«Проектирование пространства детской реализации через включение в образовательный процесс STEM -технологий»
Качественный скачок развития новых технологий повлёк за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения, в условиях быстро меняющейся жизни человеку требуются умения добывать знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, уметь трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям.
В моей педагогической деятельности я провожу конструирование (помимо НОД и свободной деятельности) ДООП «Маленький конструктор» с 2016г. Увлёкшись данной темой, я поставила перед собой задачу, привлечь детей к конструктивной деятельности. Одной из новых технологий, на мой взгляд, способствующих плодотворной конструктивной деятельности, являются STEM-технологии.
Цель любой STEAM практики:
· Учить детей видеть проблему
· Решать проблему
· Справляться с проблемой
Предлагаю рассмотреть направления, которые мы применяем в конструктивной деятельности.
Наука. Технологии данного направления предполагают создание условий для развития у детей проблемно-поисковой и исследовательской деятельности в процессе разных видов игр (дидактических, образных, режиссёрских) художественной, конструкторской деятельности. Кроме этого, данные технологии способствуют практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей. Например, разбирая тему «Кораблестроение», совместно с ребятами, мы сделали вывод, почему корабль не тонет. Разобраться в этом нам помог эксперимент с мандаринами.
Технология реализуется посредством овладения детьми алгоритмом деятельности. Каждый вид деятельности имеет определённый алгоритм. Конструируя что-либо, мы в любом случае придерживаемся алгоритма последовательных действий. Работая со схемами постройки, образцами изделия, либо по собственному замыслу, дети учатся самостоятельно строить последовательность своих действий. В самостоятельной работе детям очень помогают схемы.
Инжиниринг. Деятельность дошкольника в детском саду ориентирована всегда на создание продукта (рисунок, постройка, модель и т. д.). Инжиниринг – это процесс проектирования от замысла до реализации, то есть организация самой продуктивной деятельности на основе художественного и технического творчества при создании заданного или запланированного образа. При этом, очень часто, в одной постройке могут быть использованы конструкторы разного вида.
Искусство органично пронизывает любую деятельность ребёнка в детском саду. Вся деятельность вокруг ребёнка представлена композицией, линией, цветовым и стилистическим решением. Увидеть всё многообразие цвета, света, форм и т. д. в объектах и предметах окружающего мира, и творчески отобразить в собственном замысле не представляет особого труда для дошкольника при условии грамотного сопровождения образовательной деятельности. В своей работе, разбирая с детьми определённую тему, рассматривая произведения живописи, книжной иллюстрации, мы приобщаем детей к искусству. Кроме этого, мы обязательно обращаем внимание детей на цвет, форму; учимся составлять композиции (например, работая с природным материалом).
Математика. С помощью технологий данного направления мы решаем задачи математического развития. Дети учатся самостоятельно анализировать объект, выделяя в нём основные части; у них формируется умение соотносить размеры частей объекта; учатся группировать предметы. Например, в процессе конструирования происходит создание машин, сооружений, различных технических средств (с опорой на образец, заданные параметры или теоретический замысел). Материалы при этом могут быть самые разные, главное, чтобы модель отражала существенные характеристики объекта-оригинала, будь то самолёт, дорога или мост.
Таким образом, занимаясь конструированием со своими ребятами, мы используем все пять направлений STEAM-технологий. В результате чего, дети с большим удовольствием занимаются как техническим, так и художественным конструированием. Мы стараемся регулярно пополнять РППС нашей группы, чтобы дети могли сооружать новые постройки и придумывать разнообразные сюжеты для своих игр.
За эти годы работы с детьми, я убедилась в том, что конструирование – это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Применяя STEAM-технологии в своей деятельности, я заметила, что дети легко и непринуждённо вовлекаются в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.