Проектная деятельность учащихся на уроках ОРКСЭ
Одной из действенных форм организации работы с детьми на уроках ОРКСЭ является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения.
На уроках для каждого ребенка всегда найдется проект по силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично развиты память и воображение, кто-то быстро осваивает работу с программами за компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Поэтому здесь не может быть неуспевающих или «неуспешных» – в процесс обучения заложена «ситуация успеха».
Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интенсивной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному для них труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках, овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Говоря об особенностях учебного проекта, необходимо отметить их сущность.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
В основе проектных технологий на уроках ОРКСЭ лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.
Отличительными чертами проектной деятельности на уроках ОРКСЭ являются: целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта; практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов; ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся; деятельностный подход; сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом; возможность работать в индивидуальном темпе; формирование жизненно важных компетенций.
По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов: — исследовательские – напоминающие научное исследование. Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования (определение задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка); — прикладные – нацеленные на получение конкретного результата деятельности; — информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу; — ролевые и игровые - направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.
Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.).
Особое значение в работе над проектами имеют межпредметые связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир».
В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных проектах, помогает при анализе проделанной работы.
Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе, что очень востребовано в современном обществе.
Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7–10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.
Результат проекта включает в себя Внешний продукт (материальный) Внутренний итог (личностные изменения, которые произойдут)
Внутренний итог: развитие мотивационной, познавательной и волевой сферы; формирование УУД и различных исследовательских умений: (выдвижение идей, предположений; поиск вариантов решения проблем; осмысление результатов), формирование проектировочных умений (прогноз результатов деятельности, планирование результатов), формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение запрашивать информацию, умение участвовать в дискуссии), формирование презентационных умений (построение устного сообщения о проделанной работе, выбор, подготовка средств наглядности для выступления), формирование рефлексивных умений (осмысление собственной деятельности, её хода и промежуточных результатов, осуществление самооценки процесса и итога работы).
Темы исследований и проектов.
ТЕМА «Я живу в России»
Что означает Государственный герб Российской Федерации.
История Государственного флага России.
Узнай, какие города России являются «миллионниками». Расскажи об одном из них.
Мой соотечественник в истории России.
История и современная жизнь моей малой родины.
Достопримечательности моего города.
ТЕМА «История – наставница жизни»
Герои войны - мои земляки.
Подвиг во имя других.
История одной фотографии.
Событие из истории моей малой родины.
ТЕМА «Как мы познаём мир», «Религия –часть культуры»
Следы языческой веры в народных сказках.
Подбери картины российских художников, на которых представлены языческие божества. Создай свою картинную галерею.
Собери изображения буддийских храмов на территории нашей страны. Сделай фотовыставку для одноклассников.
Узнайте историю и значение иудейских символов.
Узнайте, по какому календарю ведётся летоисчисление у иудеев.
Как устроены синагог? Какое значение они имеют для верующих?
Как устроены и как украшаются католические храмы? Православные храмы?
Какие слова в современном русском языке связаны с христианством, но утратили своё религиозное значение и употребляются как светские?
Православный праздник (по выбору): какому событию посвящён, как празднуется, какое значение для верующих имеет?
Какие формы православных храмов ты знаешь? Узнай, что они означают.
Как украшают мечети?
Что такое обязательное для мусульман паломничество в Мекку – хадж?
ТЕМА «Искусство – часть духовной культуры», «Природа и мы»
Составь экскурсию по залам одной из картинных галерей или музеев искусства и проведи её для одноклассников. Можешь воспользоваться энциклопедиями или книгами по искусству.
Какие способы охраны природы придумал человек?
Фотопроект. «Насекомые(птицы, звери) моего края.
ТЕМА « Всё начинается с семьи»
Современные семейные традиции.
Почему я горжусь своей фамилией.
Сделай фотоальбом «Мои близкие»
Династии моей семьи.
Династии спортсменов, музыкантов, учителей,….
Моя родословная.
Наша семья в годы Великой Отечественной войны
ТЕМА « Волшебные слова», «Этикет»
Существуют разные виды этикета;религиозный этикет, обрядовый этикет(свадьба, день рождения), деловой этикет, этикет работы на компьютере, застольный этикет….. Выбери один из них и опиши его правила. Что тебе поможет?
Использование проектной деятельности в курсе ОРКСЭ поможет нашим детям получить представление о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России и стать человеком, действительно любящим свою духовную культуру.
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней
Литература
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
4. Использование ИКТ на уроках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
5. Е.И. Николаева, Е.И. Петрова «Я в мире людей»