).

1. Рассматривание фотографий «Старый и новый город».

2. Разучивание стихотворений об Асбесте, Урале.

3. Просмотр видеофильмов для детей о родном крае, городе.

4. Экскурсии в историко-краеведческий музей, библиотеки; целевые прогулки по улицам и окрестностям города, к достопримечательностям родного города.

5. Цикл бесед на тему: «Мой родной город Асбест», «Наш край – Урал»

6. Художественное творчество – рисование, аппликация, конструирование.

III этап – заключительный.

  1. Выявление уровня знаний детей о родном городе, крае.

  2.  Выставка детских поделок.

  3.  Оценка этапов реализации проекта детьми.

  4.  Презентация проекта.

Комплексно-тематический план по теме «Мой родной город»

Блок

Темы

Совместная деятельность воспитателя с детьми и образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей и оснащение развивающей среды

Взаимодействие с родителями и социумом

Культурный облик города

Мой родной город

  • Создание и рассматривание альбомов: «Старый и новый город», «Край Урал»,

  • Беседы:

«Визитная карточка города – герб»,

«Мой родной город», «Улицы нашего города», «Символы нашего города», «Культурная жизнь нашего города» (театры, кинотеатры, парки),

  • Дидактические игры: «Какой наш город?»,

«О моем городе».

  • Викторина «Что я сделал для родного города» (чистота, уют).

  • Составление рассказов: «Город, в котором я живу», «За что я люблю свой город», «Как сделать город чистым?».

  • Конструирование:

«Дома в нашем городе», «Мой город», «Город будущего» «Здания города».

  • Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Промышленность города.

  • Чтение художественной литературы о родном городе, рассматривание буклетов, альбомов, вымпелов Сказки и были об Асбесте.

  • Прослушивание песен: «С чего начинается Родина», музыкальных композиций о городе, крае.

  • Рассматривание альбомов: «Мой город», «Достопримечательности города».

  • Конкурс рисунков «Мой город».

  • Сюжетно-ролевые игры: «Мы строители», «Школа»

  • Целевые прогулки по городу.

  • Рисование “Мой любимый город”

  • Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.

  • Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Асбесте.

  • Фотовыставки на тему “Я и мой город”, “Туристические прогулки по городу”, “Мы городом родным, должны гордиться!”

  • Посещение с детьми памятников, достопримечательностей города, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню города, День Памяти, народные и другие профессиональные праздники.

  • Консультация для родителей «Познакомьте ребенка с родным городом»

Улицы  моего города

  • Презентация: «Улицы нашего города".

  • Беседы: «Улицы нашего города»

  • Дидактические игры: «Мой адрес», «Звуки улицы», «Кто больше знает названий улиц города Асбест».

  • Составление рассказов: «Из нашего окна – родная улица видна» «За что я люблю свой город», «Моя улица», «Как сделать город чистым?», «Дом, в котором я живу»,

  • Обсуждение ситуаций: «Если бы не было названия улиц?», «Если бы на домах не было адреса?», «Если бы на домах были одинаковые адреса?», «Что такое улица, и по каким правилам она живёт?», «Сделаем улицы чище».

  • История улиц города Ладыженского, Аввакумова, Махнева и т.д..

  • Оформление газеты «Шагая по улицам города»

  • Сюжетно- ролевые игры: «Прогулка по городу»

  • Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».

  • Конструирование: «Мой детский сад»; «Здания города».

  • Рисование: Животные, птицы, растения Урала

  • анкетирование «За что, я, люблю свой город? »,

  • родительское собрание на тему: «Привитие детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям»,

  • консультации «Мы городом родным, должны гордиться!», «Маленькая Родина всё равно большая, ведь она единственная»,


Исторические памятники

  • Историко-краеведческий музей. История его создания.

  • Вечный огонь, обелиск павшим героям в ВОВ.

  • Беседа: «Как и кем создавался и строился город?»

  • Рассказ о достопримечательностях г. Асбест, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,

  • Игра – викторина «Знатоки города Асбест»

  • Рассматривание альбомов

  • Слушание музыкальных композиций

    • Беседы

    • Консультации

    • Анкетирование

  • Совместные праздники

  • СМИ для родителей


Наше наследие

  • Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Архитектура города.

  • Чтение произведений местных поэтов (сборник «От сердца к сердцу»- стихи  поэтов).

  • Экскурсия в библиотеку, музей

  • Рассматривание альбомов с репродукциями картин асбестовских художников

  • Художественно-творческая деятельность

  • Семейное посещение кинотеатров, музеев, библиотек

Природа родного города

Озера, реки


  • Беседы о сохранении природы.

  • Дидактические игры:

Кто живёт в озере.

Заселим Рефт, Пышму.

Что перепутал художник.

  • Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними

  • Рассматривание географической карты Свердловской области

  • Рисование: «Где я отдыхал»

  • Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?».

  • Фотовыставка совместно с родителями «Природа родного края»

Парки, леса

  • Дидактические игры:

Что нам нужно взять в поход.

С какого дерева лист?

Когда это бывает.

Грибная поляна.

Рыбы, птицы, звери

  • Экскурсии в лес

  • Места отдыха.

  • Беседа: «Что нужно для того чтобы город был чистым»,

  • Беседа о климатических условиях города, области.

  • Организация уголка краеведения в группе

  • Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.

  • Рисование: Животные, птицы, растения Урала

  • Консультации: Помощь в организации экскурсий

  • Туристические прогулки-походы «Уральские тропы»

Животные леса

  • Дидактические игры:

Назови друзей леса.

Кто лишний.

Найди животных нашего края.

Народы Урала.

Что перепутал художник.

  • Рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

  • Рисование: «Где я отдыхал»

  • Просмотр познавательных программ

  • «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке)

  • Конкурс на лучшую кормушку для птиц

  • Конкурс на лучшую ледяную постройку

Деятельность жителей города

Труд жителей города

  • Беседа: «Предприятия и заводы города», «Они прославили наш город»

  • Дидактические игры:

Кому, что нужно для работы.

  • Встреча с людьми труда

  • Рассказ воспитателя о минерале – асбест.

  • Посещение краеведческого музея

  • Просмотр презентаций

  • Консультация «Как знакомить детей с трудом взрослых»


Праздники

  • Праздники:

«С русским задором по русским просторам» (традиции календарных праздников»;

«Широкая Масленица», «Рождество Христово»,

«Пасха» (семейные традиции);

«День Славянской письменности»,

«Зачин дело красит» (традиции, обычаи и обряды наших предков, посвященные взаимосвязи человека и природы, человека и семьи, человека и родной земли).

« Жемчужины народной мудрости».

«Богатыри России».

  • Рисование о том, что запомнилось на празднике

  • Подготовка атрибутов к праздникам

  • Спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»


Почетные люди города. Защитники родной земли.


  • Встречи с почетными людьми города

  • Акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда).

  • Военно-патриотическая игра «Зарница».

  • Оформление книги памяти, содержащей фотографии почетных людей города, участников войны.

  • Сюжетно – ролевые игры:

Пожарные

Защитники Родины

  • Изготовление фотоальбома «Они защищали Родину»

Доска почета


  • Экскурсии в музей


Результаты работы

Создана система работы по ознакомлению детей с родным городом. Проводятся занятия с детьми, на которых дети знакомятся с историей города, с архитектурой прошлого и настоящего, с символикой, с названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями.

Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. Туристические прогулки – самый любимый вид деятельности детей. Здесь дети знакомятся с достопримечательностями города, наблюдают за транспортом, за жителями, прослеживают красоту природы в разные времена года.

Данная система предполагает работу с различными видами игр: дидактической, сюжетно-ролевой, словесной. И ребятам очень интересно играть в данные игры. Например, игра – викторина «Знатоки города Асбест», Парные картинки, лото «Мой город» и так далее.

Большую работу проводим в творческой деятельности. Организуем выставки детских работ в группе, участвуем в городских и областных выставках. Совместно с родителями организуем фотовыставки, конкурсы, например «Моя родословная». Ведь в настоящее время у детей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: семья - хранительница национальных традиций, счастье семьи – это счастье и благополучие народа, государства.

Наиболее эффективно воздействие на ребёнка средствами эстетического воспитания. Проводятся развлечения «Осенний бал», «На пороге коляда», досуговый вечер «Наша Родина», литературные композиции «Ваш подвиг будет жить в веках!». Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребёнка.

Для обеспечения комплексного подхода по ознакомлению детей с родным городом, взаимодействуем с учреждениями дополнительного образования города: детская библиотека, музыкальная и спортивная школа, центр дополнительного образования детей, Центр культуры и отдыха, музеи. В данных учреждениях проводится ряд мероприятий: концерты, спектакли, беседы, выставки, экскурсии, викторины, познавательно-игровые программы. Всё это расширяет представление детей о городе, его жителях – людях различных профессий.

Для осуществления проекта создана предметно – развивающая среда:

  • изготовлены дидактические игры, ведь игра – основной вид деятельности ребёнка. Подобраны атрибуты к сюжетно ролевым играм.

  • подобрана художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее).

  • собраны альбомы с фотографиями «Мой город», «Профессии моих родителей», «Природа нашего края» и другие.

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями, помогает осуществить данный проект. Совместно с родителями мы пополняем атрибутами музей, готовимся к выставкам, проводим туристические прогулки по городу, экскурсии, концерты. И непосредственно для родителей готовится различная агитационная информация: консультации, памятки, анкеты, родительские собрания.

Главный результат деятельности мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.



















ПРИЛОЖЕНИЯ

Картотека дидактических игр

  1. «Мой город»

Цель: закрепить знания детей о родном городе, достопримечательностях, любимых для отдыха местах

  1. «Кто быстрее доберется до реки?» (до вокзала, дойдет до библиотеки, до школы, театра…)

Цель: закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание.

  1. «Достопримечательности родного города»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Асбеста; развивать внимание, память, связную речь.

  1. «Парные картинки»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, умение подбирать правильно пару к своей картинке (составление картинки из нескольких частей по типу пазлов)

  1. «Чтобы было, если все улицы будут без названия»

Цель: закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название; закрепить знания детей о том, на какой улице они живут; развивать внимание; память.

  1. «Кто лишний»

Цель: учить детей находить предметы и здания, которые относятся к достопримечательностям города Асбеста, объекты растительного и животного мира, находить лишний предмет; развивать связную речь, мышление, память.

  1. «Собери картинку»

Цель: закрепить умение собирать картинку из нескольких частей (с изображением достопримечательностей города); развивать мышление; внимание; память.

8. «Помоги Степашке попасть в театр»

Цель: закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание; развивать связную речь.

  1. «Заселим реки Рефт, Пышма»

Цель: закрепить знания детей о животном мире Среднего Урала (в данном случае – рыб); развивать мышление, память, связную речь.

  1.  Лото «Мой любимый город»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, памятных местах, местах отдыха, любимых улицах; формировать умение работать в команде; развивать связную речь, память, мышление, внимание.


































Конспект физкультурного досуга «Чудо дерево»

Задачи:

  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, родной природе

  • Закреплять умение ориентироваться на местности, знания осенних примет, правил поведения в лесу

  • Упражнять в ходьбе и беге, прыжках

  • Воспитывать выносливость, чувство коллективизма, взаимопомощи

Оборудование:

  • Карта – схема маршрута

  • Рюкзаки

  • «волшебные листья»

  • 2 ложки, 2 яйца, 2 обруча, платок, палочки по количеству детей

  • Костюм Бабы Яги

Предварительная работа:

Совместное составление плана – маршрута от детского сада до любимой полянки; знакомство детей с ближайшими к детскому саду улицами, их историей; беседа с детьми о том, что бы они хотели получить в подарок; разговор об осенних приметах, правилах поведения в лесу в разное время года; заучивание стихов об Урале, городе Асбесте; беседа с детьми о том, что бы они хотели получить в подарок от  осени.

Ход занятия:

(Время проведения – осень. Любимая полянка расположена недалеко от детского сада, возле стадиона «Ураласбест»).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали! Сколько разноцветных листьев, целый ковер. Давайте соберем с вами прекрасный букет из разноцветных листьев, а потом украсим нашу группу.

(дети собирают листья, среди них находят один с самодельным текстом)

Посмотрите, ребята, какой необычный листочек мы нашли. Здесь что-то написано, давайте прочитаем.

В осеннем любимом лесу.

Полным – полно чудес:

Есть спелая рябина,

И шиповник, и малина.

Ну а если потрудиться

Можно к дереву прийти

И на нем себе найти

Все, что нужно для души.

Вот хорошо бы такое дерево найти, тогда все бы наши желания исполнились. Где надо искать такое чудо – дерево? (ответы детей - в лесу, в парке и т.д.)

Воспитатель: А чтобы не сбиться в пути, что нужно…? (ответы детей – компас, карта маршрута, рюкзаки с продуктами, проводник и т.д.)

Правильно, схема маршрута, а еще рюкзаки с продуктами, проводник.

Воспитатель: 

Вот хотели с вами отправиться на поиски чудо – дерева, да не знаем в какую сторону идти. Что же нам делать? (предложения детей)

Правильно, давайте еще раз поищем на полянке «волшебные листья», вдруг на одном из них и будет указан маршрут, направление.

(дети еще раз обходят полянку и находят рюкзаки и схему маршрута, нарисованную на осеннем листочке.  Рассмотрев, внимательно схему, определяют маршрут путешествия).

Воспитатель: Ну вот мы готовы отправиться в путь. А по дороге мы с вами будем любоваться прекрасными зданиями нашего города.

(идут на полянку в лес, по дороге вспоминают названия улиц, рассматривают знакомые здания и жилые дома,

Воспитатель: Ну вот, мы с вами пришли на нашу любимую полянку. Давайте рассаживайтесь на бревнах, отдыхайте, любуйтесь природой.

(на поляну вбегает Баба Яга)

Баба Яга: Кто вы такие и чего тут делаете?

Дети: Мы ищем в лесу «Чудо дерево»

Баба Яга: Ишь, чего захотели, не так просто его найти, не всем дерево попадается на пути, надо много чего знать, а я не уверена, что вы все знаете. Не пущу вас дальше в лес! В лесу много жителей, да и растений самых различных, еще навредите кому-нибудь. Чтобы по лесу ходить, надо правила знать, как вести себя, что можно делать, а что нельзя. Вот вы знаете правила поведения в лесу?

Дети: знаем. В лесу нельзя шуметь, громко слушать музыку, рвать растения, пинать грибы, разрушать гнезда, разжигать костры без присмотра взрослых и т.д.

Баба Яга: Ну хорошо, все правила назвали, а осенние приметы назвать можете?

(дети рассказывают об Уральской осени: ее приметах, особенностях.)

Баба Яга: Все равно не пущу, пока не узнаю, что вы дружные – помогаете друг другу, не обижаетесь на тех, кто выигрывает. Поэтому для вас я приготовила Игры – соревнования.

Игры – соревнования: «Перенеси картошку в ложке», «12 палочек», «Золотые ворота», «Дружный обруч», «Жмурки»

Баба Яга: Молодцы, дружно играли, много знаете, любите свой лес. Порадовали меня, покажу я вам дорогу к волшебному дереву. Куда рукой покажу, туда смело стройте дорожку (Игра «Кочки – дорожки»)

(Баба Яга уходит, дети с воспитателем, ориентируясь на стрелки на деревьях, находят дерево, увешенное подарками, играют)

Воспитатель: А теперь нам пора отправляться в путь, обратно в детский сад.  Давайте скажем спасибо «Чудо дереву», скажем до свидания нашей полянке, а вечером расскажем о своем приключении нашим мамам и папам, а еще нарисуем то, что увидели сегодня и чего узнали.

(дети оправляются обратно в детский сад.)

Конспект спортивного праздника «Край родной – земля уральская»

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей со своим родным краем

  • Закрепить знания о том, чем отличается зима уральская от южной зимы

  • Закрепить знания о том, в какие игры любили играть наши бабушки и дедушки, кто из асбестовских поэтов воспевают в своих стихах уральскую зиму.

Ход занятия:

(дети выходят на спортивную площадку, их встречает Зима)

Зима: Здравствуйте, ребята! Проходите, гости дорогие! Слышала я, что любите вы      свой Урал, хорошо знаете свой край. Может быть, я ошиблась, попала не туда?

Скажите, как называется улица, на которой находится ваш детский сад?

(Мира).

А как называется ваш город? (Асбест). 

А знаете ли вы, как называется край, в котором вы живете? (Урал)

Правильно, Урал. Об Урале, уральской зиме асбестовскими поэтами сложены 0прекрасные стихи.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями.

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый.

Среди зимы и в летний зной,

Привет тебе, мой край родной!

Зима: А вы хотите отправиться со мной в путешествие по уральскому зимнему лесу? Тогда в путь.

Идем не спотыкаемся,

Сугробов не боимся.

Какая красивая уральская зима, а деревья в теплых шубах, в высоких снежных шапках, земля укрыта от мороза пуховым одеялом. Чуть – чуть зазевался и провалился в сугроб. Выше ноги поднимайте, внимательно смотрите, куда ставите ноги – не провалитесь в глубокий снег. А здесь тропинка узкая – пойдем боком, а здесь надо пригнуться, чтобы снег с веток не нападал на шубы и шапки. В лесу тихо, тихо. Зимний лес спит до весны.

Теперь же березы стоят

В февральских заснеженных дремах.

Да воет метель в буреломах.

                А.Никитин «Березы»

Вышли мы на широкую тропинку, можно и пробежаться. Хорошо в зимнем лесу, как приятно подышать морозным свежим воздухом. Пройдем еще по дорожке и послушаем, как скрипит снег под ногами.

Расскажите мне, что вам нравится зимой?

Хоровод «Что нам нравится зимой»

А вот и снежинки собрались в кружок. 

«Танец снежинок»

Еще не сдается,

Беснуется север.

И лежит в сугробах

Лесной мой Урал

                                                        Никольский «Уральские ели»

Зима: Ух, какой сильный ветер подул. Разлетелись снежинки по полянке. Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает. Ветер стих, снежинки опускаются на землю.

Появляется Мороз Иванович.

Мороз Иванович: Здравствуйте, дети! Ну что, замерзли? Да, крепки уральские морозы. А еще уральская зима отличается от зимы южной. А чем?  Расскажите мне.

Мороз Иванович: Вы мороза не боитесь? Берегитесь, берегитесь! До кого дотронусь, заморожу не шутя.

Игра «Мороз – красный нос»

Мороз Иванович: Ну, молодцы, ребята, сразу видно – уральцы, закаленный народ. А сколько снега выпало! Много. А вы знаете, какая самая любимая игра была у ваших бабушек и дедушек, когда они были маленькими?

Игра «Снежки»

Мороз Иванович: Подбирайте-ка скорее мои белые снежки, да в Мороза бросайте, покажите, какие вы ловкие (дети бросают снежки в Мороза).

Мороз Иванович: Ух, закидали, ух, забросали! А еще ваши дедушки и бабушки любили на санках, коньках и лыжах кататься да соревноваться. А посоревнуемся?

Соревнования на санках:

  • «Кто быстрее между флажков проведет «Санки»

  • «Очисти дорогу» (перевозят кубики на санках)

  • «Провези снежки и попади в цель» (корзины для метания стоят на разном расстоянии)

  • «Кто быстрей доедет до флажка»

Зима и Мороз Иванович хвалят детей, вручают им медали

Зима: У ваших бабушек и дедушек была еще одна любимая игра:

Ты, Мороз, глаза не открывай,

С нами в жмурки поиграй.

Игра «Жмурки»

Мороз Иванович: Перед тем, как попрощаться должен, дети, вам признаться. У меня сюрприз для вас. Отгадайте-ка загадку:

Круглолица, краснощека,

В ярком праздничном платке,

В красном сарафане,

С корзиночкой в руке.

Появляется Матрешка.

Матрешка:  Продаю! Продаю!

Зима: Матрешка, что ты продаешь?

Матрешка: Сладости.

Зима: У нас денег нет.

Матрешка: Ну, тогда отвечайте на мои вопросы: Как называют уральскую зиму? Зима на Урале – это хорошо или плохо?  (дети отвечают на вопросы)

Матрешка: Молодцы! Можно вас угостить и на русской тройке прокатить.

Зима: Кончается время волшебных минут,

          Меня уже вьюги в дорогу зовут.

          Туда, где повсюду снега да снега,

          Где вьются метели и свищет пурга.

Мороз Иванович: Праздник веселый удался на славу!

                                Мы, думаем, всем он пришелся по нраву!

Зима: Пойду в другие детские сады и расскажу о вас, ребята, о том, что вы любите и знаете свой родной край.

Матрешка, Зима и Мороз прощаются и уходят.

Конспект НОД «О нашем городе мы свой ведем рассказ»


Тема: Рассказ воспитателя «Наш родной город».

Цель: Уточнить и расширить знания детей о родном городе. Объяснить происхождение названия нашего города, рассказать о главных улицах города, градообразующих предприятиях, достопримечательностях. Вызвать у детей желание узнать как можно больше о городе, уточнить знание домашнего адреса. Способствовать расширению словаря по теме.

Развивать восприятие, внимание, память, познавательные интересы.

Воспитывать любовь к родному городу, желание сделать его красивым и чистым.


Материал: фотографии с видами города, изделия из асбеста, иллюстрации, буклеты, книги.

Методическая литература: Т.Р. Кислова "По дороге к Азбуке" стр.120.


Содержание деятельности:

  1. Организационный момент: Игровое упражнение "Я рада вас видеть".

  2. Введение в тему:

  • Дети, когда ваши родители на работе, где вы находитесь?

  • Правильно в детском саду. Наш детский сад называется "Теремок", его номер 25 и находится на улице Мира дом 9/1. Вы знаете, что в нашем городе очень много улиц. У каждой есть свое название.

  • Какие названия улиц вы знаете?

  • На какой улице живете вы? Назовите свой домашний адрес.

  1. Изучение нового. Рассказ воспитателя "Наш родной город".

  • Как называется город, в котором мы живем?

  • А вы знаете, почему он так называется?

  • Рассказ воспитателя о происхождении названия города, о поселке "Куделька", об открытии месторождения необычного волокнистого камня, о том, что из него изготавливают и на каком предприятии.

  • Рассматривание фотографий города, изделий из асбеста.

Асбест добывают в огромных чашах – карьерах. Затем руду везут на фабрику, очищают от грязи, пыли, сортируют и отправляют на переработку. Из асбестового волокна делают очень много нужных и полезных вещей (показ). Ас бест – огнестойкий материал (шифер, костюмы для пожарных и т.д.).

На территории города много заводов и фабрик, на которых изготавливают все, что нужно для жизни: вы сидите на стульях, за столами, которые сделаны на нашей мебельной фабрике; посуда, из которой мы едим, сделана на фарфоровом заводе: альбомы и тетради – на нашей типографии и т.д.

  1. Физкультминутка:

  • Я буду рассказывать про себя, а вы – про себя. Для этого делайте то же, что и я, и повторяйте слова следом за мной.

В: Я иду,

Д: И мы идем.

В: Я пою,

Д: И мы поем.

В: Я бегу,

Д: И мы бежим.

В: Я молчу,

Д: И мы молчим.

В: Я на лавочку присела,

Д: Мы на лавочку присели.

В: Головою повертела,

Д: Головою повертели.

В: А потом я с лавки встала,

Д: А потом мы с лавки встали.

В: И руками помахала,

Д: И руками помахали.

В: В ладоши похлопала,

Д: В ладоши похлопали.

В: Ногами потопала,

Д: Ногами потопали.

В: Десять раз поприседала,

Д: Десять раз поприседали.

В: И нисколько не устала,

Д: И нисколько не устали.

  1. Рассматривание фотографий. Давайте посмотрим, в какой красивый город превратился поселок Куделька.

  • Какие здания или улицы вам знакомы?

  • Из скольких этажей построены дома в нашем городе?

  • Сколько этажей в вашем доме?

  • Что есть в нашем городе? (улицы, детские сады, школы, магазины, больницы и т.д.)

  • Где работают люди?

  • Где отдыхают?

  • Что нужно для того, чтобы наш город был красивым?

  • Кто убирает улицы и дворы?

  1. Игра "Какой дом?"

  • Из какого материала строят дома? (кирпича, бревен)

  • Дом из кирпича, какой? (кирпичный)

  • Дом из бревен, какой? (бревенчатый)

  1. Итог: О чем мы сегодня говорили? Как называется наш город? Почему?