МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №83 Г.РОССОШИ
РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Краткосрочный проект «Путешествие в Олимпию» (с использованием нестандартного оборудования) для старших дошкольников
Тип проекта:
Физкультурно-оздоровительный, познавательный
Автор проекта:
Воспитатель, МКДОУ д/с №83,высшая квалификационная категория:
Сычева Светлана Ивановна.
г. Россошь, 2023-2024 год.
Актуальность. Одной из самых важных составляющих гармоничного развития личности является физическое состояние, а именно: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном учреждении, которая предусматривает формирование интереса к активной двигательной деятельности и потребность в физическом самосовершенствовании, получение удовольствия от игр, движений, упражнений.
Цель:
Закрепить привычку у детей заниматься физической культурой и спортом.
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через активную двигательную деятельность.
Задачи:
Расширять знания детей о видах спорта и об истории возникновения первых Олимпийских игр в Греции;
Создать атмосферу радости и эмоционального благополучия.
-Прививать любовь к спорту и физической культуре, интерес к истории олимпийских игр, к спортивным соревнованиям.
-Закреплять полученные на физкультурных занятиях знания и умения.
-Развивать у детей творческие способности, воображение; способствовать проявлению у детей инициативы.
-Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, умение контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать действия своих товарищей.
-Формировать интерес к нестандартному оборудованию, приобщать педагогов и родителей к его изготовлению; развивать творчество, фантазию при использовании нестандартного оборудования; мотивировать детей на двигательную активность, через использование нестандартного оборудования в самостоятельных видах деятельности.
Образовательные области
Интеграция образовательных областей:
Физкультурно-оздоровительное;
Познание;
Речевое;
Художественно-эстетическое.
Период (продолжительность) проекта:
(3 недели)
Ожидаемые конечные результаты, целевые показатели
Для детей
Развивитие у детей творческие способности, воображение; способствовать проявлению у детей инициатив;
расширить кругозор детей о физической культуре; об истории развития Олимпийских игр.
научиться, с помощью налаженных взаимоотношений в коллективе детей, добиваться общей цели и радоваться общим достижениям;
бережно относиться к своему здоровью. Для педагогов
расширять кругозор педагогов о физической культуре и спорте; истории Олимпийских игр.
применять полученные знания на практике.
Для родителей
увеличить интерес родителей играть с детьми в подвижные и спортивные игры на улице.
приобщать родителей к здоровому образу жизни.
Для ДОУ
изготовление книжки-малышки по ЗОЖ;
создание нестандартного физоборудования для детей;
изготовление дидактической игры поспортуь «Спорт-круглый год»
сотрудничество с семьями воспитанников.
Выполнение проекта: Девиз проекта: «Быстрее, выше, сильнее» В работе с детьми:
Ежедневная профилактическая работа:
Профилактическая гимнастика (дыхательная + звуки в игре, массаж лица и шеи, пальчиковая гимнастика, улучшение осанки, плоскостопия, гимнастика для глаз.).
Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья» нестандартное оборудование
Беседы:
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».
«Какие продукты полезны для нашего организма».
«Какие виды спорта ты знаешь».
«О спорт! - ты мир звезд и победителей медалей»
Непосредственно образовательная деятельность:
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
Сюжетно ролевые игры «Стадион - спортивные состязания», настольная игра «Хоккей».
Дидактические игры «Мяч на поле»; «Забей гол!» (на дыхание), «Собери картинку» (пазлы).
Организация активной двигательной деятельности: катание на лыжах, санках.
Рассматривание иллюстраций, альбомов и фотографий о видах спорта.
Чтение художественной литературы про спорт и физкультуру;
А. Кутафин «Вовкина победа».
Заучивание стихов, пословиц, поговорок о здоровье.
В работе с родителями
Консультация «Физическая культура вашего ребенка».
Консультация «Физоборудование своими руками»
Наглядность в виде информационных файлов «Босиком от простуды и других
болезней», «Активный детский отдых зимой», «Физкультурные упражнения для детей дошкольного возраста» , «Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей». «На воздухе и дома» (игровые упражнения для физического развития ребенка).
Результат проекта:
Проект «Путешествие в страну Олимпию» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. Воспитатели д/с огромным желанием приняли участие в спортивных развлечениях, изготовили физ. оборудование из бросового материала, оформили с педагогами фотовыставку, пополнили атрибутами сюжетно – ролевые игры. Повысилось уважение, доверие родителей к педагогическому коллективу детского сада.
Приложение к проекту:
Массаж лица и шеи, пальчиковая гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, комплекс упражнений по профилактике плоскостопия, комплекс упражнений для формирования правильной осанки, упр-ия для глаз.
Наглядность в виде информационных файлов «Босиком от простуды и других
болезней», «Активный детский отдых зимой», «Физкультурные упражнения для детей дошкольного возраста».
Физкультурное развлечение в зале «Путешествие в Олимпию».
Экологическая тропа: «Путешествие по зимнему лабиринту»,
Калейдоскоп по зимним видам спорта
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №83 Г. РОССОШИ
РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Физкультурный досуг для старших дошкольников
« Путешествие в Олимпию»
(с использованием нестандартного оборудования)
Цель: Закрепить привычку у детей заниматься физической культурой и спортом.
-изготовление нестандартного оборудования своими руками для физкультуры и использование его на занятиях и в играх.
Задачи:
-Создать атмосферу радости и эмоционального благополучия.
-Прививать любовь к спорту и физической культуре, интерес к истории олимпийских игр, к спортивным соревнованиям.
-Закреплять полученные на физкультурных занятиях знания и умения.
-Развивать у детей творческие способности, воображение; способствовать проявлению у детей инициативы.
-Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, умение контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать действия своих товарищей.
-Формировать интерес к нестандартному оборудованию, приобщать педагогов и родителей к его изготовлению; развивать творчество, фантазию при использовании нестандартного оборудования; мотивировать детей на двигательную активность, через использование нестандартного оборудования в самостоятельных видах деятельности.
Инвентарь для соревнований:
Трон для Зевса (кресло); «оливковые» венки для богов, олимпийский факел, малые обручи, записи музыкального сопровождения, грамоты, нестандартное физоборудование:
-факел;
Султанчики;
-носилки;
-массажоры для стоп;
-цветные ленты-дорожки;
-набивные мячи;
-штанга;
-цветы плоскостные;
- перчатки с глазками;
-лягушка-кукла;
-дубинки;
-сухой бассейн (шары).
Место проведения: музыкальный зал
Ход досуга
Под фонограмму марша И. Дунаевского « А ну-ка песню нам пропой …» дети идут, друг за другом входят в музыкальный зал, обходят один круг, становятся полукругом лицом к гостям и жюри. На игроках, исполняющих роли богов, надетытоги, на головах - оливковые венки. В руках у бога Зевса олимпийский факел.
Спортинструктор. Здравствуйте, дорогие участники соревнований, родители, гости, жюри! Сегодня мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию, на самые первые олимпийские игры.
Более 2000 лет назад, состоялись первые Олимпийские игры в древнегреческом городе Олимпия. Когда проходили игры, в Олимпии объявлялось священное перемирие. На время спортивных состязаний прекращались все войны, и в Олимпию с оружием никто не мог войти. Большие штрафы и кара богов ждали того, кто нарушал эти правила.
Олимпийские игры издавна считались очень большим спортивным праздником. В нем участвовали не только спортсмены-атлеты, но и поэты, чтецы, музыканты, которые воспевали победителей.
А сейчас мы все вместе, как в сказке, перенесемся в Древнюю Олимпию и проведем свои олимпийские игры, где будут соревноваться юные спортсмены, будут звучать стихи, песни, исполняться танцы.
В первый день Олимпийских игр все учасники приносили богу Зевсу, который в свое время повелел проводить Олимпийские игры, и просили его быть к ним благосклонным.
Посмотрите, вот и гора Олимп, на которой воседает всемогущий Зевс.
(Слайд Зевс).
Зевс.
Я вас позвал сюда не зря.
Вам пожелать хочу, друзья.
Соревноваться, побеждать.
Потом всех буду награждать.
Хочу представить вам своих
Богов Олимпа дорогих.
Клио.
Я – Клио,
Богиня истории.
Я здесь – на своей территории.
Про Олимпиаду все знаю,
На игры я вас приглашаю.
Афина.
Я - богиня Афина Паллада,
Одарить вас подарками рада.
Я люблю людей сильных и крепких.
Но достоин венка самых меткий.
Арес.
Я – бог войны Арес.
Спортсменов защищаю
И воевать во время игр
Я людям запрещаю!
Артемида.
Я – богиня Артемида,
Я в движении всегда.
Бегать я люблю и прыгать.
Скорость – это для меня!
Посейдон.
Я - Посейдон,
Я бог морской,
Морей я повелитель.
Кто плавает быстрее всех,
Того, конечно, ждет успех,
Тот будет победитель!
Апполон.
Я - бог искусств,
Я Аполлон.
Умею управлять конем
И золоченой колесницей.
Я по небу скачу, лечу,
Мне дома не сидится.
Ника.
Я – богиня победы,
Я Ника,
Я к победам спортсменов привыкла.
Победителей ждут здесь награды.
Я всегда победителям рада!
Зевс.
Олимпиаду начинаю,
Олимпийский огонь зажигаю!
Под музыку Зевс с богами обходит олимпийских участников. Факел устанавливают в заранее определенное место.
Спортинструктор. Олимпиаду считать открытой!
(Раздаются аплодисменты)
Чтобы подготовиться к предстоящим олимпийским испытаниям, предлагаю сделать разминку.
Музыкально-ритмическая композиция с нестандартным спортивным оборудованием султанчиками. ( См. приложение).
Спортинструктор.
Востановить дыхание мы сможем с помощью дыхательного тренажера
« Снежинка».
( Дети выполняют дыхательное упражнение с нестандартным оборудованием « Снежинка» см. приложение).
Спортинструктор.
А теперь прошу внимания.
Начинаем олимпийские
соревнования!
Желаю быть честными,
смелыми,
Достойными и умелыми!
Чтобы отправиться в путешествие мы пройдем по лабиринту успеха.
Лабиринт « Маркерт» - это нестандартное физоборудование
(см приложение).
Лабиринт «Маркерт» - дети проходят змейкой друг за другом.
Одним из любимых сосотязаний в Древней Греции, были скачки на колесницах.
Мчатся, мчатся колесницы,
Ветерок играет в спицы.
Вы садитесь на коней,
Мчитесь к финишу быстрей!
Приглашаю команды на первую эстафету» Быстрее колесницы»
(Нестандартное оборудование см. приложение).
Но мы должны укрепить стопы свои.
Выполняем упражнение, сидя на скамейках все участники игры для стопы с массажором « Трубочка»- это нестандартное физоборудование (см. приложение).
Обозначаем линию старта для соревнований с нестандартным физоборудованием
» Цветные ленты» (см. приложение)
Эстафета « Быстрее колесницы»
Дети строятся за линиями старта в две колонны по три участника. Два участника держат « колесницу» - это нестандартное физоборудование
( см. приложение), в «колесницу» садится третий участник соревнований, придерживаясь за плечи участников и по команде ведущего: « На старт, внимание, марш!» « колесницы» (первые тройки игроков) огибаею ориентир и по прямой возвращаются к линиям старта, передают «колесницу» второй тройке игроков. Следующие «колесницы» выполняют те же действия. Побеждает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.
Под музыкальное сопровождение входит Геракл.
Геракл.
Здравствуйте, друзья! Я – Геракл! Вы, наверное, слышали обо мне и моих подвигах. Приветсвую всех собравшихся.
Олимпийцы должны
Прыгать, бегать, метать
олимпийцы должны
Очень многое знать.
Предлагаю игру- состязание « Бой гладиаторов».
Игра-состязание « Бой гладиаторов»
Вызываются два участника к линии старта. Обозначаем линию старта для соревнований с нестандартным физоборудованием » Цветные ленты»
(см. приложение).
Участникам даются по одному набивному мячу - это нестандартное физоборудование (см. приложение), от линии старта толкаем набивной мяч головой до ориентира, огибаем его и возвращаемся к линии старта. Поднимает правую руку победителя, приглашаем следующих участников.
Геракл.
В каждом виде спорта
Есть свой чемпион
Рекодсмен и победитель,
Олимпиец он!
А теперь приглашаею штангистов.
В руки штанги берите вы быстро,
Силу, удаль свою покажите.
Будьте внимательны и не спешите!
Аттракцион « Самый сильный»
На середину зала приглашается по игроку от каждой из команд. Предлагается игроку поднять штангу - это нестандартное физоборудование (см. приложение) и удержать. Поднимает правую руку победителя, и очки добавляем команде.
Спортинструктор. На олимпиаде в Древней Греции чемпионов награждали медалями, вручали подарки, дарили цветы. Давайте и мы составим праздничный букет для олимпийских чемпионов, участвуют зрители.
Аттракцион « Букет для чемпионов» - это нестандартное физоборудование (см. приложение).
По залу в произвольном порядке раскладываются «цветы». От каждой команды приглашаются по одному игроку, которые становятся посередине зала. По команде ведущего» Раз, два, три, букет собери!» дети начинают быстро собирать цветы в букет (обруч). Побеждает тот игрок, букет которого состоит из большего количества цветов.
Спортинструктор. Олимпийцы должны быть мудрыми, уметь красиво говорить. К нам сегодня спешит богиня мудрости и знаний.
Под музыкальное сопровождение входит богиня Афина.
Афина.
Творцом великим создан мир земной,
Все на Земле божественно и дивно.
Афина вам желает радость знаний,
И мудрости от науки получать.
Пусть ясным светом вам ученье станет,
Дорогу жизни будет освещать.
Афина проводит минутку артикуляционную и пальчиковую гимнастики, с помощью куклы-лягушки, перчаток с глазками - это нетрадиционнон физоборудование (см. приложение).
Афина
Чтоб рука послушной стала,
Нужно очень, очень мало,
Нужна обычная перчатка
Выдумка и все в порядке.
Пальчики здороваются – каждая рука отдельно
Радуга
Гляньте радуга над нами (руки вверх, язык к небу)
На деревьях, над домами
И над морем, над волнами
Горшок
Под крышкой, маленький горшок
Открыли крышку, Мышка скок.
Геракл.
Я смотрю вы дружные ребята. Хочу посмотреть какие вы меткие и дружные.
Атракцион с дубинкой - это нетрадиционнео физоборудование
(см. приложение).
Атракцион « Самый меткий»
На середину зала приглашаются по игроку от каждой из команд. Игроки становятся на расстоянии 3-4 м друг от друга, в руки им дается по дубинке.напротив каждого игрока 1,5-2 м кладется по большому надувному мячу. Глаза игрокам завязываем платкоми,игроки поворачиваются на месте 1-2 раза вокруг себя . Затем им предлагается пройти к своему мячу и попасть по нему дубинкой. Побеждает игрок, который первым попадет дубинкой по мячу.
Афина.
Дружба в спорте всем нужна,
Дружба в спорте всем важна.
Мы друг с дружкою играем,
Никогда не унываем.
Любим весело играть, мяч друзьям передавать!
Игра «Передай, не урони!» (используются шары от сухого бассейна)
Две команды игроков (количество игроков должно быть равным) садятся вплотную друг к другу на разные гимнастические скамейки. Около первых игроков ставятся контейнеры с шариками, около последних - пустые контейнеры. По сигналу ведущего « Раз, два, не зевай, скорее шар передавай!» игроки начинают предавать шары от первого к последнему игроку, причем последние игроки должны складывать полученные шары поочередно в пустые контейнеры.
Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
Геракл.
Соревновались вы на славу,
Победители по праву.
Похвал достойны и награды,
И мы призы вручить им рады!
Вручение грамот детям.
Спортинструктор. Вот и закончилось наше путешествие в Олимпию. Под звуки торжественного марша команды вместе богами Олимпа (Зевс несет факел) шагом марш.
Спасибо всем участникам и гостям праздника. До встречи на Зимней Олимпиаде. До свидания!
Приложение 1
Пальчиковые игры и стихи с движениями
Сороконожки.
Две сороконожки бежали по дорожке,
Бежали, бежали, друг друга повстречали. /Ладошки друг на против друга и перебираем пальчиками, говорим.
Так друг друга обнимали, / Обнимаемся руками (кисти на плечи)/,
Так друг друга обнимали, / меняем руки (т.е. сначала правая была сверху, теперь левая)/,
Так друг друга обнимали... /смыкаем руки в замок,/
Что едва мы их разняли. /Размыкаем руки, как будто разорвали замок./
Комар.
Летит муха вокруг уха, жжж -/ водим пальцем вокруг уха./ Летят осы вокруг носа, сссс -/ водим пальцем вокруг носа./ Летит комар, на лоб оп - /пальцем дотрагиваемся до лба./ А мы его хлоп - /ладошкой до лба./
И к уху, зззз - /зажимаем кулачок, подносим его к уху./
Отпустим комара? отпустим! - /подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая./
Дразнилка.
У меня пропали ручки. /Спрятать за спину./ Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять! /Показать + глазки + ушки + носик .../
Солдатик.
На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ну, смелее подними,
Да гляди, не упади./ Руки на поясе, постоять на правой ноге./ А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый. /То же на левой./ А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый. /Поднять прямую левую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево./
Курочка
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, (хлопаем ручками по коленкам) А за ней ребятки - желтые цыплятки. (идѐм пальчиками, как ножками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком) Лапками гребите (загребаем ручками),
Зѐрнышки ищите (клюѐм пальчиками зѐрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце (показываем, как черпаем воду и пьѐм).
ЛИТЕРАТУРА:
Рунова М.А. Движение день за днём. Двигательная активность – источник здоровья детей. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 96с.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально – игровая гимнастика для детей. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001. – 352с.
3.Энциклопедия для детей. [Т.20.] Спорт – 2-е изд., испр./ред. коллегия: М.Аксенова, В.Володин, Г.Вильчек и др.-М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 624 с.: ил.
4. Картушина Марина Юрьевна. Издательство: Сфера, 2006 г. Серия: Вместе с детьми