1 | Мотивирование учебной деятельности. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | Доброе утро, ребята! Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: ”Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становиться добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера.
Посмотрите все на меня! Сегодня экскурсоводом работаю я. Не теряя ни минутки, Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу! И улыбку не забудь!
| Приветствуют друг друга Ребята готовятся к экскурсии. | Личностные: самоопределение; социализация (стиль общения) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Актуализация знаний Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для построения новых знаний: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении задания | Актуализирует и уточняет знания учащихся - Ребята, какое сейчас время года?(Осень) – Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.) – Как греет солнце? (Ответы детей.) – Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; Осадки, без осадков; Ветрено, безветренная погода; температура воздуха.) – Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр? – Посмотрите на условные обозначения и охарактеризуйте погоду сегодня. | Фронтальная работа -дают характеристику сегодняшней погоде, используя условные обозначения | Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической речи; Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать информацию |
3 | Создание проблемной ситуации Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока. | -Сегодня мы с вами отправляемся в гости к природе, на экскурсию. А куда, вы сейчас догадаетесь. Для этого отгадайте загадку: Глядят на него молодые рябинки Цветные свои примеряют косынки. Глядят в него молодые березки Свои перед ним поправляют прически И месяц и звезды- в нем все отражается… Как зеркало это называется? Ответ: Пруд Что означает пруд в словаре С.И . Ожегова? -Сейчас мы отправляемся в гости к природе на пруд. Мы должны быть друзьями природы. Вспомним правила поведения у пруда. 1)Не ходи на пруд один. 2) Не оставляй мусор на берегу водоемов. 3)Нельзя ловить обитателей водоема или пруда. 4) Нельзя рвать водные цветы( кувшинки, рогоз и др) 5) Вести себя нужно тихо и спокойно, чтобы не вспугнуть птиц на пруду. А для чего мы отправляемся на пруд? Что нам нужно посмотреть и исследовать? Предлагает совместно сформулировать цели и задачи урока - Сегодня на уроке мы ознакомимся с условиями обитания живых существ в водоеме, разнообразием растений и животных водоема, их приспособленностью к условиям жизни. - Поставим цель и приступим к работе. Составим совместно план работы | Читает подготовленный ученик. Водоём в естественном или выкопанном углублении, а также запруженное место в реке. П. зарос ряской. Разведение рыбы в прудах. План работы Рассматривание водоема(размер пруда, его берега, воды(цвет воды,теплая или холодная) В гости к растениям пруда. В гости к животным пруда. | Регулятивные: умение ставить вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы. Регулятивные: умение анализировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев. Познавательные: выявление познавательной цели Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество в группах |
4 | Открытие нового знания(построение проекта выхода из затруднения). | -Ребята, проведем исследование и осмотримся вокруг. Сейчас внимательно 1 группа ребят будут «Батаниками» и рассмотрят растения берегов пруда, затем прибрежные растения, растения на поверхности воды, по плану: 1) Названия растения. 2)Дерево, кустарник или травянистое растение? 3)Как выглядит стебель у растения? 4) Какие размер, форму и окраску имеют листья? 5) Есть ли у растения цветки, плоды? А вторая группа будут «Зоологи» и обследуют вокруг пруда животных на берегах , затем животных на поверхности воды по плану: 1)Название животного. 2) К какой группе относятся животное? 3) Какие размер, форму, окраску имеет животное? Чем покрыто его тело? 4) Как передвигается животное? 5) Чем питается животное? Как оно добывает пищу? 6)Издает ли животное звуки? Какие? Третья группа ребят «Исследователи» охарактеризует сам водоем по плану: 1)Размер пруда. 2) Особенности берегов пруда.(пологий, крутой, обрывистый) 3) Цвет воды, ее прозрачность, непрозрачность. 4) Теплая или холодная вода. Ребята, сделаем вывод по нашим наблюдениям за жизнью пруда: - В пруде, как и на суше, есть все необходимые для жизни условия: свет, тепло, воздух. Солнечные лучи проникают в толщу воды и освещают дно мелких водоемов, а также нагревают воду. В воде есть кислород, необходимый для дыхания живых существ( рыб, раков).По берегам растут деревья( липа, березка, тополь. Ива),травянистые растения( рогоз, осока, ряска, камыш). А также на берегу пруда можно встретить различных насекомых( бабочек, стрекоз, пчел, шмелей), лягушек, водоплавающих птиц(гусей, уток). Молодцы , ребята! | Каждая группа отчитывается о проделанной работе. Сначала заслушивается 3 группа. Ребята 3 группы рассказывают: Мы пришли на экскурсия на пруд, который находится на территории школы. Пруд-это водоем, который был выкопан человеком. Он был использован человеком. Мы заметили, что осенью пруд очень сильно обмелел. Размер пруда небольшой. Берег пологий. Цвет воды прозрачный. Вода холодная, так как на дворе осень. Также заметили, что он сильно загрязнен. Заслушиваем ребят 1 группы. Вокруг водоема растут деревья. Это липа, тополь, березка. Они укрепляют берега пруда. Вокруг пруда мы заметили осоку, а на других водоемах можно встретить рогоз или камыш. На поверхности можно увидеть ряску. Это травянистые растения.(Учитель добавил, что ряска имеет огромное значение в жизни пруда. Она впитывает углекислый газ и выделяет много кислорода, очищает воду стоячих водоемов. Еще это растение поедают водоплавающие птицы, ондатры, нутрии.)На поверхности пруда нет кувшинок. Ребята 2 группы сообщили, что осенью встречается мало животных. Насекомые( стрекозы, бабочки, шмели, пчелы), жуки, лягушки, утки, гуси, даже рыбы готовятся к зиме. Данных животных вокруг пруда можно встретить только летом, когда тепло.Нам удалось рассмотреть паука, который плетет паутину. | Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество в группах Познавательные: умение извлекать выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. |
5 | Физкультминутка. | А сейчас мы немного отдохнем и выполним физкультминутку на свежем воздухе. Игра называется «Лягушки и цапля» Игроки ходят хороводом вокруг Цапли и произносят слова песенки: - Идёт, идёт охота, заквакало в пруду, Лягушки удирают Со всех зелёных лап. Им вовсе неохота, Им страшно неохота, Чтоб цапля их зацапала, Цап! Цап! Цап! После слов «цап, цап, цап!» все игроки «лягушки» разбегаются, а «цапля» их ловит. Последний пойманный самый ловкий лягушонок становится водящим - «Цаплей» и игра продолжается. | Выполнение действий по образцу | Личностные: снятие утомляемости; поддержание эмоционального настроя |
6 | Закрепление знаний Цель: научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях | -Беседа об охране водоемов и их использовании человеком. Ребята ,мы с вами заметили в ходе экскурсии , что наш пруд очень загрязнен бутылками, пакетами и другим мусором. Сейчас я вам предлагаю встать в пару и стать «Экологами», обсудить такой вопрос «Что мы с вами должны сделать для охраны пруда? Как человек использует пруд в своей деятельности? Вывод: Водоемы и пруды – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоемах, это единственный дом. С давних времен люди располагались в тех местах, где можно было выжить. Водоемы должны хорошо охраняться. К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они, но и мы с вами. Очень часто люди бросают в озера мусор, не понимая, что совершают большое зло! Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и другой мусор. Нельзя мыть машины на берегах водоемов, оставлять мусор после себя, нельзя бросать отходы в водоёмы. Ограничить вылов рыбы запрещёнными средствами. Мы с вами можем оказать серьезную помощь взрослым в охране водоемов: следить за чистотой воды; расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных. -Будем это делать, когда вырастим ? Хочет закончить урок-экскурсию к пруду высказыванием замечательно человека, поэта М.М.Пришвина «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину. («Моя родина»)
| Ребята обсуждают в паре поставленный вопрос учителя и отвечают парами на поставленный вопрос учителя. Да! | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение договариваться и приходить к общему выводу. |
8 | Самооценка собственной деятельности. Цель: вывод по результатам исследования | - Где мы побывали на экскурсии? - Какие изменения в природе вы заметили? Растительный мир водоема вы запомнили? - Назовите представителей животного мира водоема. - Каких насекомых и птиц можно встретить вблизи водоема? - Как нужно заботиться об охране жизни у пруда? - Расскажите дома об экскурсии. Оцените свою работу на уроке, используя прием «Лесенка знаний» | Дети выстраивают выводы « Лесенка знаний» 1ступенька – плохо понял материал; 2 ступенька – всё понятно; 3 ступенька – хочу узнать дополнительный . материал по теме | Познавательные: построение логической цепи рассуждений в опоре на схему; Регулятивные: умение делать выводы с опорой на поставленные цель и задачи. Личностные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью. |