СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Профильный отряд "Сильные люди"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Профильный отряд "Сильные люди"»

Проект «Профильный отряд «Сильные люди»

Планирование работы с учащимися, состоящими на профилактических учетах


Разработчики проекта: Иванова Н.Б., социальный педагог Гатапова Ю.И., педагог-психолог










Закаменск

год







Содержание:

  1. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения

  2. Идея проекта

  3. Обоснование актуальности проекта

  4. Участники проекта

  5. Цель

  6. Задачи

  7. Кадровое обеспечение проекта

  8. Комплекс мероприятий по реализации проекта

  9. Этапы реализации

  10. План мероприятий

  11. Ожидаемый результат























  1. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения

Трудно представить себе школу, в которой нашелся хотя бы один класс, не имеющий среди своих учеников «трудного ребенка». Такой всегда есть и чаще всего не один и не два, а значительно больше. Опыт работы с такими детьми показывает, что почти все они имеют семьи с дисгармоничными или нарушенными отношениями, где никому нет дело до истинных причин отклоняющего поведения детей. Характеризуя семьи, относящиеся к «группе риска» можно отметить ряд неблагоприятных факторов: низкий жизненный уровень;

  • увеличение числа неполных семей;

  • неблагоприятный эмоциональный фон в семье, конфликтность;

  • деформация нравственных ценностей семьи, алкоголизм и наркомания родителей.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка к отклонению в поведении. К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении, относятся следующие:

  • проблемные отношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

  • проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

  • трудности самоотношения и самопонимания;

  • Внутреннее («психологическое») одиночество;

  • Стремление избежать давления, правил, норм, требований, поиск комфортного существования эмоционального благополучия;

  • Обида на себя и на конкретных людей;

  • Переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля;

  • Неорганизованность;

  • Зависимость от других, низкая сила своего «я»;

  • Трудности в обучении;

  • Трудный характер: обидчивость агрессивность, расторможенность;

  • Отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

  • Чувство вины стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный недостаток, безработица, пьянство, наличие судимых членов семьи , разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры и.т.д.)

Сталкиваясь с проявлениями отклоняющего поведения, мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить. Осуждения и запреты, в такой ситуации только ожесточают ребенка. Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить почву, посадить и вырастить полезные растения.

  1. Идея: создать на базе МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск» из числа учащихся школы, состоящих на разных видах профилактического учета профильного отряда «Сильные люди»

  2. Обоснование актуальности проекта

В условиях временного детского коллектива дети вовлекаются в самые разнообразные виды деятельности: трудовую, познавательную, туристскую, военно-спортивную, коммуникативную, гражданско-правовую и др. Такие возможности позволяют избежать однообразия в работе.

Проект «Сильные Люди» призван увеличить объем знаний, умений и навыков детей, способствовать их личностному росту и обретению социальной позиции. В этом отношении становится значимой роль самопознания, общения, деятельности через погружение ребенка в профильную деятельность или другие ее виды.

Чем больше информации, практических навыков получает ребенок, тем основательнее становится его психологическая подготовка ко всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально – волевая устойчивость. В этих условиях профильный отряд может стать большим подспорьем в деле управления процессом развития личности учащихся, склонных к нарушению поведения.

Почему « Сильные люди»? К сожалению, у большинства современных подростков понятие «сила» олицетворяется с физической силой и большими деньгами.

В основе этого проекта лежит другая идея:

«Сильные Люди» - это люди, открывшие гармонию в себе и ищущие ее в своих отношениях с другими людьми;

«Сильные Люди»- это люди, обладающие знаниями и умеющие ими распорядиться, не навредив другим людям;

«Сильные Люди» - это благородные люди, способные прийти на помощь другим;

«Сильные Люди» - это трудолюбивые люди, работающие на благо общества;

«Сильные Люди» - это миролюбивые люди, решающие проблемы человечества мирным путем.

Участники проекта находятся в постоянном поиске своего «Я», систематически оказываясь перед выбором – как быть, как действовать, чем заниматься?!

Проект насыщен досугово-развлекательными и физкультурно-оздоровительными мероприятиями, что позволяет участникам переключаться с одного вида деятельности на другие виды, позволяющие отдохнуть, восстановить силы, получить положительные эмоции.

Профилактическая работа включает два направления:

1 направление- организация и проведение занятий в форме социально-психологического тренинга.

2 направление - организация досуговой деятельности подростков

Данный проект отличается своей новизной, так как органическое сочетание занятий в условиях социально-психологического тренинга и и погружение подростков в коллективно-творческую деятельность школы, позволяет решать проблему девиантного поведения подростков комплексно, с привлечением всех участников образовательного процесса.

Реализация проекта осуществляется с использованием следующих методик и форм работы с детьми:

I.Аналитико-диагностическое направление:

1.Сбор информации (использование диагностик на выявление, наблюдение - как метод выявления позитивного ресурса ребенка);

2. Анализ проблем, построение гипотез;

3.План сопровождения (программа).

II.Коррекционно-развивающее направление:

1.Групповые занятия в форме социально-психологического тренинга, по выработке правил совместной жизни в группе, личностного роста и.т.д.

2. Коллективная деятельность (организация летнего отдыха, спортивные соревнования, экскурсии, мастер-классы, коллективно-творческие дела и.т.д.)

3. Занятия в объединениях дополнительного образования.

Срок реализации проекта: данный проект рассчитан на реализацию в течение одного учебного года.


  1. Участники проекта:

Учащиеся, состоящие на разных видах профилактического учета

  1. Цель: развитие у подростков комплекса жизненно важных социальных навыков

  2. Задачи:

  • Оказание социально-психологической помощи детям, склонным к отклоняющему от норм поведению;

  • Изменение отрицательного образа «Я»;

  • Принятие социальной нормативности и привитие норм поведения;

  • Развитие межличностных отношений;

  • Вовлечение детей в досуговую и игровую деятельности;

  • Приобщение к здоровому образу жизни;

  • Содействие решению проблемы занятости детей в свободное и каникулярное время.


  1. Кадровое обеспечение проекта: социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители, родители учащихся, медицинская сестра школы, заместитель директора по ВР, педагоги дополнительного образования, организаторы детского движения, библиотекари.


  1. Комплекс мероприятий по реализации проекта

1.Диагностика исследования отклоняющего поведения у подростков отряда (входная, выходная)

2. Организация занятий в форме социально-психологического тренинга:

Формы и методы: метод «мозговой штурм», дискуссии, ролевые ситуации, игровые упражнения, метод арт-терапии: рисование, составление коллажа, сочинение сказок, психогимнастика.

3. Коллективная деятельность

Формы и методы: экскурсии, мастер-классы, спортивные соревнования, организация летнего отдыха, игра «Зарница», социально-психологические акции.

4. Участие в проектной деятельности

  • Проект «Игра-дело серьезное» (настольные игры)

5. Индивидуальные беседы с учащимися по разделам:

  • Жить здорово-здорово (профилактика ЗОЖ)

  • « Нет прав без обязанностей» (формирование правовых знаний)

  • « Здоровая планета начинается с меня» (профилактика вредных привычек)

6.Работа с семьей учащихся

  • «Спешим Вам на помощь»- патронаж семей обучающихся на дому

  • «Для Вас, родители»- организация и проведение консультаций

  • «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» - проведение родительских собраний, заседаний «круглых столов

  1. Организация летнего отдыха участников профильного отряда «Сильные люди»


9.Этапы реализации


Этап

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Подготовительный

1.Проведение анализа успешной социальной адаптации выпускников МАОУ «СОШ №5 г. «Закаменск».

2.Организация и проведение диагностического исследования;

2. Изучение социального фона семей обучающихся: составление социального паспорта школы; уточнение списков учащихся, состоящих на профилактических ведомственных учетах;

3. Изучение опыта работы ОУ Закаменского района, других регионов с учащимися «группы риска» в условиях профильного отряда.

сентябрь

Заместитель директора по ВР;

социальные педагоги;

педагоги-психологи; классные руководители

2

Основной

1.Деятельность по двум ориентирам:

-организация и проведение занятий в форме социально-психологического тренинга.

( программа прилагается)

-организация досуговой деятельности подростков

(согласно плану работы отряда)

2.Реализация программы проекта.

октябрь-июнь

социальные педагоги;

педагоги-психологи; классные руководители

3

Заключительный

1.Анализ деятельности.

2.Планирование работы по результатам

июль

Заместитель директора по ВР;

социальные педагоги;

педагоги-психологи; классные руководители






  1. План мероприятий



Форма работы

Категория

Сроки проведения

Ответственные

Организационно-диагностическая работа

1

Изучение социального фона семей обучающихся (составление социального паспорта школы)


1-11 классы

сентябрь

социальные педагоги, классные руководители

1-11 классов

2

Обследование жилищно-бытовых условий проживания обучающихся и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации

Группа риска


в течение учебного года

социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители

3

Составление социального паспорта учащегося и его семьи

Группа риска

октябрь

социальные педагоги,


4

Наблюдение: собеседование с классными руководителями, беседы с обучающимися, посещение уроков

Группа риска

в течение года

социальные педагоги, классные руководители

5.

Формирование списка профильного отряда

« Сильные люди»

Группа риска

сентябрь

социальные педагоги, классные руководители

6.

Организация и обеспечение Всеобуча

Участники проекта


социальные педагоги, классные руководители

7.

Изучение потребностей в дополнительном образовании учащихся «группы риска» и детей, оказавшихся в ТЖС

Участники проекта


социальные педагоги; преподаватели ДО

Профилактическая работа: социально – психологический тренинг

1.

Занятия СПТ по программе

Группа риска

В течение года

педагоги-психологи;

социальные педагоги


Профилактическая работа: коллективная деятельность

2

Спортивные соревнования

1.«Веселые старты»

2.Пионербол

3.Туристическая тропа


Участники проекта

ноябрь

март

май


социальные педагоги

учителя физкультуры


3

Экскурсии

Пожарная часть

ИП пекарня Романенко О.В.

Пограничная застава с. Холтосон

Участники проекта


октябрь

апрель

февраль

социальные педагоги

педагоги-психологи

4

Мастер-класс

Районный краеведческий музей «Мой город Закаменск»


Участники проекта

май

социальные педагоги; педагоги-психологи


5

Социально-психологическая акция

«Строим город доброты»

Участники проекта


апрель

социальные педагоги; педагоги-психологи


6

Организация летнего отдыха

Участники проекта

июнь, июль,

август

социальные педагоги; педагоги-психологи




Участие в проектной деятельности

Турнир настольных игр


Участники проекта


Весенние каникулы

социальные педагоги; организаторы детского движения

Индивидуальные беседы с учащимися



1.Беседы профилактической направленности

  • Жить здорово-здорово (профилактика ЗОЖ)

  • « Нет прав без обязанностей» (формирование правовых знаний)

  • « Здоровая планета начинается с меня» (профилактика вредных привычек)

Участники проекта


в течение года

социальные педагоги

4

Организация совместной работы с субъектами системы профилактики (по отдельному плану)


Участники проекта


в течение года

социальные педагоги, специалисты субъектов профилактики (КДН и ЗП, ПДН, ОСЗН, ООиП)

7

Контроль посещаемости и успеваемости учащихся.

Участники проекта


в течение года

социальные педагоги, классные руководители,

8

Посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях.



Участники проекта



социальные педагоги,

классные руководители

Работа с семьей учащихся


1

Организация консультаций родителям обучающихся по социальным, правовым, психологическим вопросам

Участники проекта


в течение учебного года

социальные педагоги, педагоги-психологи

2.

Адресное обследование семей «группы риска»: семей, требующих к себе повышенного внимания

Участники проекта


в течение учебного года


социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители

3

Проведение родительского собрания для родителей обучающихся

Участники проекта


по плану школы

социальные педагоги, педагоги-психологи


  1. Ожидаемый результат

Через вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности предполагается:

  1. Уменьшение фактора риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям в подростковой среде;

  2. Личностный рост;

  3. Развитие творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей;

  4. Повышение общего уровня культуры;

  5. Обретение социального опыта;

  6. Формирование гражданско-правовых чувств;

  7. Проверка волевых качеств

  8. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной деятельности;

  9. Вовлеченность малоактивных учащихся во внеурочную деятельность, организацию общешкольных праздников

  10. Развитие интереса к дальнейшему процессу самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.

  11. Снятие с учета семей и учащихся, состоящих на учёте в КДН и ОПДН.