СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа знакомит с результатами работы на уроках ОРКСЭ. С темами проектов.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ»


Проектная деятельность учащихся на уроках ОРКСЭ


Одной из действенных форм организации работы с детьми на уроках ОРКСЭ является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения.

На уроках для каждого ребенка всегда найдется проект по силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично развиты память и воображение, кто-то быстро осваивает работу с программами за компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Поэтому здесь не может быть неуспевающих или «неуспешных» – в процесс обучения заложена «ситуация успеха».

Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интенсивной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному для них труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках, овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Говоря об особенностях учебного проекта, необходимо отметить их сущность.

  • Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

  • Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

В основе проектных технологий на уроках ОРКСЭ лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе плани­рования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.

Отличительными чертами проектной деятельности на уроках ОРКСЭ являются: целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта; практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов; ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся; деятельностный подход; сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом; возможность работать в индивидуальном темпе; формирование жизненно важных компетенций.

По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов:исследовательские – напоминающие научное исследование. Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской про­блемы с характерными для любой научной работы метода­ми исследования (определение задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка); — прикладные – нацеленные на получение конкрет­ного результата деятельности; — информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу; — ролевые и игровые - направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.

Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.).

Особое значение в работе над проектами имеют межпредметые связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир».

В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных проектах, помогает при анализе проделанной работы.

Важнейшим навыком, который приобретают учащиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о себе и своей работе, что очень востребовано в современном обществе.

Защита проектов, как правило, происходит в форме презентации. То есть краткого (7–10 минут) публичного выступления, в ходе которого автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.

Результат проекта включает в себя Внешний продукт (материальный) Внутренний итог (личностные изменения, которые произойдут)

Внутренний итог: развитие мотивационной, познавательной и волевой сферы; формирование УУД и различных исследовательских умений: (выдвижение идей, предположений; поиск вариантов решения проблем; осмысление результатов), формирование проектировочных умений (прогноз результатов деятельности, планирование результатов), формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение запрашивать информацию, умение участвовать в дискуссии), формирование презентационных умений (построение устного сообщения о проделанной работе, выбор, подготовка средств наглядности для выступления), формирование рефлексивных умений (осмысление собственной деятельности, её хода и промежуточных результатов, осуществление самооценки процесса и итога работы).





Темы исследований и проектов.

ТЕМА «Я живу в России»

  • Что означает Государственный герб Российской Федерации.

  • История Государственного флага России.

  • Узнай, какие города России являются «миллионниками». Расскажи об одном из них.

  • Мой соотечественник в истории России.

  • История и современная жизнь моей малой родины.

  • Достопримечательности моего города.

ТЕМА «История – наставница жизни»

  • Герои войны - мои земляки.

  • Подвиг во имя других.

  • История одной фотографии.

  • Событие из истории моей малой родины.

ТЕМА «Как мы познаём мир», «Религия –часть культуры»

  • Следы языческой веры в народных сказках.

  • Подбери картины российских художников, на которых представлены языческие божества. Создай свою картинную галерею.

  • Собери изображения буддийских храмов на территории нашей страны. Сделай фотовыставку для одноклассников.

  • Узнайте историю и значение иудейских символов.

  • Узнайте, по какому календарю ведётся летоисчисление у иудеев.

  • Как устроены синагог? Какое значение они имеют для верующих?

  • Как устроены и как украшаются католические храмы? Православные храмы?

  • Какие слова в современном русском языке связаны с христианством, но утратили своё религиозное значение и употребляются как светские?

  • Православный праздник (по выбору): какому событию посвящён, как празднуется, какое значение для верующих имеет?

  • Какие формы православных храмов ты знаешь? Узнай, что они означают.

  • Как украшают мечети?

  • Что такое обязательное для мусульман паломничество в Мекку – хадж?

ТЕМА «Искусство – часть духовной культуры», «Природа и мы»

  • Составь экскурсию по залам одной из картинных галерей или музеев искусства и проведи её для одноклассников. Можешь воспользоваться энциклопедиями или книгами по искусству.

  • Какие способы охраны природы придумал человек?

  • Фотопроект. «Насекомые(птицы, звери) моего края.

ТЕМА « Всё начинается с семьи»

  • Современные семейные традиции.

  • Почему я горжусь своей фамилией.

  • Сделай фотоальбом «Мои близкие»

  • Династии моей семьи.

  • Династии спортсменов, музыкантов, учителей,….

  • Моя родословная.

  • Наша семья в годы Великой Отечественной войны

ТЕМА « Волшебные слова», «Этикет»

  • Существуют разные виды этикета;религиозный этикет, обрядовый этикет(свадьба, день рождения), деловой этикет, этикет работы на компьютере, застольный этикет….. Выбери один из них и опиши его правила. Что тебе поможет?

Использование проектной деятельности в курсе ОРКСЭ поможет нашим детям получить представление о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России и стать человеком, действительно любящим свою духовную культуру.

Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней


Литература

1.  Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

 2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

4. Использование ИКТ на уроках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

5. Е.И. Николаева, Е.И. Петрова «Я в мире людей»