муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2 имени Героя Советского Союза Н.П. Белоусова Красноармейского района Волгограда»
Итоговый индивидуальный проект
Роль музыки в произведениях великих классиков
Работу выполнила
Понкратова Анастасия Евгеньевна
Учащаяся 10 класса «Б»
Научный руководитель -
Карпинчик Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
Волгоград, 2024
Оглавление
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Роль музыки в романе И. А. Гончарова «Обломов»……… 4
Глава 2. Роль музыки в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»…... 9
Глава 3. Роль музыки в романе-эпопее
«Война и мир» Л. Н. Толстого………………………………………..12
Глава 4. Роль музыки в жизни писателей…………………………... 15
Заключение…………………………………………………………… 23
Список литературы…………………………………………………... 24
Введение
Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Толстой писал: «Музыка — высшее в мире искусство». В своих произведениях писатели зачастую использовали музыку, чтобы выделить значимые события, раскрыть замысел произведения и характеры персонажей.
Актуальность темы: в данной работе будут рассматриваться такие вопросы, как влияние музыки на раскрываемость художественного образа. Эта тема является актуальной.
Во-первых, сегодня необходимо формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
Во-вторых, изучение литературы и музыки способствует воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире. Выпускник школы должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию. В реализации этих задач я вижу большую значимость предметов литературы и музыки.
Предмет исследования: музыка, как способ влияния на восприятие прозаического произведения, как усиление выразительности и более полного осмысления художественного образа.
Задачи:
Научится определять связь двух видов искусства.
Изучить материалы о музыке и отношении писателей к ней.
Прослушать музыкальные произведения, упомянутые в художественных произведениях.
Цель работы: Исследовать роль музыкальных произведений
в художественной литературе, определить влияние
музыки на раскрытие идейного замысла произведения.
Глава 1. Роль музыки в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Роман «Обломов» был написан Гончаровым в середине 19 века – в переломный для крепостной России период. В произведении писатель поднял не просто острые для той эпохи темы, но и затронул вечные вопросы, касающиеся цели человеческой жизни и смысла человеческого бытия. Проблематика романа Гончарова «Обломов» охватывает различные социальные, психологические и философские темы, раскрывая глубокую идейную суть произведения.
В романе «Обломов» Гончаров затрагивает ряд вечных философских вопросов, актуальных и в наши дни. Ведущей философской темой произведения является тема любви. Раскрывая отношения между героями, автор изображает несколько типов любви. Первый – романтичные, наполненные высоким чувством и вдохновением, но быстротечные отношения между Ольгой и Обломовым. Возлюбленные идеализировали друг друга, создавая в воображении далекие, непохожие на реальных людей образы. Кроме того, у Ольги и Обломова были разные понимания сути любви – Илья Ильич видел любовь к девушке в отдаленном обожании, недоступности, ирреальности их чувств, тогда как Ольга воспринимала их отношения как начало нового, реального пути. Для девушки любовь была тесно связана с долгом, обязывающим ее вытащить Илью Ильича из «болота» Обломовщины.
Главной проблемой романа «Обломов», охватывающей все рассмотренные выше темы, является вопрос о смысле человеческой жизни, полном счастье и способе его достижения. В произведении ни один из героев не находит истинного счастья – даже Обломов, который в конце произведения якобы получает то, о чем мечтал всю жизнь. Сквозь пелену засыпающего, деградирующего сознания Илья Ильич просто не мог понять, что путь разрушение не может привести к истинному счастью. Нельзя назвать счастливыми и Штольца с Ольгой – несмотря на семейное благополучие и спокойную жизнь, они продолжают гоняться за чем-то важным, но неуловимым, что они ощущали в Обломове, но так и не смогли поймать.
Дни Обломова проходят в непрерывном безделье, ему даже лень подняться с постели, чтобы поприветствовать гостей. Вся его жизнь – это сонное царство, мечтательная полудрема, состоящая из непрерывного нанизывания и создания несбыточных иллюзий, которые изматывали его морально и от которых он порой уставал и изнеможенный засыпал. В этой однообразной, приводящей к деградации жизни Илья Ильич прятался от реального мира, отгораживался от него всеми возможными способами, боясь его активности и не желая брать на себя ответственность за свои действия, а уж тем более трудиться и уверенно переступать через неудачи и поражения, продолжая движение вперед.
Антиподом образа главного героя в романе «Обломов» Ильи Ильича является его друг детства – Андрей Иванович Штольц. По характеру и жизненным приоритетам Штольц – полная противоположность Обломова, хотя они и являются выходцами из одного социального класса. В отличие от ленивого, апатичного, мечтательного и живущего исключительно своим прошлым Ильи Ильича, Андрей Иванович всегда стремится вперед, его не пугают неудачи, так как он знает, что в любом случае сможет достигнуть своей цели, достичь все больших высот. И если смыслом жизни Обломова является иллюзорный мир, который он выстраивает в своем воображении и ради которого живет, то для Штольца таким смыслом остается упорный труд.
Несмотря на то, что в произведении герои противопоставляются как два разнонаправленных начала и два антитетичных типа личности – интровертный и экстравертный, Штольц и Обломов органично дополняют друг друга и нуждаются друг в друге. Без Андрея Ивановича Илья Ильич наверняка бы окончательно запустил дела в Обломовке либо продал ее за копейки кому-то вроде Тарантьева. Штольц яснее всего понимал пагубное влияние на друга «обломовщины», поэтому всеми силами старался вернуть его в реальную жизнь, забирая с собой на светские приемы либо заставляя читать новые книги.
Введение автором в повествование такого персонажа как Андрей Иванович помогает лучше понять образ Ильи Ильича. На фоне своего друга Обломов, с одной стороны, выглядит пассивным, ленивым, не желающим ни к чему стремится тюфяком. С другой же стороны, раскрываются и его положительные качества – душевное тепло, доброта, нежность, понимание и сочувствие к близким людям, ведь именно в беседах с Ильей Ильичем Штольц обретал душевное равновесие, потерянное в постоянной жизненной гонке.
Ольга– обладательница приятной внешности, которая сразу же располагает к ней любого человека. Ее глаза имеют нежный серо-голубой цвет и доброе, ласковое выражение. Перед окружающими она предстает красивой и милой героиней. Несмотря на то что лицо Ольги не отличалось общепринятой безукоризненной красотой, щеки не были самыми румяными, зубы нельзя было назвать идеально белыми, в целом она создавала очень приятное впечатление. Примечательной чертой внешности Ольги являлись брови. Они были немного разными – одна имела несколько приподнятую форму, а вторая была похожа на прямую линию. Между бровями наблюдалась складка, что говорит об упорстве в характере Ольги.
«Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У неё никогда не прочтешь в глазах: «теперь я подожму немного губу и задумаюсь — я так недурна. Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги»... Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! Зато ее и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей...Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало, и то свое, неважное — и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись. Один Штольц говорил с ней без умолка и смешил ее. Любила она музыку, но пела чаще втихомолку, или Штольцу, или какой-нибудь пансионной подруге; а пела она, по словам Штольца, как ни одна певица не поет.»
В 5 и 6 главе рассказывается о знакомстве Обломова и Ольги. Штольц уговаривает девушку спеть им, и ее музыкальный талант поражает Илью Ильича. Слушая арию Casta Diva, он не может удержаться от слез и слова любви невольно слетают с его губ, выдавая все внутреннее состояние души Обломова. Музыка пробудила его, пение Ольги затронуло давно забытые струны внутри него.
«- Ну, я вам спою, — сказала она Штольцу.
— Илья, готовь комплимент. Между тем наступил вечер. Засветили лампу, которая, как луна, сквозила в трельяже с плющом. Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на нее как будто флёровое покрывало; лицо было в тени: слышался только мягкий, но сильный голос, с нервной дрожью чувства. Она пела много арий и романсов, по указанию Штольца; в одних выражалось страдание с неясным предчувствием счастья, в других — радость, но в звуках этих таился уже зародыш грусти. От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни...Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг. Он в эту минуту уехал бы даже за границу, если б ему оставалось только сесть и поехать. В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, — все это уничтожило Обломова: он изнемог.
— Довольны вы мной сегодня? — вдруг спросила Ольга Штольца, перестав петь.
— Спросите Обломова, что он скажет? — сказал Штольц.
— Ах! — вырвалось у Обломова. Он вдруг схватил было Ольгу за руку и тотчас же оставил и сильно смутился.
— Извините... — пробормотал он.
— Слышите? — сказал ей Штольц. — Скажи по совести, Илья: как давно с тобой не случалось этого?
— Это могло случиться сегодня утром, если мимо окон проходила сиплая шарманка... — вмешалась Ольга с добротой, так мягко, что вынула жало из сарказма. Он с упреком взглянул на нее.
— У него окна по сю пору не выставлены: не слыхать, что делается наруже, — прибавил Штольц. Обломов с упреком взглянул на Штольца. Штольц взял руку Ольги...— Не знаю, чему приписать, что вы сегодня пели, как никогда не пели, Ольга Сергеевна, по крайней мере я давно не слыхал. Вот мой комплимент! — сказал он, целуя каждый палец у нее.»
«— Вот я этого и боялся, когда не хотел просить вас петь... Что скажешь, слушая в первый раз? А сказать надо. Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве, под влиянием такого впечатления, как тогда...— А я в самом деле пела тогда, как давно не пела, даже, кажется, никогда... Не просите меня петь, я не спою уже больше так... Постойте, еще одно спою... — сказала она, и в ту же минуту лицо ее будто вспыхнуло, глаза загорелись, она опустилась на стул, сильно взяла два-три аккорда и запела. Боже мой, что слышалось в этом пении! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастия — все звучало, не в песне, а в ее голосе. Долго пела она, по временам оглядываясь к нему, детски спрашивая: «Довольно? Нет, вот еще это», — и пела опять. Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг, опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо. И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все это — не час, не два, а целые годы...Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одиноким трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одиноким настроением. Все это симптомы тех страстей, которые должны, по-видимому, заиграть некогда в ее молодой душе, теперь еще подвластной только временным, летучим намекам и вспышкам спящих сил жизни. Она кончила долгим певучим аккордом, и голос ее пропал в нем. Она вдруг остановилась, положила руки на колени и, сама растроганная, взволнованная, поглядела на Обломова: что он? У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья; наполненный слезами взгляд устремлен был на нее. Теперь уж она, как он, также невольно взяла его за руку.
— Что с вами? — спросила она. — Какое у вас лицо! Отчего? Но она знала, отчего у него такое лицо, и внутренне скромно торжествовала, любуясь этим выражением своей силы.
— Посмотрите в зеркало, — продолжала она, с улыбкой указывая ему его же лицо в зеркале, — глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!..— Нет, я чувствую... не музыку... а... любовь! — тихо сказал Обломов.»
Музыка пробудила в душе Обломова давно угасшие чувства, Ольга заворожила его, после чего Илья Ильич начал осознавать свою глубокую привязанность к этой девушке.
Глава 2. Роль музыки в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
В своем произведении И.С. Тургенев не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.
Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается это показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.
Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.
Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Одним из поводов споров между Базаровым и обществом становится искусство. С точки зрения Евгения искусство - это бесполезная трата времени, нелепое времяпровождение. Искусство размягчает душу и сердце, отвлекает от дела, от того, что по мнению Базарова действительно важно. Он высмеивает любовь к музыке Николая Петровича, и у них с Аркадием происходит такой разговор:
«Медлительные звуки виолончели долетели до них из дому в это самое мгновение. Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия.
— Это что? — произнес с изумлением Базаров.
— Это отец.
— Твой отец играет на виолончели?
— Да.
— Да сколько твоему отцу лет?
— Сорок четыре.
Базаров вдруг расхохотался.
— Чему же ты смеешься?
— Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias, в ...м уезде — играет на виолончели!»
Аркадий, хоть и считал своего друга своим наставником и примером для подражания, музыку любил, чему подтверждение мы можем найти в следующем отрывке из текста:
«— Берегитесь, — заметила Анна Сергеевна, — мы с Порфирием Платонычем вас разобьем. А ты, Катя, — прибавила она, — сыграй что-нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку, мы кстати послушаем.
Катя неохотно приблизилась к фортепьяно; и Аркадий, хотя точно любил музыку, неохотно пошел за ней: ему казалось, что Одинцова его отсылает, а у него на сердце, как у всякого молодого человека в его годы, уже накипало какое-то смутное и томительное ощущение, похожее на предчувствие любви. Катя подняла крышку фортепьяно и, не глядя на Аркадия, промолвила вполголоса:
— Что же вам сыграть?
— Что хотите, — равнодушно ответил Аркадий.
— Вы какую музыку больше любите? — повторила Катя, не переменяя положения.
— Классическую, — тем же голосом ответил Аркадий.
— Моцарта любите?
— Моцарта люблю.
Катя достала це-мольную сонату-фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув губы, сидела она неподвижно и прямо, и только к концу сонаты лицо ее разгорелось и маленькая прядь развившихся волос упала на темную бровь.
Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой, посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби... Но мысли, возбужденные в нем звуками Моцарта, относились не к Кате. Глядя на нее, он только подумал: «А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна».
Кончив сонату, Катя, не принимая рук с клавишей, спросила: «Довольно?» Аркадий объявил, что не смеет утруждать ее более, и заговорил с ней о Моцарте; спросил ее — сама ли она выбрала эту сонату, или кто ей ее отрекомендовал? Но Катя отвечала ему односложно: она спряталась, ушла в себя. Когда это с ней случалось, она нескоро выходила наружу; самое ее лицо принимало тогда выражение упрямое, почти тупое. Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала. Аркадий кончил тем, что, подозвав возвратившуюся Фифи, стал для контенансу, с благосклонною улыбкой, гладить ее по голове. Катя опять взялась за свои цветы.»
Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех гражданских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разрешения.
Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В высказываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников»-демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в полемике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и само искусство. Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к искусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.
Глава 3. Роль музыки в романе-эпопее Л. Н. Толстого
Л. Н. Толстой был музыкально одарённым человеком. Он вырос в семье, где музыку любили и ценили. Его мать была хорошей музыкантшей. С юных лет Толстой играл на рояле, и это увлечение доставляло ему большую радость. Он пытался сочинять музыку. «Я не встречал в своей жизни никого, кто так сильно чувствовал музыку, как мой отец». Дом в Москве и Ясной Поляне был своеобразным центром музыкальной культуры. Здесь часто звучали произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глюка. Самым любимым композитором Толстого был Шопен.
«Шопен в музыке- то же, что Пушкин в поэзии», - говорил он.
Из русских композиторов писатель особо выделял Чайковского, Глинку. Нравились ему также произведения Скрябина, Рахманинова. Л.Н.Толстой страстно любил Моцарта, играл его фортепианные концерты, сочинял музыку.
Особое отношение у Толстого было к народной музыке. «Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни». Он даже собирал их. Известно, что сборник с записями народных песен он подарил Чайковскому в благодарность за доставленное музыкой композитора наслаждение. Заслышав бесхитростную мелодию народной песни «Сидел Ваня на диване» Толстой неожиданно на глазах изумлённого композитора залился слезами. Всю жизнь писатель нежно и восторженно любил народные песни и пляски, звучание народных музыкальных инструментов — балалайки, гитары, гармоники. Любимыми народными песнями Толстого были «Горы Воробьевские», «Бурлацкая», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка», «Как по морю, морю синему», «Дубинушка» и др. Народные песни, танцы, игра на народных инструментах занимают значительное место в произведениях Л. Н. Толстого, в том числе и в романе «Война и мир», в котором народная музыка используется особенно широко для характеристики народа и лучших представителей дворянской интеллигенции. Музыка была второй после литературы страстью, и он отдал ей драгоценную дань множеством прекрасных страниц своего романа.
Музыкa для гeроeв «Войны и мирa» — нe просто способность слушaть или воспроизводить музыкaльныe фрaзы, нe только нaстроeниe. Это состояниe души, прeдчувствиe чeго-то вaжного, пeрeломного. Нeдaром эпизоды, связaнныe с музыкой, сопровождaют, в основном, Ростовых — сaмых близких душe писaтeля гeроeв. Вот бaл в домe Ростовых по случaю имeнин двух Нaтaлий — мaтeри и дочeри. Квaртeт, состaвлeнный из молодeжи, который охотно поeт для гостeй. Тaнцы — нe цeрeмонныe, нe пaрaдныe, a от души, кaк в кругу сaмых близких. Тут выйдeт в цeнтр зaлы пожилaя увaжaeмaя дaмa, Мaрья Дмитриeвнa, и зaтaнцуeт нa мeстe глaзaми, плeчaми, улыбкой, всeй мимикой своeго живого, умного лицa. Тут впeрвыe тaнцуeт с «большим, с приeхaвшим из-зa грaницы» Пьeром тринaдцaтилeтняя Нaтaшa, и он воспринимaeт ee всeрьeз, и просит подскaзывaть, тaк кaк «боится пeрeпутaть фигуры». Тут вeнцом бaлa стaнeт тaнeц сaмого хозяинa Ильи Андрeeвичa Ростовa — знaмeнитый «Дaнилa Купор» — восторжeнный визг подрaстaющeй бaрышни Нaтaши: «Посмотритe нa пaпa» нe вызовeт зaмeчaний, a будeт вполнe умeстeн кaк вырaжeниe общeго вeсeлья. У знaмeнитого Йогeля лучшaя eго учeницa Нaтaшa просит стaнцeвaть мaзурку прослaвившeгося своим искусством в Польшe Вaсилия Дeнисовa, aвтор покaзывaeт нaм — до послeднeго пa! — слaжeнныe движeния тaнцa, нeт, слияния с музыкой, прeврaщeниe в душу сaмой мaзурки.
Быть можeт, поэтому, ощущaя высшee eдинство с музыкой, с миром прeкрaсного, Дeнисов прeдлaгaeт руку и сeрдцe шeстнaдцaтилeтнeй Нaтaшe, eщe бeрущeй уроки и нeдaвно игрaвшeй в куклы. С музыкой, звучaщeй в душe, кaк воплощeниe чeго-то волшeбного, нeповторимого, связaно и пeрвоe знaкомство князя Андрeя с Нaтaшeй. Луннaя ночь в Отрaдном, случaйно подслушaнный рaзговор из окнa. Зaворожeннaя крaсой лунной ночи, Нaтaшa нe можeт уснуть, восхищaясь, и просит Соню в довeршeниe счaстья спeть с нeй вмeстe музыкaльную фрaзу. Вот тaкой ромaнтичной зaпомнил ee князь Андрeй и, обычно зaмкнутый, рaд был встрeчe нa бaлу, буквaльно с пeрвого вeчeрa открыв для нee свою душу, зaгaдaв о возможной жeнитьбe нa нeй. Кстaти, нa том сaмом пeрвом Нaтaшином бaлу ни одну из пaр, кромe Нaтaши и князя Андрeя, нe покaзывaeт Толстой кaк бы «крупным плaном», изнутри, чeрeз рaдость соприкосновeния с тaнцeм и музыкой, чeрeз боязнь Нaтaши, что вдруг ee нe приглaсят нa тaнeц, a тaкжe нaчaло влюблeнности князя Андрeя.
Когдa в жизнь Нaтaши приходит нeнaстоящee, чуждоe гeроинe увлeчeниe Курaгиным, мысль бeжaть с ним, Толстой покaзывaeт это нa фонe нeeстeствeнно-дeкорaтивного тeaтрaльного прeдстaвлeния, музыки и тaнцa, воспринимaeмого и прeвозносимого в свeтe, но нe зaтрaгивaющeго душу Нaтaши. Имeнно под звуки музыки, чуждой ee душe, под сeнью тaкой фaльшивой Элeн и нaзрeвaeт в Нaтaшe чуждоe нaстроeниe, чуть нe сломaвшee душу гeроини. Хочeтся особeнно остaновиться нa эпизодe, когдa Нaтaшa, послe охоты зaeхaв в гости к дядюшкe, пляшeт под eго гитaру: «Гдe, кaк, когдa всосaлa в сeбя из того русского воздухa, которым онa дышaлa, — этa грaфинeчкa, воспитaннaя эмигрaнткой фрaнцужeнкой, — этот дух, откудa взялa онa эти приeмы, которыe тaнцы с шaлью дaвно бы должны вытeснить? Но дух и приeмы эти были сaмыe нeподрaжaeмыe, русскиe, которых и ждaл от нee дядюшкa».
Музыкa нe живeт отдeльно от гeроeв. Л. Толстой гeниaльно подмeчaeт, кaк «зaпeл в душe у Николaя и Нaтaши мотив пeсни», объясняeт всю прeлeсть пeния и игры дядюшки: «Дядюшкa пeл тaк, кaк поeт простой нaрод, с тeм полным и нaивным убeждeниeм, что в пeснe всe знaчeниe зaключaeтся только в словaх, что нaпeв сaм собой приходит и что отдeльного нaпeвa нe бывaeт, a что нaпeв — тaк только, для склaду. От этого-то этот бeссознaтeльный нaпeв, кaк бывaeт нaпeв птицы, и у дядюшки был нeобыкновeнно хорош». Музыкa и тaнeц помогaют нaм понять истинно русскую душу Нaтaши, кaк бы подготaвливaя к понимaнию пaтриотичeского порывa гeроини, когдa в момeнт отъeздa из Москвы онa трeбуeт сгрузить вeщи и отдaть всe подводы рaнeным с криком: «Что мы нeмцы кaкиe?» Истинно русскaя дeвушкa, жившaя одним чувством с Анисьeй, с другими дядюшкиными людьми, любовaвшимися ee тaнцeм, нe моглa бы поступить инaчe.
И послeдний вeчeр Пeти Ростовa — юного офицeрa-добровольцa — в пaртизaнском отрядe Вaсилия Дeнисовa. Его чудeсный музыкaльный сон, когдa рeaльныe звуки: рaзговоры у кострa, скрип тeлeг, звук нaтaчивaeмой сaбли — сплeтaются в кaкую-то фaнтaстичeскую мeлодию и он, Пeтя, руководит этим оркeстром. Музыкa игрaлa всe слышнee и слышнee. Нaпeв рaзрaстaлся, пeрeходил из одного инструмeнтa в другой. Происходило то, что нaзывaeтся фугой, хотя Пeтя нe имeл ни мaлeйшeго прeдстaвлeния о том, что тaкоe фугa. Кaждый инструмeнт, то похожий нa скрипку, то нa трубы — но лучшe и чищe, чeм скрипки и трубы, — кaждый инструмeнт игрaл своe и, нe доигрaв eщe мотивa, сливaлся с другим, нaчинaвшим почти тожe, и с трeтьим, и с чeтвeртым, и всe сливaлось в одно и опять рaзбeгaлись, и опять сливaлись то в торжeствeнноe цeрковноe, то в ярко блeстящee и побeдноe. «Ах, дa, вeдь это я во снe, — кaчнувшись нaпeрeд, скaзaл сeбe Пeтя. — Это у мeня в ушaх. А можeт быть, это моя музыкa. Ну, опять. Вaляй, моя музыкa! Ну!..» Это всe нaстолько чудeсно и торжeствeнно-высоко, что стaновится стрaшно зa этого отвaжного мaльчикa, коснувшeгося вeличия, крaсоты и гaрмонии. Вышe — нeкудa, знaчит… Нaзaвтрa Пeтя погибaeт в бою, и Лeв Толстой подчeркивaeт горeчь утрaты «стрaнными, лaющими звукaми» — это плaчeт у зaборa, узнaв о смeрти юноши, eго пaртизaнский комaндир Вaсилий Дeнисов.
Пусть музыкa нa стрaницaх ромaнa нe выступaeт нa пeрeдний плaн, нe принимaeт учaстия в ключeвых эпизодaх, всe рaвно нe поворaчивaeтся язык скaзaть о нeй кaк о чeм-то второстeпeнном, нeвaжном, кaк о дaлeком фонe. Это — душa гeроeв, их связь с чудeсным миром крaсоты и гaрмонии, прeдвосхищeниe событий в их жизни, тот луч, что связывaeт чeловeкa с высшим рaзумом.
Глава 4. Роль музыки в жизни писателей
Лев Николаевич Толстой
Когда-то весь мир с интересом следил за тем, что происходило в Москве в доме Льва Толстого. В зале его дома по вечерам сходилась многочисленная семья Толстого и собирались гости, было шумно и весело. Устраивались "чаи", литературные вечера, маскарады, а чаще всего концерты. Каких только прославленных музыкантов и певцов не слышали стены этой комнаты! Там играли Скрябин, Римский-Корсаков, Антон Рубинштейн, Танеев, Рахманинов, Ипполитов-Иванов, Игумнов, Гольденвейзер, там пели Шаляпин, Фигнер. Великий писатель никогда не уставал слушать музыку, и самые выдающиеся музыканты - и наши и иностранные - считали за счастье играть для него. В Ясную Поляну к Льву Толстому приезжала известная польская пианистка Ванда Ландовская. Однажды она приехала по просьбе Толстого со своим клавесином. Дело было зимою. Клавесин везли в санях по длинному, занесенному снегом пути, в метель, в сильный мороз. Хрупкий инструмент замерз, и долго ждали пока он согреется. Ванда Ландовская провела в Ясной Поляне несколько дней и без конца играла Толстому композиторов XVIII века - Купперена, Рамо, Доменико Скарлатти. Много играла она и Баха. Лев Николаевич был восхищен этой старинной музыкой. Его привели в восторг и французские народные танцы XVII века. Ландовская играла Толстому и на рояле, особенно его любимых композиторов Моцарта и Гайдна.Толстому нравилась энергичная, бодрая радостная музыка, но слушал и печальную. Чайковский вспоминал, что слушая в Московской консерватории скорбное анданте первого квартета, написанное им, Толстой разрыдался.
Любовь Толстого к классической музыке никогда не могла заглушить его страсти к народной музыке. Песни яснополянских крестьянок, песни ямщиков, солдатские, казацкие, то задушевные и протяжные, то полные раздолья и удали, были близкими и родными Толстому. Он внимательно изучал русские песни. Большое наслаждение доставляла Толстому игра на народных инструментах. У него в доме часто звучала гитара, балалайка.
Русской пляске, игре на гитаре и балалайке Толстой посвятил чудесные страницы в романе "Война и мир", песню ямщика он описал в повести "Отрочество", солдатские песни - в "Военных рассказах" и в повести "Казаки". О народных цыганских песнях он написал в рассказе "Два гусара" и в драме "Живой труп".
Толстой не только любил слушать музыку. Он сам хорошо играл на рояле. В юности Лев Николаевич одно время серьезно занимался и даже мечтал стать музыкантом. Но и значительно позже, когда он был уже отцом семейства и всемирно известным автором "Войны и мира", Толстой усердно играл по три-четыре часа в день, чтобы усовершенствовать свою игру. Он играл большей частью Шумана, Шопена, Моцарта, Мендельсона, играл с увлечением, и родные и близкие слушали его с большим удовольствием. Когда Толстой играл что-нибудь серьезное, он, по рассказам тех, кто видел его в эти минуты, бледнел, лицо у него становилось строгим и серьезно-светлым. Но когда он играл музыку для танцев, а сам он очень любил танцевать с детьми и с молодежью, то никто не мог устоять на месте, и все пускались в пляс. В те часы, которые Толстой проводил за роялем, у него рождались замыслы его произведений.
Трудно найти произведение Толстого, в котором бы он не писал о музыке и о том, с какой неотразимой силой она действует на души людей.
До конца своих дней Лев Николаевич Толстой сохранял неугасимую, горячую любовь к музыке. Она не только дарила ему минуты глубокой радости, она вдохновляла его, помогала создавать гениальные творения.
Иван Сергеевич Тургенев
Музыка с самого раннего детства была важна для И. С. Тургенева. Еще в 8 лет маленький Тургенев со своим приятелем Ваней Кубышкиным часто убегал в село Спасское, чтобы полюбоваться деревенским праздником и послушать пение крестьянских девушек, увидеть их весёлые хороводы. Лёжа в густых зарослях орешника между господским садом и деревней, мальчики часами наблюдали за событиями на деревенской улице, прислушивались к словам полюбившихся песен, запоминая их мелодии.
В детстве Иван Сергеевич не получил музыкального образования, о чем весьма сожалел, укоряя за это свою мать в письмах к ней. Не имея детского опыта общения с музыкой, не владея ни одним музыкальным инструментом, не умея ни петь, ни записывать нотами мелодии, Иван Сергеевич Тургенев любил музыку, был ей верен всегда и пронес эту любовь через всю свою жизнь. Музыкальный слух у Ивана Тургенева был изумительным.
Разумеется, на формирование музыкальных вкусов и пристрастий писателя наибольшее влияние оказала долгая и нежная дружба с известной певицей Полиной Виардо. Виардо родилась в семье музыкантов. Ее отец - знаменитый испанский тенор Мануэль Гарсиа. Полина с детства училась музыке, была блестящей пианисткой. Уже в девятнадцать лет Полина Гарсиа блистала на оперной сцене, а в двадцать три - будучи замужем за богатым искусствоведом Луи Виардо, приехав с итальянской труппой на выступления в Россию, познакомилась с Тургеневым. Трудно переоценить то влияние, каким обладала на Ивана Сергеевича эта женщина и вся музыкальная атмосфера жизни четы Виардо, в которой постоянно находился Тургенев.
Дыханием музыки овеяно практически все творчество писателя – от его юношеской лирики до самых поздних элегических "Стихотворений в прозе".
Так как музыка была важна для Ивана Сергеевича, то вполне естественно, что в художественных произведениях отражены его эстетические вкусы и музыкальная культура эпохи, в которой жил он сам и герои его романов.
Количество музыкальных моментов и эпизодов в произведениях И. С. Тургенева, их глубина и масштабы, подчеркнутое внимание автора к мельчайшим музыкальным деталям, подробные их описания - всё это свидетельствует о важности возложенных на эти музыкальные моменты задач.
Произведения Ивана Сергеевича полны картинами музыкальной жизни: его герои слушают музыку, говорят о музыке, музицируют сами. Есть такие произведения, в которых музыка становится действующим «персонажем», способным преображать действительность, как, например, в «Певцах», или влиять на человеческую судьбу, проявляя божественную или, напротив, демоническую власть над человеком, как в рассказе «Песнь торжествующей любви». Герои Тургенева проходят испытание искусством, и чаще всего — музыкой: любовь или нелюбовь к музыке, понимание ее или «глухота» персонажа - это всегда тест на совершенство его внутреннего мира. Музыкальная одаренность - признак глубокой, избранной натуры.
Музыка присутствует в произведениях Тургенева не только как содержательный, сюжетный элемент произведения. Его творения создаются по законам музыкального искусства.
Один из аспектов сближения словесных и музыкальных текстов возможен на уровне композиции. Многие произведения строятся по законам музыкальной композиции. Так, в романе «Дворянское гнездо» сначала следует увертюра – пейзажная зарисовка, описание интерьера, портретов героев, рассказ об их встрече. После этого начинается развитие темы, которое достигает максимальной экспрессии в сценах поединка Лаврецкого с Паншиным и в его любовном объяснении с Лизой. Затем мажорное звучание ослабевает, усиливаются нотки тревоги, печали. Наступает драматическая развязка.
Автор часто, особенно в эпизодах описания состояния души героев и природы, прибегает к выразительным средствам: повторениям, словам-полутонам, эпитетам. Как и в музыке, Тургенев часто пользуется приемом нагнетания, усиления звука и угасания.
Кроме повторов, по аналогии с музыкальными рефренами, для создания музыкального рисунка речи Тургенев использует синонимические вариации слов, синтаксический параллелизм. Такие части текста задают настроение, служат эмоциональному усилению, нагнетанию чувств, передаче различных оттенков одного и того же психологического состояния героев. По законам музыкального контраста автор расставляет своих героев.
Таким образом, музыкально звучащий текст помогает нам совершенно отчетливо «услышать» поэтическое слово. Огромное значение для исследования литературного произведения имеют музыкальные реалии – видимая музыкальность. В романе "Отцы и дети" упоминается известная «Соната-фантазия до минор» Моцарта. Тот факт, что Аркадий и Катя оба любят Моцарта сообщает нам о возможности их взаимоотношений, об общности душевных порывов, несмотря на то, что в той точке сюжете на это нет никаких других намёков. Соната - фантазия Моцарта является своеобразным эмоциональным центром всего романа "Отцы и дети", и читателю, который когда-либо слышал эту музыку и помнит ее, может и подсказать судьбу главного героя, и помочь осмыслить философские конфликты в романе.
Известно, что первоначально это были два разных произведения. "Сонату" Моцарт сочинил в 1784, а "Фантазию" через год, но, придавая особенное значение родству эмоционального содержания этих произведений, опубликовал их вместе. Таким образом, композиционная структура этого "спаренного" произведения стала заключаться в контрасте между жизнерадостным и драматичным настроениями. Эта двойственность, передающая борьбу и невозможность сопротивляться собственным чувствам, энергичность и мрачное разочарование в жизни - хорошо отражает и предугадывает судьбу Базарова. Медленная часть Сонаты, как и ре-мажорный эпизод Фантазии наполнены трогательной печалью, которая наглядно выражает тяжесть и боль души от осознания неизбежной безвременной смерти. И неслучайно Аркадия Кирсанова, по словам Тургенева, "особенно поразила последняя часть сонаты, в которой посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби…" Конечно, здесь описано впечатление, произведенное сонатой на самого Тургенева.
Перелистывая страницы тургеневских книг, нельзя не заметить какое значительное место в жизни писателя занимала музыка, какую важную роль играла она в его творчестве. …Есть люди, обладающие даром видеть: они все замечают, и ни одна, даже самая тонкая подробность не укрывается от их взгляда. Есть люди с таким же острым слухом. По образному выражению поэта, они способны слышать, «как прорастает трава». Таким же был и слух Тургенева. Этот чуткий слух подсказал писателю образы исключительные по красоте и точности. Не будь у него такого тонкого, подлинно музыкального слуха, намного беднее было бы его литературное творчество, поблекли бы в нём картины природы, потускнели волнующие музыкальные эпизоды. Писатель постоянно вслушивался в богатейшую стихию звуков окружающей жизни. Это стало для него творческой потребностью и профессиональной привычкой. В художественной прозе Тургенева немало эпизодов, которые нужно не только прочитать и понять, но прежде всего услышать и прочувствовать. Вот почему многие тургеневские образы раскрываются полностью только тем читателям, которые постараются вслушаться в повествование «музыкальным ухом» и смогут «оживить» поэтические сравнения, наполнив их личным чувственным содержанием. Можно с уверенностью сказать, что для Ивана Сергеевича музыка была не только источником вдохновения, но и занимала в его жизни место, равное с литературой. Музыка зачастую характеризует его героев, их личностную позицию, раскрывает скрытые стороны их характеров. Потребность к музыке и любовь к ней, наличие музыкальной одаренности и способности глубоко чувствовать ее - важнейшее качество близких автору персонажей. Нередко через музыкальные моменты произведения Тургенев выражает и собственную авторскую позицию. Он наделяет героев своими музыкальными вкусами и даже своей музыкальной биографией. Музыка, звучащая в его произведениях - это не только фон, но и духовная атмосфера, которая не просто выполняет декоративную функцию, а органически входит в изображаемую писателем жизнь, часто образуя контрапункт с душевным состоянием героев.
Примерно три четверти произведений Тургенева связано с музыкой. Его герои музицируют, поют, слушают музыку и высказывают свои суждения о ней. Музыка характеризует их, выражает авторскую позицию. Для писателя важно, какую музыку предпочитают герои, что они играют и поют и как это делают. Любовь к музыке, потребность в ней, наличие музыкальной одаренности, способность глубоко чувствовать красоту мира и красоту музыки – важнейшее качество близких автору персонажей. Нередко он наделяет их своими музыкальными вкусами и даже своей музыкальной биографией. Иногда музыкальные произведения, включенные в жизнь героев, позволяют определить их личностную позицию и скрытые стороны характера.
Произведения Тургенева – яркий пример взаимодействия двух искусств, их музыкальность в построении, в композиции, а также в удивительной изящности слога. В ряде сочинений музыка – существенное средство для характеристики героев. Через музыку автор пытается показать скрытые стороны их души, использует ее, чтобы тонко передать художественный подтекст слов и понятий, что способна выразить только музыка.
Иван Александрович Гончаров
В романе И.А. Гончарова «Обломов» ария из оперы Беллини «Норма» Casta Diva сыграл роковую роль.
Илья Обломов уже был влюблен в Ольгу, когда его пригласили на вечер к Ильинским. В традиции дворянских семей хозяйка или ее дочь музицирует, нередко делает это великолепно. Так же происходит и у Ильинских.
Ольга «пела много арий и романсов, по указанию Штольца; в одних выражалось страдание с неясным предчувствием счастья, в других — радость, но в звуках этих таился уже зародыш грусти. От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни».
«Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг».
В конце музицирования девушка "запела Casta Diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, — все это уничтожило Обломова: он изнемог».
Музыка способна разбудить в душе почти любого слушателя самые высокие чувства, тем более у такого, как Обломов с его «хрустальной, прозрачной душой».
Casta Diva произведение прекрасное, красивое, возвышенное. В опере ее исполняет верховная жрица друидов. Она взывает к богам, просит их защитить свою землю, освободить от римских завоевателей.
По правилам эту молитву должна произносить чистая душа, девственница, непорочная ни в чем. А Норма любит своего врага Поллиона, имеет от него двух сыновей, но для всех это является тайной. Молить богов за свою землю, а, значит, и за гибель любимого! Какую большую задачу поставил перед собой Винченцо Беллини! И справился с ней. Это тем более трогательно, ведь зритель - слушатель знает, что в конце оперы Норма будет сожжена, и Поллион добровольно разделит с ней последние минуты жизни на костре.
Исполнять такую арию непросто, требуется высокое искусство бельканто, Божий дар, дух вдохновенный. Надо полагать, Ольга Ильинская была одаренная девушка.
Гончаров списывал образ со своей единственной любимой — Елизаветы Васильевны Толстой. «Прекраснее Вас нет женщины в мире, следовательно, нет нигде». Они встретились, когда Гончарову было 43 года. Он был уже автором нашумевшего романа «Обыкновенная история», только вернувшийся из далекого путешествия в Японию.
Обычно путешествие называют кругосветным, потому что путь шел через три океана, Атлантический, Индийский и Тихий. Страшно представить — на паруснике. На фрегате «Паллада». Любой мужчина при такой биографии будет чувствовать себя самодостаточным, способным вскружить голову понравившейся женщине.
Но не Лизе Толстой. Та хоть и подавала слабые надежды, флиртовала, но любила своего кузена, за которого вскоре и вышла замуж. Да еще просила своего поклонника выхлопотать разрешение на брак — родство-то ее с мужем было слишком близким: двоюродные брат и сестра.
Брак Ольги Ильинской и Ильи Обломова, как мы знаем, тоже не сложился. И не из каприза писателя. Ольга «не дотягивает» до образа женщины - жертвенницы. Ибо она сама часть «обломовщины». Ее стремления и любви не хватит на этот супружеский крест. Она выходит замуж за Штольца, за которым покойно и тихо, как за каменной стеной.
Уж случайно или нет, но Лиза Толстая, прототип Ольги Ильинской, не пела Casta Diva. Прекрасную арию исполняла другая обожаемая женщина Гончарова — Екатерина Майкова. Обожаемая, но не роковая, как Елизавета Васильевна. Для вымышленных героинь характерен собирательный образ.
Заключение
Сила воздействия произведений искусства на человека огромна и удивительна. Они заставляют нас волноваться, радоваться, любить и ненавидеть, делают нас благороднее и мудрее. Литература и музыка - это два великих начала, две стихии искусства. Много веков они непрерывно взаимодействуют, спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновение и примирение часто рождают шедевры - песни, романсы, оперы. Текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает её смыслом, оттенками различных чувств.
Музыка является неотъемлемой частью человеческой жизни. Это искусство, призванное пробуждать в душе самые тёплые и нежные чувства. Это искусство, призванное воссоздать картину мира из разнообразия звуков окружающей человека среды.
Ни одно другое искусство не обладает таким зарядом эмоций, такой жизненной силой, и именно поэтому многие признают её огромную роль в судьбе всего человечества.
В проекте я рассматривала несколько произведений, и в каждом из них музыка играла свою, особую роль. Например, именно благодаря музыке Л. Н. Толстой раскрыл нам образ Наташи Ростовой, а Тургенев добавил остроты конфликту между детьми и людьми старшего поколения в своем романе «Отцы и дети». Музыка в произведении играет огромную роль: отражает идейный замысел писателя, усиливает эмоциональность произведения, наполняет его особым колоритом. Музыка зачастую решает, определяет движения души, вершит судьбы героев. Чем глубже мы чувствуем музыку, тем доступнее нам становится полная картинка написанного автором.
Список литературы
И. А. Гончаров «Обломов».
И. С. Тургенев «Отцы и дети».
Л. Н. Толстой «Война и мир».