Проект «Профильный отряд «Сильные люди» |
Планирование работы с учащимися, состоящими на профилактических учетах |
|
Разработчики проекта: Иванова Н.Б., социальный педагог Гатапова Ю.И., педагог-психолог |
|
Закаменск |
год |
|
Содержание:
Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
Идея проекта
Обоснование актуальности проекта
Участники проекта
Цель
Задачи
Кадровое обеспечение проекта
Комплекс мероприятий по реализации проекта
Этапы реализации
План мероприятий
Ожидаемый результат
Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
Трудно представить себе школу, в которой нашелся хотя бы один класс, не имеющий среди своих учеников «трудного ребенка». Такой всегда есть и чаще всего не один и не два, а значительно больше. Опыт работы с такими детьми показывает, что почти все они имеют семьи с дисгармоничными или нарушенными отношениями, где никому нет дело до истинных причин отклоняющего поведения детей. Характеризуя семьи, относящиеся к «группе риска» можно отметить ряд неблагоприятных факторов: низкий жизненный уровень;
увеличение числа неполных семей;
неблагоприятный эмоциональный фон в семье, конфликтность;
деформация нравственных ценностей семьи, алкоголизм и наркомания родителей.
Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка к отклонению в поведении. К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении, относятся следующие:
проблемные отношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
трудности самоотношения и самопонимания;
Внутреннее («психологическое») одиночество;
Стремление избежать давления, правил, норм, требований, поиск комфортного существования эмоционального благополучия;
Обида на себя и на конкретных людей;
Переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля;
Неорганизованность;
Зависимость от других, низкая сила своего «я»;
Трудности в обучении;
Трудный характер: обидчивость агрессивность, расторможенность;
Отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
Чувство вины стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный недостаток, безработица, пьянство, наличие судимых членов семьи , разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры и.т.д.)
Сталкиваясь с проявлениями отклоняющего поведения, мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить. Осуждения и запреты, в такой ситуации только ожесточают ребенка. Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить почву, посадить и вырастить полезные растения.
Идея: создать на базе МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск» из числа учащихся школы, состоящих на разных видах профилактического учета профильного отряда «Сильные люди»
Обоснование актуальности проекта
В условиях временного детского коллектива дети вовлекаются в самые разнообразные виды деятельности: трудовую, познавательную, туристскую, военно-спортивную, коммуникативную, гражданско-правовую и др. Такие возможности позволяют избежать однообразия в работе.
Проект «Сильные Люди» призван увеличить объем знаний, умений и навыков детей, способствовать их личностному росту и обретению социальной позиции. В этом отношении становится значимой роль самопознания, общения, деятельности через погружение ребенка в профильную деятельность или другие ее виды.
Чем больше информации, практических навыков получает ребенок, тем основательнее становится его психологическая подготовка ко всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально – волевая устойчивость. В этих условиях профильный отряд может стать большим подспорьем в деле управления процессом развития личности учащихся, склонных к нарушению поведения.
Почему « Сильные люди»? К сожалению, у большинства современных подростков понятие «сила» олицетворяется с физической силой и большими деньгами.
В основе этого проекта лежит другая идея:
«Сильные Люди» - это люди, открывшие гармонию в себе и ищущие ее в своих отношениях с другими людьми;
«Сильные Люди»- это люди, обладающие знаниями и умеющие ими распорядиться, не навредив другим людям;
«Сильные Люди» - это благородные люди, способные прийти на помощь другим;
«Сильные Люди» - это трудолюбивые люди, работающие на благо общества;
«Сильные Люди» - это миролюбивые люди, решающие проблемы человечества мирным путем.
Участники проекта находятся в постоянном поиске своего «Я», систематически оказываясь перед выбором – как быть, как действовать, чем заниматься?!
Проект насыщен досугово-развлекательными и физкультурно-оздоровительными мероприятиями, что позволяет участникам переключаться с одного вида деятельности на другие виды, позволяющие отдохнуть, восстановить силы, получить положительные эмоции.
Профилактическая работа включает два направления:
1 направление- организация и проведение занятий в форме социально-психологического тренинга.
2 направление - организация досуговой деятельности подростков
Данный проект отличается своей новизной, так как органическое сочетание занятий в условиях социально-психологического тренинга и и погружение подростков в коллективно-творческую деятельность школы, позволяет решать проблему девиантного поведения подростков комплексно, с привлечением всех участников образовательного процесса.
Реализация проекта осуществляется с использованием следующих методик и форм работы с детьми:
I.Аналитико-диагностическое направление:
1.Сбор информации (использование диагностик на выявление, наблюдение - как метод выявления позитивного ресурса ребенка);
2. Анализ проблем, построение гипотез;
3.План сопровождения (программа).
II.Коррекционно-развивающее направление:
1.Групповые занятия в форме социально-психологического тренинга, по выработке правил совместной жизни в группе, личностного роста и.т.д.
2. Коллективная деятельность (организация летнего отдыха, спортивные соревнования, экскурсии, мастер-классы, коллективно-творческие дела и.т.д.)
3. Занятия в объединениях дополнительного образования.
Срок реализации проекта: данный проект рассчитан на реализацию в течение одного учебного года.
Участники проекта:
Учащиеся, состоящие на разных видах профилактического учета
Цель: развитие у подростков комплекса жизненно важных социальных навыков
Задачи:
Оказание социально-психологической помощи детям, склонным к отклоняющему от норм поведению;
Изменение отрицательного образа «Я»;
Принятие социальной нормативности и привитие норм поведения;
Развитие межличностных отношений;
Вовлечение детей в досуговую и игровую деятельности;
Приобщение к здоровому образу жизни;
Содействие решению проблемы занятости детей в свободное и каникулярное время.
Кадровое обеспечение проекта: социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, родители учащихся, медицинская сестра школы, заместитель директора по ВР, педагоги дополнительного образования, организаторы детского движения, библиотекари.
Комплекс мероприятий по реализации проекта
1.Диагностика исследования отклоняющего поведения у подростков отряда (входная, выходная)
2. Организация занятий в форме социально-психологического тренинга:
Формы и методы: метод «мозговой штурм», дискуссии, ролевые ситуации, игровые упражнения, метод арт-терапии: рисование, составление коллажа, сочинение сказок, психогимнастика.
3. Коллективная деятельность
Формы и методы: экскурсии, мастер-классы, спортивные соревнования, организация летнего отдыха, игра «Зарница», социально-психологические акции.
4. Участие в проектной деятельности
5. Индивидуальные беседы с учащимися по разделам:
Жить здорово-здорово (профилактика ЗОЖ)
« Нет прав без обязанностей» (формирование правовых знаний)
« Здоровая планета начинается с меня» (профилактика вредных привычек)
6.Работа с семьей учащихся
«Спешим Вам на помощь»- патронаж семей обучающихся на дому
«Для Вас, родители»- организация и проведение консультаций
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» - проведение родительских собраний, заседаний «круглых столов
Организация летнего отдыха участников профильного отряда «Сильные люди»
9.Этапы реализации
№ | Этап | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Подготовительный | 1.Проведение анализа успешной социальной адаптации выпускников МАОУ «СОШ №5 г. «Закаменск». 2.Организация и проведение диагностического исследования; 2. Изучение социального фона семей обучающихся: составление социального паспорта школы; уточнение списков учащихся, состоящих на профилактических ведомственных учетах; 3. Изучение опыта работы ОУ Закаменского района, других регионов с учащимися «группы риска» в условиях профильного отряда. | сентябрь | Заместитель директора по ВР; социальные педагоги; педагоги-психологи; классные руководители |
2 | Основной | 1.Деятельность по двум ориентирам: -организация и проведение занятий в форме социально-психологического тренинга. ( программа прилагается) -организация досуговой деятельности подростков (согласно плану работы отряда) 2.Реализация программы проекта. | октябрь-июнь | социальные педагоги; педагоги-психологи; классные руководители |
3 | Заключительный | 1.Анализ деятельности. 2.Планирование работы по результатам | июль | Заместитель директора по ВР; социальные педагоги; педагоги-психологи; классные руководители |
План мероприятий
№ | Форма работы | Категория | Сроки проведения | Ответственные |
Организационно-диагностическая работа |
1 | Изучение социального фона семей обучающихся (составление социального паспорта школы) | 1-11 классы | сентябрь | социальные педагоги, классные руководители 1-11 классов |
2 | Обследование жилищно-бытовых условий проживания обучающихся и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации | Группа риска | в течение учебного года | социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители |
3 | Составление социального паспорта учащегося и его семьи | Группа риска | октябрь | социальные педагоги, |
4 | Наблюдение: собеседование с классными руководителями, беседы с обучающимися, посещение уроков | Группа риска | в течение года | социальные педагоги, классные руководители |
5. | Формирование списка профильного отряда « Сильные люди» | Группа риска | сентябрь | социальные педагоги, классные руководители |
6. | Организация и обеспечение Всеобуча | Участники проекта | | социальные педагоги, классные руководители |
7. | Изучение потребностей в дополнительном образовании учащихся «группы риска» и детей, оказавшихся в ТЖС | Участники проекта | | социальные педагоги; преподаватели ДО |
Профилактическая работа: социально – психологический тренинг |
1. | Занятия СПТ по программе | Группа риска | В течение года | педагоги-психологи; социальные педагоги |
| Профилактическая работа: коллективная деятельность |
2 | Спортивные соревнования 1.«Веселые старты» 2.Пионербол 3.Туристическая тропа | Участники проекта | ноябрь март май | социальные педагоги учителя физкультуры |
3 | Экскурсии Пожарная часть ИП пекарня Романенко О.В. Пограничная застава с. Холтосон | Участники проекта | октябрь апрель февраль | социальные педагоги педагоги-психологи |
4 | Мастер-класс Районный краеведческий музей «Мой город Закаменск» | Участники проекта | май | социальные педагоги; педагоги-психологи |
5 | Социально-психологическая акция «Строим город доброты» | Участники проекта | апрель | социальные педагоги; педагоги-психологи |
6 | Организация летнего отдыха | Участники проекта | июнь, июль, август | социальные педагоги; педагоги-психологи |
|
| Участие в проектной деятельности Турнир настольных игр | Участники проекта | Весенние каникулы | социальные педагоги; организаторы детского движения |
Индивидуальные беседы с учащимися |
| 1.Беседы профилактической направленности « Нет прав без обязанностей» (формирование правовых знаний) « Здоровая планета начинается с меня» (профилактика вредных привычек) | Участники проекта | в течение года | социальные педагоги |
4 | Организация совместной работы с субъектами системы профилактики (по отдельному плану) | Участники проекта | в течение года | социальные педагоги, специалисты субъектов профилактики (КДН и ЗП, ПДН, ОСЗН, ООиП) |
7 | Контроль посещаемости и успеваемости учащихся. | Участники проекта | в течение года | социальные педагоги, классные руководители, |
8 | Посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях. | Участники проекта | | социальные педагоги, классные руководители |
Работа с семьей учащихся |
1 | Организация консультаций родителям обучающихся по социальным, правовым, психологическим вопросам | Участники проекта | в течение учебного года | социальные педагоги, педагоги-психологи |
2. | Адресное обследование семей «группы риска»: семей, требующих к себе повышенного внимания | Участники проекта | в течение учебного года | социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители |
3 | Проведение родительского собрания для родителей обучающихся | Участники проекта | по плану школы | социальные педагоги, педагоги-психологи |
Ожидаемый результат
Через вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности предполагается:
Уменьшение фактора риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям в подростковой среде;
Личностный рост;
Развитие творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей;
Повышение общего уровня культуры;
Обретение социального опыта;
Формирование гражданско-правовых чувств;
Проверка волевых качеств
Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной деятельности;
Вовлеченность малоактивных учащихся во внеурочную деятельность, организацию общешкольных праздников
Развитие интереса к дальнейшему процессу самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
Снятие с учета семей и учащихся, состоящих на учёте в КДН и ОПДН.