СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках окружающего мира как средство творческого развития учащихся начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе. 

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках окружающего мира как средство творческого развития учащихся начальных классов.»

Аннотация: в современной системе образования проектная деятельность нашла широкое применение, согласно ФГОС проектная деятельность способствует формированию универсальной учебной деятельности. Уроки окружающего мира как никогда способствуют формированию такого человека – человека самостоятельного, коммуникативного, умеющего работать в группе, готового и способного постоянно учиться новому.

Полетаева Наталия Васильевна

Учитель начальных классов

Категория высшая

МБОУ гимназия № 5

город Екатеринбург

Проектная деятельность на уроках окружающего мира как средство творческого развития учащихся начальных классов.

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает внимание педагогов начальной школы. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы и находить качественное решения в условиях неопределенности современного мира. Развивать подобные способности и личные качества надо с раннего возраста. К сожалению, на сегодняшний день не существует единой и стройной теории, в рамках которой возможно было бы эффективное развитие данных качеств – творческих способностей. В возрастной и педагогической психологии проблема целенаправленного развития творческих способностей рассматривается недостаточно, что затрудняет разработку практических педагогических средств и методов повышения продуктивности и эффективности. Актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, формирующих у учащихся умение самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «…то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» [Л.С. Выготский]. Это в полной мере можно отнести и к организации процесса изучения окружающего мира, данный предмет располагает большими потенциальными возможностями для развития как творческих способностей в целом, так и отдельных компетенций.

Для повышения уровня креативности предлагаем использовать ресурсы программы предметов естественнонаучного цикла, а именно предмета окружающий мир. Включение в образовательный процесс работы над проектами позволяет учащимся выйти за рамки объектов школьной программы, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющийся творческий интеллектуальный потенциал. Заинтересовать ребёнка творческим проектом можно, используя различные творческие задания, упражнения. Хорошим стимулом для творческого развития являются развивающие творческие игры, например составление объектов окружающего мира из геометрических фигур, оживление предметов и тд. Как было сказано выше, большими возможностями для развития творческих способностей обладают уроки окружающего мира (естествознания) знакомство с окружающим миром, как никакая другая деятельность, предъявляет к человеку разнообразные требования, оказывая тем самым разностороннее влияние на формирование различных качеств личности, а также развитие общих и специальных способностей. В этой деятельности гармонично сочетаются и процесс овладения теоретическими знаниями, и приобретение определённой системы практических умений и навыков.

Нередко полагают, что знакомство с окружающим миром – это деятельность, которая основывается, прежде всего, на применении репродуктивных методов, и она жёстко регламентируется учителем. Однако, как показал анализ программ по окружающему миру, при изучении различных разделов существует реальная возможность для развития творческих способностей младших школьников через проектную деятельность. Проектная деятельность – деятельность, которая определяется как форма учебно-познавательной активности, которая заключается в достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта. На уроках окружающего мира осуществляется возможность развивать творческие способности и как тип усвоения знаний, и как развитие личности ребёнка в целом. Данная работа реализуется через побуждение к гипотезам и подведение к знаниям. При использовании интегрированного курса окружающий мир, обучающиеся знакомятся с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важные понятия объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у детей вопросов. Изложение полной картины мира позволяет придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляет обучающихся задавать вопросы, которые позволяют уточнить и осмыслить их опыт.

На этапе развития творческих способностей у младших школьников на уроках окружающего мира мы ориентируемся на методики, предложенные различными педагогами практиками, в частности А.И. Савенков. Овладение проектной деятельностью следует начинать с тренинговых занятий, с развития информационно - аналитических умений, информационно -поисковых умений, что в свою очередь позволяет сформировать у обучающихся определённые универсальные учебные действия.

В своей работе по развитию творческих способностей младших школьников, мы предлагаем использовать различные формы работы, это и групповые задания, и индивидуальные, а также краткосрочные и рассчитанные на длительный период. Вот некоторые из задания.

Группа заданий, направленных на умение видеть проблему или развитие способности формировать свою точку зрения, например: «Оглянись вокруг и представь себя на месте…»

Группа заданий, направленная на развитие умения выдвигать гипотезу например: «Давай подумаем вместе, почему…?»

Группа заданий, направленных на развитие умения задавать вопросы, например: «Отгадай предмет»

Следует отметить, что за время выполнения детьми данных заданий, обучающимся приходилось решать различного рода задачи: определение цели исследования, выдвижение гипотезы, работа с информацией и извлечение только нужной, умение анализировать, систематизировать и классифицировать полученные результаты, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. Дети получают огромный опыт публичных выступлений, усиливается мотивация обучения, прививаются навыки самостоятельной деятельности, в целом повышается познавательный интерес к учебе.

Используемые нами методические и дидактические материалы для работы с младшими школьниками в плане развития творческих способностей, позволяет сделать реальный шаг на этом пути. Для педагогов мы рекомендуем работу над творческими проектами выстраивать по принципу доступности, постепенного услужения материала, сотрудничества или партнерства. Если все это обобщить, то данная работа выглядит так:

  1. Творческие задания вводятся в определённой системе с нарастающей степенью сложности.

  2. Педагогическое сопровождение осуществляется на всем протяжении работы над проектом.

  3. Создание зоны ближайшего развития.

  4. Создание ситуации успеха.

  5. Разъяснительная работа среди родителей.

Таким образом, можно сказать, что при правильно организованном учебно – воспитательном процессе с привлечением заинтересованных родителей, с грамотным педагогическим сопровождением мы можем достичь высоких результатов. Системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение обучающихся в развитии творческих способностей, путём накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся заданий в рамках дополнительной учебной программы, способствует благоприятному росту и развитию творческих способностей ребенка в младшем школьном возрасте.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!