Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Улан-Удэ"
Ступень дошкольного образования "Медвежонок"
ПРОЕКТ
"Познаём мир с Чиполлино"
(средняя группа)
Авторы и участники проекта
Епифанцева Е.Г., воспитатель высшей категории
Подгруппа детей средней группы № 5 «Фиксики»
г. Улан-Удэ
2017 г.
Педагогический проект «Познаём мир с Чиполлино»
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Вид проекта: подгрупповой
По характеру участия: воспитатели, дети, родители
По продолжительности: краткосрочный (1 месяц)
Форма представления: презентация
Предметно-содержательная область: познавательное развитие (экологическое воспитание)
Введение
Актуальность проекта:
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения, которое настроено на познание мира. Данный познавательно-исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности и формирование у них умений применять новые знания в жизни. Тема разработанного проекта возникла по инициативе детей, что соответствует ФГОС дошкольного образования.
Проблема: Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать у дошкольника позиции самостоятельности, активности, инициативности в поисках ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.
Описание проблемы:
В детский сад дети приходят с разной познавательной мотивацией . Её низкий уровень у некоторых детей обусловлен не только влиянием компьютеров и телевидения, но и неправильным поведением взрослых в отношении детских вопросов. Ведь уничтожить любознательность проще простого: пару раз не ответить на вопрос, отмахнуться, посмеяться над сказанной ребёнком нелепостью. К сожалению, такое происходит всё чаще, а ведь вопросы нужны человеку, чтобы ориентироваться в окружающем мире, прокладывать путь в неизвестное. Умение задавать вопросы – это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Поэтому очень важно, если мы педагоги в детском саду научим детей формулировать вопросы, не бояться их задавать и получать ответы на них в ходе совместной проектной деятельности. Данный проект возник из простого детского вопроса: «Почему у Чиполлино зелёные волосы?»
Цель проекта: Сохранить интерес у детей к определённой проблеме, предполагающей овладению некоторой суммой знаний и через проектную деятельность.
Задачи проекта:
1.В процессе экспериментальной деятельности расширить представление детей о луке как об овоще, его значении и использовании человеком.
2.Познакомить детей со строением лука и видоизменением в его строении.
3.Способствовать формированию навыка посадки мелких луковиц на перо.
4.Развивать умение наблюдать и делать выводы.
Задача детская: Посадить лук в воду и пронаблюдать, что с ним произойдёт.
(«Как у лука появятся зелёные пёрышки?»)
1 этап — «инициативный»
Описание. В марте 2017 г. воспитателем была запланирована тема занятия «Путешествие по страницам сказок» . (Цель: Формировать у детей нравственные качества: храбрость, желание придти на помощь слабому и беззащитному, чувство сострадания, на примерах сказочных героев.) Сказочные герои: Петух («Заюшкина избушка»), Наф-Наф («Три поросёнка»), Чиполлино («Приключения Чиполлино). На занятии двое детей задали вопросы про Чиполлино «Кто такой Чиполлино?», «Почему у Чиполлино зелёные волосы?». Воспитатель предложила детям вместе ответить на эти вопросы.
Предполагаемый результат: Создать условия для исследовательской деятельности детей, в ходе которой они получат ответ на вопрос «Почему у Чиполлино зелёные волосы?»
2 этап — подготовительный.
Просмотр отрывков из мультфильма «Приключения Чиполлино»
Игровая мотивация: «Чиполлино в гостях у детей» (Рассматривание игрушечного Чиполлино, беседа «Чиполлино - мальчик луковка»)
Подготовка оборудования, материалов для исследовательской деятельности (приобретение лука, прозрачных стаканчиков; подготовка листов-наблюдений).
Предполагаемый результат:
У детей формируется интерес к растениям, в частности к луку. Развивается желание узнать, как появляются зелёные пёрышки у лука.
3 этап — исследовательский
Проектная идея: Создать условия в средней группе детского сада для посадки лука и наблюдения за его ростом, с использованием листа-наблюдения.
Рассматривание лука с использованием лупы (маленькие корешки)
Посадка лука в прозрачные стаканчики с водой
Ежедневные наблюдения за ростом лука
Фиксация наблюдений в листе-наблюдений
4 этап заключительный (диагностический)
Оформление презентации по проекту
Ожидаемые результаты:
1.Дети научатся сажать лук, познакомятся с необходимыми условиями для роста растения.
2.У детей сформируется знания и представления о строении лука.
3. Дети научатся наблюдать и делать выводы.
4.Дети научатся видеть результаты своего труда и рассказывать о своей деятельности.
5.Повысится внимание родителей к созданию условий для исследовательской и творческой деятельности ребёнка.
ВЫВОД:
В результате проделанной работы дети нашли ответы на вопросы «Кто такой Чиполлино?», «Почему у Чиполлино зелёные волосы?» и овладели знаниями и навыками в практической деятельности.