Введение.
Однажды наш класс на уроке литературного чтения получил задание: представить необычно стихотворение Ивана Сурикова «Зима». Мы долго думали и решили сделать диафильм по этому стихотворению. Для этого мы познакомились и научились работать в программе Microsoft Power Point. Когда закончили работу, нам стало интересно, а сможем ли мы создать мультфильм? Какова история возникновения мультипликации? Какие технологии используются при съемках мультфильмов? Люди, каких профессий участвуют в создании мультипликационных фильмов? Есть ли программы, позволяющие создать мультфильм в домашних условиях? Так мы решили провести свое исследование и создать мультфильм.
Цель проекта:
используя возможности информационных технологий, таких как покадровая съемка, наложение музыкального сопровождения и дикторского текста, создать мультфильм по известному литературному произведению.
Задачи проекта:
Изучить историю возникновения мультипликации, узнать о классификации мультфильмов;
Изучить процесс создания анимационного фильма;
Создать свой мультфильм.
Записать алгоритм работы над фильмом;
Представить мультфильм на малой научно-практической конференции в МОАУ СОШ № 17.
Гипотеза:
Мы предположили, что если раскроем секреты создания мультфильмов, то сможем сами создать свой первый мультфильм.
Методы исследования:
сбор информации из разных источников, сравнение, анализ, наблюдение, съемка мультфильма
Характеристика источников, использованных для написания работы: мы посетили различные сайты о мультипликации. Благодаря которым мы узнали много нового о мультипликации, поняли, в чем же заключается секрет создания мультфильмов. Всю необходимую информацию мы использовали в нашей работе, указав ссылки в разделе использованные ресурсы.
Продукт проекта:
Мультфильм,
Алгоритм работы над фильмом.
Практическая значимость проекта:
Созданная нами работа может использоваться для знакомства с мультипликацией на классных часах и в кружковой деятельности;
Мультфильм можно использовать на уроках литературы;
Технология работы над мультфильмом, описанная нами, может помочь начинающему мультипликатору создать свой фильм.
Теоретическая часть.
Из истории мультипликации
Мультипликация (синоним анимация) – киносъемка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения, а так же фильм, полученный такой съемкой.1
АНИМАТОР - художник, создающий мультфильмы.2
С давних времен люди мечтали о возможности передать движение в своих произведениях.
В XV в. появились книжки с рисунками фаз движения человека, разворачивая которые создавалась иллюзия оживших картинок.
Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся. Они создавали иллюзию оживших рисунков.
В средние века также находились умельцы развлекавшие публику с помощью аппарата наподобие фильмоскопа, который называли «волшебным фонарем».
Официальной датой рождения мультипликации считается 20 июля 1877 года – это год создания праксиноскопа, с помощью которого создавались и демонстрировались рисованные мультфильмы, а первым мультипликатором принято считать французского инженера-самоучку Эмиля Рейно.
В начале 20 века появляется и первый кукольный мультфильм. Его автором стал Александр Ширяев – балетмейстер Мариинского театра. В течение 3 месяцев двенадцать танцующих фигурок (куколок) снимали на плёнку. Движения фигурок снимались на фоне неподвижных декораций, которые просто меняли, если требовалась смена антуража.
В 1910 году Владислав Старевич решил снять документальный фильм о битве двух самцов-рогачей за самку. Однако при освещении самцы становились пассивны. Тогда Старевич сделал из панцирей рогачей муляжи, вместо лап поставил проволочки и снял сцену покадрово. Снятый им фильм «Lucanus Cervus» был первым в мире кукольным анимационным фильмом.В той же технике Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной анимации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых.3
1928 год — Уолт Дисней создает самого популярного рисованного персонажа в истории мультипликации — Микки Мауса. В этот же год выходит его первый звуковой анимационный фильм «Пароходик Вилли» 1936 год — в СССР основана киностудия «Союзмультфильм» (первоначально — «Союздетмультфильм»). За более чем 70-летнюю историю мультипликации на студии были созданы всем известные мультфильмы «Ну, погоди!»,«Малыш и Карлсон», «Винни-Пух», «Трое из Простоквашино», «КрокодилГена» и др. 1967—1971 годы — первый советский мультсериал «Маугли», реж.: Р. Давыдов.
Первый компьютерный мультфильм под названием «Кошечка» создан студентами и преподавателями МГУ на БЭСМ-4, в 1968-м году…. В настоящее время в России есть несколько крупных анимационных студий и множество мелких. Самыми известными считаются студия "Пилот",студия "Мельница" и кинокомпания "Мастер-фильм".4
Классификация мультипликационных фильмов
Оказывается, что мультфильмы бывают разные. По способу создания мультфильмы бывают: пластилиновый, рисованный, кукольный, бумажный.
По продолжительности:
А еще они могут быть разные по способу показа:
Театральный мультфильм - такие мультфильмы сначала показывают в кинотеатрах, а позже на телевидении и видеоносителях. Сейчас обычно таким способом показывают только полнометражные мультфильмы, хотя иногда (например, у многих диснеевских мультфильмов) перед полнометражным показывают короткий мультфильм. Раньше, до широкого распространения телевизоров, в кинотеатрах показывали и короткометражные мультфильмы.
Direct-to-video - полнометражный мультфильм, который по какой-то причине не стали показывать в кинотеатре.
Короткометражные мультфильмы и мультсериалы, которые показывают по телевизору и распространяют на видеоносителях.
Технология создания мультфильма
Вся сложность в производстве мультфильмов это то что, подготовка к съёмке занимает столько же времени сколько и сама кропотливая съёмка мультфильма. 5
1. Киносценарий. Невозможно что-либо снять, когда не знаешь точно что надо. Поэтому любой кинопроцесс надо начать с подробного письменного киносценария.
2. Раскадровка. После написания киносценария надо нарисовать или просто составить раскадровку киносценария по сценам (планам) и по времени .
Итак, делаем. Главное в раскадровке: как определить, сколько надо времени на каждое описанное действие? Просто. Надо самим проиграть и проговорить весь текст, меряя каждое действие на секундомере и записывая полученный данные на бумагу, по-сценно.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ информация.
Профессионалы делают более сложно, а именно: сначала создаётся звуковая дорожка к мультфильму, именно сначала звук, а потом изображение.
Делаем мультик далее. Потом полученные временные данные переносим на бумагу. К примеру: Пупсик встаёт и идёт к кукле - 3 секунды. Пупсик говорит кукле: "Привет, Маша! Меня зовут Ваня! Давай играть!" - 5 секунд. Вся анимация снимается из расчета 12 кадров в секунду, так сняты все мультфильмы на киностудии "Союзмультфильм" и "Уолт Диснея". Значит, мы имеем количество кадров по каждой сцене. Первая сцена будет занимать: 3 секунды умножаем на 12 кадров в секунду, получаем - 36 кадров. Вторая сцена 5 секунд, умножаем на 12 кадров, получаем - 60 кадров. И так далее, по каждой сцене отдельно.
3. Съёмочный процесс и съёмочное оборудование. Что нужно из оборудования? Неплохая цифровая видео или фотокамера. Главное условие: камера (неважно какая) должна поддерживать ручной режим управления диафрагмой для видеокамеры, и ручной режим управления диафрагмой и выдержкой для цифровой фотокамеры. Обязательно устанавливаем камеру на штатив, и крепко закручиваем его, чтобы до конца съёмки сцены камера даже не шелохнулась. Выставляем свет, подойдут обычные настольные лампы, фотовспышками можно пользоваться, но только в крайнем случае, когда нет другого света. При фотовспышках тени получатся резкие и картинка некрасивой, поэтому лучше использовать для этого обычные настольные лампы. Выставляем диафрагму и выдержку (выдержку только для фото, для видео выдержка всегда равна - 50 и изменению не подлежит), чтобы картинка на дисплеи была яркой и тени мягкие.
4. Монтаж отснятого материала. Подойдёт любой более-менее продвинутый редактор, который может редактировать видео по-кадрово (именно по-кадрово - это главная и самая необходимая особенность для монтажа мультипликации), опять же Пинакл Студио этого не умеет. Рекомендую именно Сони Вегас, чуть ниже будет понятно, почему именно его.
Итак, монтаж. Импортируем в видеоредактор кадры первой сцены мультфильма и начинаем собирать мультфильм. Собираем каждую сцену в отдельном проекте, потом мы объединим собранные сцены, в другой общий проект, где и будет создана общая видеочасть мультфильма. Итак, ставим первый кадр на временную линию (начало движения Пупса), растягиваем его по времени до двух кадров и после него ставим следующий кадр, так же растягиваем его до двух кадров и так далее, до конца сцены. Проигрываем сцену. Смотрим, всё ли корректно движется. Если где-то надо сделать, чтобы движение замедлилось, то просто, в этом месте растягиваем видео с двух кадров до трёх или четырёх кадров. Если наоборот надо, чтобы движение ускорилось, то уменьшаем длину с двух до одного кадра и объёкт станет двигаться в два раза быстрее. Так собираем и клеим каждую сцену отдельно.
Собранные сцены экспортируем в АВИ или любой другой удобный для Вас формат. Рекомендую не использовать никакой компрессии, для сохранения качества картинки. И собираем все сцены в один проект, в порядке указанном в Вашем сценарии.
5. Озвучиваем. Запускаем, к примеру, Сони Вегас, видеоредактор, поддерживающий расширенные возможности по работе со звуком.
Ставим собранные сцены на временную линию, одну за другой или весь фильм целиком, если Вы уже его собрали. Начинаем озвучку. Подключаем микрофон, включаем запись на звуковую дорожку, смотрим на изображение и говорим в микрофон, озвучивая голос Далее надо положить шумы, музыку и первый мульт Ваш будет готов. Обратите внимание, что в мультипликации все движения персонажей озвучиваются, к примеру, шаги Пупса надо озвучить прикольными звуками, а так же и все движения всех персонажей мультфильма. Так Ваш мульт приобретёт живость, станет весёлым и легко смотрибельным. Если же у Вас нет библиотеки комических звуков, то мульт можно озвучить просто записывая Вегасом, издаваемые Вами шумы, ртом в микрофон, синхронно с движениями персонажей. Если Вы, к примеру, не попали звуком синхронно в движение персонажа, ничего страшного, на звуковом треке, записанный Вами звук можно просто подвинуть в любую сторону и синхронизировать звук с изображением. Так же издаваемый Вами звук можно обработать кучей фильтров, которые исказят его до неузнаваемости и сделают его прикольным и смешным, что и нужно для мультфильма.
Практическая часть.
Как мы создавали мультфильм по стихотворению Александра Твардовского «Рассказ танкиста».
После того, как мы познакомились с произведением Александра Твардовского «Рассказ танкиста», мы распределились на 4 творческие групп:
Группа сценаристов: сценаристы разрабатывали сюжет и сценарий.
Режиссерская группа: разбивали сценарий на эпизоды и сцены, занимались накладыванием звука на голос, сбором фильма.
Художники-мультипликаторы: рисовали фон и вылепляли главных героев
Операторская группа: снимали поэтапно кадры фильма. Каждое изменение положения героев и декораций тут же снималось на фотоаппарат.
Актерская группа: работали над голосовым озвучиванием фильма.
Нам понадобились следующие материалы:
Пластилин, обои, гуашь, ножницы;
Фотоаппарат;
Программа Sony Vegas Pro 10
Доступ к интернет-ресурсам для поиска необходимых музыкальных файлов.
Итак, сначала мы готовились к съемке мультфильма. Для этого писали сценарий, делили его на сцены. Лепили главных героев из пластилина, рисовали декорации, принесли из дома танки-игрушки. Подготовили сцену для съемок. Затем мы начали снимать мультфильм. Съемка длилась долго, потому что надо было делать много кадров с минимальными изменениями, чтобы в фильме была плавность движения героев.
Заключение.
Работая над созданием мультфильма мы подтвердили свою гипотезу: что если раскроем секреты создания мультфильмов, то сможем сами создать свой первый мультфильм. В ходе работы над проектом мы узнали, что создание мультфильма – очень трудоемкое и кропотливое дело, для завершения которого пришлось приложить немало усилий.
Мультфильм мы создали, но, вместе с тем, нам пришлось встретиться и с трудностями:
Первый раз у нас мультфильм не получился, потому что мы отсняли мало кадров. А, оказывается, чтобы получилось движение в мультфильме, нужно в одну секунду делать 30 кадров. В нашем мультфильме – 6 кадров в секунду.
Когда мы начали съемку, не нашли штатив. Поэтому пришлось полностью все переснимать, так как фон прыгал очень сильно. И сейчас, когда мы пересняли все со штативом, фон немного подергивается, так как плохо закрепили фотоаппарат.
Поэтому считаем, не смотря на то, что мы раскрыли секреты мультипликации, необходимо продолжить делать мультфильмы, соблюдая все правила создания фильмов.
Выводы:
- Нам было очень интересно понять, осознать, почувствовать и попробовать постичь тайну создания мультфильмов;
- Мы поняли, что с помощью мультфильма запоминание происходит лучше;
- Создание мультфильмов дело очень интересное и необычное, которое позволяет проявить свою выдумку, фантазию и творчество;
- Мы будем продолжать исследование в этой области, развивая навыки и улучшая качество;
- Мы поняли, что более продуктивный способ - подготовка пластилиновых героев.
Список литературных источников и интернет-сайтов:
Толковый словарь русского языка для школьников, сост. Карантинов С.И., М.: ЗАО «Славянский дом книги»
http://www.slovopedia.com
А. Твардовский «Стихи о войне», изд. Эксмо, 2010 г.
http://xn----9sbmlcancehc7el2iuaw.xn-- p1ai/info/Znachenie_Slova_Multiplikaciy.html
http://www.myltik.ru/index.php?topic=interes/history
Приложение 1
Алгоритм действия при создании мультфильма
Выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение, идея - сценарий. Проработываем сценарий, учитываем особенности персонажей.
Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей (Отрисовка, лепка)
Подготовка декораций и фона.
Установка декораций на площадке для съемки.
Съёмка мультфильма - анимация (Один из детей, выполняет роль оператора занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе), а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.)
Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются). Открываем программу, переносим фотографии на линию мультфильма, изменяем свойства.
Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре.
Музыкальное сопровождение, титры.
Просмотр и обсуждение. Размещение фильма в сети Интернет.
Приложение 2
Секреты мультипликации
Создавая декорации, следите за тем, чтобы передний план был открыт и декорации не загораживали основных персонажей.
Чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными.
Во время съемки следите, чтобы статичные предметы (фон) не двигались.
Не забывайте, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось)
В кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени.
Чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.
Чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше - тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4-6 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы). Соответственно, при скорости 4 кадра в секунду для минуты фильма нужно сделать 240 фотографий.
Совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить или движение танка по лесу…
При необходимости записывайте текст небольшими кусочками.
Во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов)
Можно использовать звуковые эффекты (звук боя, движения танков, скрип двери, шум прибоя...)
13