Муниципальное общеобразовательное бюджетное учереждение
«Средняя образовательая школа «Агалатовский центр образования»
Всю душу выплещу в слова
Автор проекта:
Меньшова Ксения Александровна 9Б
Руководитель проекта:
Никитина Лариса Петровна
Д. Агалатово
2020
Паспорт проекта
| Название проекта | "Всю душу выплещу в слова…" |
| Автор проекта | Меньшова Ксения Александровна |
| Руководитель проекта | Никитина Лариса Петровна |
| Название образовательной организации | МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО» |
| Год разработки проекта | 2020-2021 |
| Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: | Музыка, литература |
| Тип проекта | Творческий |
| Проблема (гипотеза для исследовательского проекта) | Трудно одновременно читать ноты и исполнять вокальную партию. Для этого вводится буквенное обозначение аккордов |
| Цель проекта: | Создание песни на стихотворение С.Есенина |
| Задачи проекта: | -изучить теорию по игре на фортепиано -выбрать стихотворение -подобрать мелодию -изучить буквенное обозначение аккордов -выучить произведение -сыграть его -проанализировать результат |
| Аннотация проекта | Проект содержит в себе изучение песни как части искусства, а также детальное изучение составления аккомпанемента и мелодии песни для фортепиано |
| Форма продукта проекта | Песня |
| Презентация (представление проекта) | Исполнение песни под аккомпанимент |
| Осмысление и оценка проекта | Для меня эта работа стала творческой и познавательной. Благодаря этому проекту я ближе познакомилась со многими произведениями Есенина. И еще больше полюбила его творчество. Считаю, что цель моего проекта достигнута. Задачи полностью реализованы |
| Необходимое оборудование и ресурсы | Интернет ресурсы, компьютер,фортепиано |
Содержание
Введение………………………………………………………………...........5 стр.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Сергей Есенин…………………………………………………………...6 стр.
1.2. Поэзия С. Есенина……………………………………………………….7 стр.
1.3. Творчество Есенина в музыке………………………………………….8 стр.
1.4. Буквенное обозначение аккордов……………………………………..10 стр.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Постановка проблемы…………………………………………………13 стр.
2.2. Планирование продукта ………………………………………………15 стр.
2.3. Создание песни на стихи С.Есенина…………………………………16 стр.
2.4. Исполнение песни……………………………………………………..17 стр.
Заключение………………………………………………………………….18 стр.
Список используемой литературы………………………………………..19стр.
Введение
Сергей Есенин один из самых популярных и скандальных поэтов 20 века, да и русской литературы, чье имя звучит в учебнике литературы разных классов. Его произведения трогают сердца многих читающих. Он затрагивает очень многие темы: любовь, одиночество, родина, смысл жизни и многое другое, почти не осталось той сферы жизни, которой он не затронул.
Главной целью моего проекта является изучение творчества Есенина и популяризация его творчества с помощью музыки, что может привлечь учеников моей школы к самостоятельному изучению творчества поэта.
Мой проект является актуальным на уровне школы, благодаря ему учащиеся могут получить дополнительные знания в области искусства, возможно заинтересуются творчеством этого поэта.
Проект содержит в себе изучение истории жизни С. Есенина и его творческого пути, а также самостоятельное изучение буквенных аккордов и наложение мелодии на стихи
Цель: создание песни на слова Сергея Есенина
Чтобы достичь цели, были поставлены следующие задачи:
- изучить теорию по игре на фортепиано
- изучить буквенное обозначение аккордов
- выбрать стихотворение
- подобрать мелодию
- выучить произведение
-сыграть его
-проанализировать результат
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Сергей Есенин
Родился Сергей Есенин в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье.
В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в церковно-приходской, второклассной учительской школе в Спас- Клепиках
По окончании школы, в августе 1912 года, Есенин переехал в Москву и начал работать в мясной лавке купца Крылова, где служил старшим приказчиком его отец. В это время Есенин жил в Общежитии одиноких приказчиков во владении купца Н.В.Крылова. Позже Есенин находит работу в типографии И.Д.Сытина.
Рисунок 1.Сергей Есенин
В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.
В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина. А в 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв»
28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер» его друг Г. Ф. Устинов с супругой. Последнее стихотворение поэта — «До свиданья, друг мой, до свиданья…»
1.2.Поэзия Сергея Есенина
В 1916 году вышел первый сборник — «Радуница». О Есенине заговорили как о самобытном поэте-лирике, художнике «дивных красок», творце, у которого есть будущее. Сам поэт писал: «Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других».
1916 году вышел первый сборник — «Радуница». О Есенине заговорили как о самобытном поэте-лирике, художнике «дивных красок», творце, у которого есть будущее. Сам поэт писал: «Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других».
Вскоре после выхода книги Есенина призвали в армию. Благодаря ходатайству полковника Дмитрия Ломана поэт отправился не на фронт Первой мировой войны, а в Петроградский резерв военных санитаров, оттуда — в Царскосельский лазарет. Своим покровительством Ломан рассчитывал приблизить к себе Есенина и сделать из него придворного поэта. Однако этот расчет не оправдался. Поэт написал ряд свободолюбивых стихотворений: «За темной прядью перелесиц», «Синее небо, цветная дуга...», «Микола».
«Неприятности» настигли Есенина в феврале 1917 года, когда он вновь «отказался написать стихи в честь царя», — вольнолюбивого поэта отправили на фронт в дисциплинарный батальон. Однако попасть на войну он не успел: началась Февральская революция, вслед за которой все решения царского режима были отменены. В этот период Есенин создал цикл поэм «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь» и «Октоих», в которых возник образ революции. Сам поэт признавался, что «первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно».
В марте 1918 года Есенин приехал в Москву. Здесь поэт подготовил к печати сборники стихов «Голубень», «Преображение» и «Сельский часослов», написал теоретический трактат «Ключи Марии» о творчестве и литературе, сочинил поэмы «Инония» и «Иорданская голубица» с библейскими мотивами. Несмотря на то что Сергей Есенин с воодушевлением принял Октябрьскую революцию, он тяжело переживал ломку крестьянского быта. Эти печальные, ностальгические настроения легли в основу поэмы «Сорокоуст».
1.3.Творчество Есенина в музыке
Стихи Сергея Есенина очень музыкальны – это как будто сама звучащая природа. Поэт органично воспринял певучий склад народного стихосложения, в его творчестве по-своему отразились народные песни, эпические сказы, даже частушки. Поэтому поэзия Есенина часто звучит как лирическая, грустно-щемящая музыка.
«Заметался пожар голубой»
Муслим Магомаев — «Королева»,1971 г. (музыка — Геннадий Подэльский, стихи — Сергей Есенин)
«Королева»
Стихотворение относят к 1913–1915 годам. Эта пора крестьянского Есенина, который пару лет назад покинул родное село Константиново и переехал в Москву. В этот период в его стихах много сказочного и былинного. Как рассказывал сам поэт, народные мотивы появились в его творчестве под влиянием бабушки, знавшей много народных песен, частушек и сказок.
В 1915 году Есенин переехал в Петербург и познакомился с Александром Блоком. Тот оценил дар молодого поэта, назвав его стихи свежими, чистыми и голосистыми. А вскоре Есенин стал желанным гостем всех литературных салонов.
Коромыслом серп двурогий
Плавно по небу скользит.
Там, за рощей, по дороге
Раздается звон копыт.
Скачет всадник загорелый,
Крепко держит повода.
Увезет тебя он смело
В чужедальни города.
1.4.Буквенное обозначение аккордов
Буквенное обозначение нот исторически возникло раньше, чем запись их на линейках; и сейчас музыканты записывают ноты буквами, только теперь с помощью буквенной нотации можно зафиксировать не только звуки, но и целые музыкальные системы – аккорды, тональности, лады.
Первоначально для записи нот использовали греческий алфавит, позже стали записывать ноты латинскими буквами.
Вот, какие буквы соответствуют основным семи звукам: c [цэ] – до; d [дэ] – ре; e [э] – ми; f [эф] – фа; g [гэ] – соль; a [а] – ля; h [ха] – си.
Рисунок 2.Буквенное обозначение аккордов.
Для обозначения диезов и бемолей к буквам добавлялись такие окончания: is [ис] для диезов и es [эс] для бемолей (например, до-бемоль – ces [цэс], или фа-диез – fis [фис]). Только для одного звука – си-бемоль — из этого правила установилось исключение, для его обозначения применяют букву b [бэ] без всяких окончаний, при этом звук си-диез называется по правилу, то есть his [хис]. Ещё одна особенность касается обозначения звуков ми-бемоль и ля-бемоль – их обозначают не ees и aes, а просто es [эс] и as [ас], то есть сокращают вторую гласную букву, при этом звуки ми-диез и ля-диез будут записываться по правилу, то есть eis [эис] и ais [аис].

Рисунок 3.Буквенное обозначение аккордов
Обозначение аккордов для фортепиано
Рисунок 3.Буквенное обозначение аккордов
Таблица аккордов для фортепиано
Если вы одной рукой играете мелодию песни, то другой сможете с помощью этой подсказки подстроить аккомпанемент – разумеется, играть аккорды нужно будет октавой ниже.
Рисунок 4.Аккорды
Рисунок 5. Главные трезвучия
На чём бы вы ни играли, подборка аккомпанемента не только обогатит ваш репертуар, но также поможет развить слух и научится лучше чувствовать и понимать музыку.
Глава 2. Практическая часть
План моей работы:
1. Выбрать стихотворение С. Есенина;
2. Выбрать мелодию;
3. Разучить мелодию и стихотворение;
4. Соединить мелодию с текстом;
5. Исполнить песню
6. Записать видео песни.
2.1.Постановка проблемы
Основная проблема заключается в том, что трудно одновременно читать ноты и исполнять вокальную партию. Для этого вводится буквенное обозначение аккордов. Для того чтобы реализовать цель проекта мне необходимо владеть игрой на фортепиано. Для меня это непростая задача, ввиду того что у меня нет начального музыкального образования. Но есть большое желание поработать в этом направлении.
2.2.Планирование продукта
Для исполнения песни я выбрала одно из стихотворений поэта посещенное Августине Миклашевской любовь к которой стала одной из причин разрушения брака поэта и Айседоры Дункан. "Заметался пожар голубой" Произведение написано в 1923 году, включено в цикл «Любовь хулигана»
Поэт увидел актрису Камерного театра в августе 1923 года и был очарован ее тонкой красотой. Тема стихотворения – пожар чувств, неожиданно охвативший поэта. Эти новые ощущения заставляют Есенина задуматься о прошлой жизни, уйти от скандалов, забыть кабаки и «зелие», забыть родные дали и стихи, лишь бы быть рядом с любимой, касаться рук и «волос цвета в осень». Конечно, поэт не мог, да и не хотел полностью отречься от творчества, потому что поэзия – это и есть его истинное “я”, его бессмертная душа. Слова произведения лишь в поэтичной форме подчеркивают накал эмоций и новизну ощущений, охвативших поэта.
“Заметался пожар голубой” стих, в котором использован экспрессивный язык. В тексте стихотворения можно встретить и колоритные сравнения, и выразительные эпитеты. Кольцевая композиция, перекрестная рифма, повторы в конце и начале стихотворения придают ему особую гармонию, лирическую напевность, свойственную творчеству Есенина.
Что касается мелодии, в источниках автор не указывает, осмелюсь предположить, что мелодия «вышла из народа»
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь – как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
Итак, какими же необходимо владеть знаниями для того чтобы создать песню на стихи известного поэта? Ничего сверхъестественного знать не требуется. Достаточно владеть основной базой аккордов и уметь играть их на инструменте. Так как я нахожусь на первой ступени изучения нотной грамоты я использовала интернет ресурсы.
Основным помощником для меня стало видео, на котором демонстрируется игра выбранного мною произведения.
Рисунок 6. Программа для подбора аккомпанемента
Алгоритм работы над произведением:
посмотри
повтори
запомни
выучи
2
.3. Средства музыкальной выразительности для моей песни
Рисунок 7. Выразительные средства музыки
У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.
Скорость (темп) исполнения моего музыкального произведения умеренный. Умеренный темп — анданте;
В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор.Выбранное моною произведение имеет минорный лад;
Динамика. Mecсo forte — mf — не очень громко
Заключение
Гениальный поэт всегда современен. Стихи Есенина кровно близки нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени. Каких бы глубинных вопросов современной народной жизни, сегодняшней действительности мы не коснулись, мы убеждаемся, что о многих из них мучительно думал, размышлял Есенин.
В работе над проектом я освоила технику игры на фортепиано, научилась читать ноты и петь одновременно, изучила буквенное обозначение аккордов.
Для меня эта работа стала творческой и познавательной. Благодаря этому проекту я ближе познакомилась со многими произведениями Есенина и еще больше полюбила его творчество.
Считаю, что цель моего проекта достигнута. Задачи полностью реализованы.
Список литературы и электронных ресурсов
1. Буквенное обозначение нот. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. http://colombina-online.ru/vseznayka/bukvennoe-oboznachenie-not.php?clear_cache=Y Дата обращения (01.12.2020)
2. Есенин, Сергей Александрович. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: https://ru.wikipedia.org/wiki Дата обращения (27.10.2020)
3.Есенин, Сергей Александрович. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: https://obrazovaka.ru/alpha/e/esenin-sergej-aleksandrovich-esenin-sergey-alexandrovich Дата обращения(27.10.2020)
4. Есенин, Сергей Александрович. [Электронный ресурс] Режим доступа свободный. https://www.culture.ru/persons/8133/sergei-eseni Дата обращения (01.11.2020)
5. Заметался пожар голубой. [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный. ttps://www.youtube.com/watch?v=vjv1MD9bqQk Дата обращения (05.11.2020)
6. Стихотворение Есенина. [Электронный ресурс] Режим доступа свободный. https://obrazovaka.ru/biblioteka/esenin/zametalsya-pozhar-goluboj-stih Дата обращения (02.11.2020)
7. Что такое средства музыкальной выразительности? [Электронный ресурс] Режим доступа свободный. https://shkolnaiapora.ru/question/chto-takoe-sredstva-muzykalnoj-vyrazitelnosti Дата обращения (25.02.2021)
14