Проектирование общеобразовательной и коррекционно-развивающей среды в учреждениях дошкольного образования.
В современном мире происходят большие изменения, в том числе и в дошкольном образовании. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) предметно-пространственная среда является одним из основных условий успешного образовательного процесса, поэтому одной из основных задач дошкольного учреждения является обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития»2.
Предметно - пространственная среда должна побуждать детей быть активными в различных видах деятельности, развивать умения и навыки. Окружающая среда детского сада, то есть где дети находятся непосредственно, во многом определяет их эмоциональное состояние, формирует ситуацию положительного общения с окружающим миром. Кроме того, окружающая среда развивает у воспитанников ощущения красоты, приносит психологический комфорт.
Для создания такой среды эффективным методом является проектирование. Проектная деятельность общеобразовательной и коррекционно-развивающей среды в учреждениях дошкольного образования это совместная деятельность воспитателей, руководителя, учителя - логопеда, педагога-психолога, старшего воспитателя, муз. руководителя, воспитателей специализированной группы, физ. инструктора.
Проектирование общеобразовательной развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в ДОО необходимо для развития творческой деятельности каждого ребенка и для наиболее полной реализации себя, проявляя свою инициативу, демонстрируя свои способности. Проектирование среды развития помогает непосредственно развивать индивидуальность каждого ребенка его склонности, интересы и деятельность, а также развивать самостоятельное мышление, как инструмент для получения знаний, обучения и обогащения жизненного опыта.
Р.Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.). Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи [42].
В основе современных образовательных стандартов лежит гуманистический подход к ребенку к его личности со своими потребностями и особенностями. Дети с нормативным развитием, одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья – все они должны приобрести знания и навыки соответствующего уровня. Для решения этой проблемы целесообразно создать единую корректирующую среду в ДОУ, которая может послужить мощным стимулом для гармоничного развития личности ребёнка.
Создание коррекционно – развивающей среды в ДОУ станет основой для развития обучения детей с ОВЗ. Дети смогут найти занятие по своему вкусу, научатся взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать свои чувства и действия и верить в свои силы и способности. Коррекционно-развивающая среда развития обеспечивает профилактические и подготовительные условия для введения ребенка в социум.
Важно, чтобы коррекционно-развивающая среда стимулировала детей с ОВЗ взаимодействовать с их различными элементами, повышая когнитивную активность детей. Следовательно, создавая коррекционно-развивающую среду, обязательно учитываются проблемы, возникающие у детей при овладении взаимодействию с окружающей средой. Для этого необходим комплексный подход к развитию коррекционной среды хорошего взаимодействия специалистов образовательного учреждения, обеспечивающих системное сопровождение детей с ограниченными возможностями.
Необходимо создать проект РППС в ДОУ в виде целостной системы взаимосвязанных объектов. Для этого необходимо следовать алгоритму проектирования. Мы воспользовались методом трех вопросов:
1.Что мы знаем? Проведение анализа развивающей среды РППС в ДОУ и сбор информации. Изучение программно-методических материалов и нормативных документов. Проведение диагностического обследования детей (для создания коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ). Определить цель и задачи проектирования.
2. Что мы хотим изменить? Создание дизайн проекта коррекционно-развивающей среды в ДОУ, руководствуясь принципами: доступности, насыщенности, вариативности, полифункциональности, трансформированности. Весь интерьер развивающей среды должен быть целостным и гармонично сочетающийся по цвету, стилю, материалам, который окружает детей в течение всего дня пребывания в детском саду, чтоб ребенок себя комфортнее чувствовал. Мог научиться сопоставлять себя с окружающей действительностью с помощью цветовых решений как средства эмоционально-эстетического и психологического воздействия. Коррекционно-развивающая среда должна нести образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции для гармонически развитой личности ребёнка.
3. Как это сделать? Изучение специальной литературы: о влиянии цвета на психологическое состояние ребенка. Составление эскизов цветовой гаммы общих, учебных и игровых помещений, а также наполняемость их модулями по центрам развития. Способы изменения развивающей среды с учётом ФГОС ДО. План работы по разработке и реализации дизайн проекта. Большое внимание в реализации проекта было уделено привлечению родителей к совместной деятельности с сотрудниками детского сада, что является эффективным методом изучения индивидуальных интересов, потребностей детей, их предпочтений в предметно-игровой среде групп ДОУ.
Таким образом, проектирование общеобразовательной и коррекционно-развивающей среды в учреждениях дошкольного образования поможет детям с ограниченными возможностями здоровья успешно интегрироваться в социуме дошкольного и школьного образования, а коллектив педагогов освоить новые инновационные технологии и методы работы с детьми, чтобы каждый прожитый день детьми в детском саду был эмоционально насыщенным и радостным.
2