Проектная деятельность воспитанников с нарушением слуха в условиях школы-интерната
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Наиболее запоминающимися и эффективными формами и методами работы являются те, где дети сами будут активными участниками, где широко применялась бы наглядность, в этом поможет проектная (исследовательская) деятельность.
Метод проектов — является личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования из-за ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности. Он является одним из многочисленных методов воспитания, направленных на развитие социальной компетентности школьников. Проектная деятельность - это совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Проектная деятельность позволяет сформировать у детей умения и навыки, необходимые для успешной учебной деятельности и становления личности в целом. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нём, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Проектирование - это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).
Для реализации проектной деятельности у детей с нарушением слуха необходимо учитывать особенности их речевого развития, низкий уровень представлений о своём крае, необходимо создать условия для обогащения активного и пассивного словаря учащихся, внося новую для детей лексику в их обиход. Следует расширить знания и умения детей в области осуществляемой проектной деятельности, тем самым расширяя их кругозор. Важно правильно спланировать временные рамки проектной работы и организовывать ее таким образом, чтобы грамотно чередовать виды деятельности, избегая возможных нежелательных последствий для учащихся.
Рассмотрим метод проектной деятельности, направленный на развитие социальной компетентности на примере проекта «Мой белый город», реализованного в нашей школе.
В проекте принимала участие разновозрастная группа воспитанников. Для осуществления проекта были использованы различные формы деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная) с учётом особенностей слабослышащих детей; различные технологии (беседа, игра, опрос, предметно-практическая деятельность). Результат работы над проектом можно разделить на два вида:
Внешний: его можно увидеть, потрогать и применить на практике - это презентации, рисунки, фотографии, сообщения, газеты.
Внутренний: опыт деятельности, который объединяет в себе знания, умения и навыки, формирует целостное восприятие окружающего мира, налаживает речевую коммуникацию и выстраивает взаимоотношения.
На I этапе работы над проектом воспитатели помогли детям выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени. Совместно сформулировали тему и цель проекта, выдвинули гипотезу, определили продукт проекта (презентация).
Тема проекта: «Мой Белый город».
Цель: добыть новые сведения о родном городе.
Сформулировали задачи, через планирование интересных дел: узнать историю названия города, выяснить историческое прошлое города , найти сведения о гербе, флаге и наградах города, исследовать достопримечательности города , узнать о знаменитых белгородцах.
Гипотеза Мы предположили, что город Белгород возник давно, имеет свои символы и награды, в Белгороде много красивых памятных мест, в нём жили и живут люди, прославившие город своими делами
На II этапе педагоги помогли воспитанникам спланировать их деятельность (посоветовали, к кому обратится за помощью, в каких источниках найти информацию, какие принадлежности и оборудование можно использовать, с какими предметами научиться работать для достижения цели). На данном этапе работы дети посещали библиотеки, где выбирали книги о Белгороде, читали их; искали сведения о Белгороде и белгородцах в сети «Интернет»; совместно с воспитателями посещали музеи и театры родного города; расспрашивали взрослых: родителей, бабушек и дедушек, знакомых.
На III этапе - практической части участники проекта «Мой Белый город» реализовали свой план работы. Организовали и приняли участие в мероприятиях:
Конкурс рисунков на асфальте «Город, в котором я живу»,
Выставка «Родное Белогорье в рисунках и фотографиях»;
Выступления с сообщениями на классных часах и уроках истории: «С чего всё начиналось?», «Пётр I в Белгороде», «Екатерина I и символы г.Белгорода », «Первый Белгородский губернатор», «История возникновения города», «Мой край», «День флага», «Белгород в годы ВОВ», «История названия города», «Моя любимая родина», «Знаменитые люди г.Белгорода»
Встречи с ветеранами войны;
Экскурсии в музеи города Белгорода: Белгородский государственный историко-краеведческий музей; музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление»; Белгородский государственный художественный музей; Литературный музей; Музей связи;
Поездки по местам боевой славы: Музей Боевой славы «Третье ратное поле России», Мемориальный комплекс «Курская дуга», Стела «Город воинской славы», Мемориальный комплекс: скульптура «Скорбящая мать», две стелы «Слава героям», Вечный огонь, Скульптурная композиция «Победа», Аллея Памяти героев, Памятный знак жертвам фашизма, расстрелянным в период оккупации, Памятник павшим в Афганистане.
Игра - опрос «Знаешь ли ты историю своего города?», викторина «Чьи имена носят улицы нашего города?»
В результате длительной и кропотливой работы учащимися были сделаны выводы:
Во время правления Петра I Белгородская крепость принимала участия в строительстве судов. Своеобразным памятником пребывания Петра I в Белгороде является Успенско-Николаевский собор. Это самый старый каменный храм в Белгороде.
В 1779 Белгород — уездный центр Курской губернии.
В 20 в. Белгород — крупный железнодорожный узел.
В честь освобождения Белгорода от немецких войск 5 августа1943 года в Москве был дан салют победы. С тех пор Белгород называют городом первого салюта, а 5 августа считается днём города.
Современный герб города воссоздает герба города, утвержденного 21 июля 1893 года.
В названии города определение «белый» связано с реальным цветом грунта местности: город находится в центре Мелового Юго-Запада, частично занимает высокую меловую гору, где во второй половине XIX в. ежегодно добывалось свыше 1 тыс. тонн мела.
Город Белгород имеет награды и почётные звания:
«Город первого салюта» (5 августа 1943).
«Город воинской славы» (27 апреля 2007)
Орден Отечественной войны I степени (9 апреля 1980)
В Белгороде жили и живут люди, которые любят свой город, свою родину: Святитель Иоасаф (Иоаким Горленко) (1705-1754), Князь Трубецкой Юрий Юрьевич (1668—1739), Ватутин Николай Фёдорович (1901-1944), Хоркина Светлана Васильевна (род. в 1979 году), Емелья́ненко Фёдор Влади́мирович (род. в 1976 году), Шухов Владимир Григорьевич (1853 - 1939), Щепкин Михаил Семёнович (1788-1863), Шипулин Геннадий Яковлевич (род. в 1954 году), Горин Василий Яковлевич (1922-2014), Воробьёв Вячеслав Михайлович (род. в 1984 году), Чумак Юрий Алексеевич (1977 – 1999) и другие. Они делают много хороших и полезных дел.
На IV этапе – итоговом, был представлен продукт деятельности в виде презентации -отчета с показом и защитой проекта перед зрителями (учащимися школы).
Опыт, полученный учащимися в результате проектной деятельности, позволяет эффективно формировать качества личности: любовь к родному краю, небезразличие к истории своего народа, города.
В результате работы над проектом учащиеся овладели умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении деятельности, что формирует нравственные качества личности. Стали ярче проявляться познавательные интересы детей, их творческое участие в конкурсах, выставках
Таким образом, эффективное представление результатов проектной работы возможно для слабослышащих школьников при кропотливой, целенаправленной, системной работе всех педагогов класса, которые интегрируют не только содержательную часть проекта, но и помогают найти адекватную словесную форму представления результатов проектной деятельности. Участие детей в проектной деятельности позитивно повлияло на развитие познавательных способностей детей, на их активность, инициативность, самостоятельность и социализацию.
В совместной деятельности с педагогами над проектом у детей формируются ключевые компетентности: трудовая, коммуникативная, социальная, информационная, формируется готовность осуществлять более сложные проекты
Литература:
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003
Кузнецов В.С. Исследовательско-проектная деятельность как форма учебного сотрудничества. Москва.1996 год.
Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
Мирошниченко Н.В., Маркова О.Н., Каменская С.М. Проектная деятельность во внеклассной работе со слабослышащими учащимися/Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы научно-практической конференции с международным участием.(г.Белгород,20 декабря 2012 г)../ под общей редакцией Т.А.Алтуховой, Л.В.Годовниковой./Белгород: ИПЦ «Политра», 2012