СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Школьный музей - сокровищница культурного наследия"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Школьный музей - сокровищница культурного наследия"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саранпаульская средняя общеобразовательная школа


















Выполнила: Хозяинова Анастасия

Ученица 9-б класса

Руководитель: Хозяинова В.В,

учитель культурологии









С. Саранпауль 2017 г.


Содержание



I. Обоснование………………………………………………………………………....3

II. Школьный музей Культуры обско-угорских народов............................................3

III. Виртуальный музей- шаги к реализации………………………………………….6

Заключение……………………………………………………………………………...7

Литература………………………………………………………………………….......8

Приложения





































I. Обоснование.

Культура каждого народа в независимости от его численности представляет собой большую историческую ценность. Коренные жители нашего округа- обские угры, небольшие по численности, но создали яркую, самобытную культуру, которая вот уже на протяжении более чем двух столетий привлекает огромное количество ученных.

В нашей школе в течение долгого времени существует музей Культуры обско-угорских народов. К его созданию причастно огромное количество энтузиастов: учителя, ученики, родители и старожилы поселка. У нас накоплен богатый материал по материальной культуре обских угров.

Школьный музей – живой организм, который является неотъемлимой частью учебного процесса. Нами используются разные формы работы, которые дают возможность детям проявить себя:

  • Новые проекты и акции;

  • Привлечение к деятельности музея неограниченное количество сопричастных лиц (выпускников, учителей, родителей и единомышленников);

  • Расширение круга поисковой работы;

  • Регулярное обновление экспозиций;

  • Виртуальное общение с другими музеями и заинтересованными людьми.

  • Использование материалов музея в различных видах деятельности школы;


Цель моей работы: Трансляция культуры народов Югры, приобщение учащихся и всех заинтересованных людей к истории и культуре родного края.

Для осуществления цели я ставлю перед собой следущие задачи:

  • Изучить экспонаты музея, классифицировать их по группам;

  • Собрать фактические данные, сфотографировать экспонаты;

  • Изучить и систематизировать информацию, имеющуюся в научной литературе;


II. Школьный музей Культуры обско-угорских народов.

Для чего же вообще нужны музеи? Над этим вопросом я размышляла долго. Во-первых, это история наших предков, их культура и быт. Благодаря музейным экспонатам мы знаем, как жили наши предки, чем занимались, можем представить, что раньше заменяло наши современные удобства. Во- вторых, музей- это гордость каждого человека, гордость за свой край, за свою Родину. Ну, а в- третьих музей- это «хранилище» для старинных вещей, в которых человек уже не нуждается.

Саранпаульская средняя общеобразовательная школа в течение ряда лет работает в экспериментальном режиме. Тесная связь учебных предметов с культурой, историей, этнографией народов Севера привела учителей к мысли о необходимости создания в школе музея культуры обско-угорских народов. (По статусу – это кабинет этнографии, но по значимости и важности – это музей и далее мы так его и будем называть)

Имея музей в школе, учителя свободно могут использовать экспонаты на своих уроках. Ведь очень важно, что учащиеся не с иллюстраций и не из рассказа учителя могут представить себе предметы материальной и духовной культуры народов Севера, а воочию увидеть их и даже потрогать.

Ребята на прямую приобщаются к традиционной культуре аборигенов, помогая в экспедиционных мероприятиях по сбору экспонатов для музея, овладевают навыками поисковой и исследовательской деятельности

А так же, ученики нашей школы участвуют в реставрации экспонатов, и даже сами изготавливают предметы материальной культуры.

За время существования нашего музея собрано 216 экспонатов материальной и духовной культуры обских угров, среди которых есть очень ценные, например, среди мансийских женских украшений есть очень древний нагрудник, которому более 200 лет, он бережно хранился в семье Меровых и был отдан в школьный музей как семейная реликвия. Еще одним ценным экспонатом является родовой флаг семьи Тихоновых, который долгое время хранился в семье, а теперь занимает почетное место в нашем музее.

В музее подготовлены экспозиции по темам: «Традиционная одежда и обувь», «Женские украшения», «Берестяная утварь», «Предметы домашнего обихода», «Женские швейные принадлежности», «Орудия и принадлежности национальных промыслов», «Макеты ловушек на боровую дичь», «Макеты традиционных построек», «Коллекция денежных знаков», «Макет традиционного переносного жилища – чума», сменная фотовыставка «История народа в объективе». По данным экспозициям подготовлены экскурсоводы из числа ребят, входящих в Совет музея.

Кроме сбора, описания и реставрации экспонатов Совет музея осуществляет следующую деятельность:

  • Разработка исследовательских проектов «Топонимика нашего края», «Улицы нашего села», «История одной семьи»

  • Проведение акции «Подарок школьному музею»

  • Проведение музейных уроков по различным темам

  • Сбор экспонатов и выставка по теме: «Семейная реликвия»

  • Установление связи с музеями района.

  • Участие в декаде «Дни культуры народов Севера»

  • Фотовыставка «Семейный архив», посвященная 75-летию начала ВОВ

Продумали мы и структурную модель музея. Возглавляет его Совет музея, состоящий из координаторов четырех отделов:

  • Архивного

  • Отдела переписки

  • Экскурсионного

  • Отдела Web– конструирования

Все отделы работают на развитие и пополнение музейных фондов. Большую роль в развитии музея играет совместная поисковая и проектная деятельность учащихся и учителей, а так же очень важно приобщать к работе нашего музея родителей, старожилов села и носителей национальных традиций.

В нашей школе традиционно проводятся Дни культуры народов Севера и декада, посвященная Дню округа, во время этих мероприятий в музее походят классные часы, тематические выставки по различным темам, например: «История одной семьи», «Уникальный экспонат», «Мое родовое древо» и т.д., причем материалы к выставкам готовят учащиеся и экскурсоводами являются они же.

В прошлом учебном году впервые проводилась выставка «Семейная реликвия» и вызвала неподдельный интерес, как со стороны детей, так и родителей. Участие в выставке приняли 16 учащихся из 15 семей. В этих семьях действительно чтят традиции, помнят и гордятся своими предками. Информация бала очень интересной, но не полной, поэтому Анна Валей – член Совета музея решила сделать исследовательскую работу «Семейная реликвия – преемственность поколений», с которой участвовала в районной детской конференции «От краеведения к краелюбию». В этом учебном году мы провели уже не выставку, а конференцию, в корой участвовали 7 учащихся, представившие свои семейные реликвии, историю своей семьи, своих предков.

К юбилею нашего села в поселковом краеведческом музее проходила Межшкольная конференция «На горных ветрах времени», ее участницами стали Федорищева Настя с работой «Топонимика Ляпинского края» и

Рокина Ольга с работой «Семейная реликвия»

На базе этнографического кабинета бывшим руководителем – Качановой Еленой Ефимовной (моей бабушкой ), созданы два сборника фольклорных сказок. В первый сборник вошли 23 сказки Верхне-Ляпинских манси на двух языках. Информаторами этого сборника стали жители с.Саранпауль, д. Щекурья. Во второй сборник вошли 26 сказок Средне-Ляпинских манси.

В прошлом году в нашей школе прошла конференция «Этнокультура народов Севера», ребята из актива музея подготовили и защитили проект «Мини-музей предметов традиционного быта обских угров» на мансийском, английском и русском языках.





III. Виртуальный музей- шаги к реализации.

Совсем недавно началась наша работа над проектом «Виртуальный музей Культуры обско-угорских народов». Сначала мы, конечно же, познакомились с уже имеющимися виртуальными музеями.

Виртуальный музей— тип Web-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи представляют собой удачный пример применения Интернет-технологий для решения проблем хранения, безопасности и широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам.

В Сарапнпаульской школе доступ к сети Интернет появился сравнительно недавно, но, тем не менее, изучение его происходило достаточно быстро и помимо знакомства с ресурсами глобальной сети с той же скоростью осваивались основы Web– конструирования.

Приобретенные навыки позволили начать реализацию проекта «Виртуальный музей Культуры обско-угорских народов»

Web– ресурс будет включать в себя:

  • Главная страница

  • О нас

  • Залы

  • Форум

  • Новости

  • Гостевая книга

  • Наши друзья

На главной странице в рубрике «О нас» можно познакомиться с историей создания нашего музея. В рубрике «Наши друзья» можно узнать о людях, благодаря которым появился наш музей, об авторах экспонатов и людях, которые сумели сохранить предметы материальной культуры и сдали их в наш музей, в общем, о тех без кого не было бы музея в нашей школе.

В нашем виртуальном музее будут представлены экспонаты, которые расположены в девяти залах:

  • «Традиционная одежда и обувь»

  • «Женские украшения»

  • «Берестяная утварь»

  • «Предметы домашнего обихода»,

  • «Женские швейные принадлежности»,

  • «Орудия и принадлежности национальных промыслов»,

  • «Макеты ловушек на боровую дичь»,

  • «Макеты традиционных построек»,

  • «Коллекция денежных знаков»,





IV. Заключение.

Сегодня музей стал одной из важнейших составляющих школьного организма, неотъемлемой частью единого образовательного процесса. Начатая работа, бесспорно, очень важна как для взрослых, так и для детей. У нас очень много планов и интересных задумок. Мы обязательно будем пополнять фонды музея интересными экспонатами, создавать уникальные экспозиции, передвижные выставки, овладевать искусством музейного дела.

























Литература:

  1. Федорова Е.Ф. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. Еврапейский дом . СПб, 2000

  2. Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. СПб, 1994

  3. Хрущева Г.Н. Создание виртуального музея школы. // Справочник классного руководителя. № 4, 2008; стр56-58.

  4. Интернет ресурсы:

http://www.samovary.su.ru

http://www.ru.wikipedia.org.ru