СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность и развитие познавательных интересов учащихся на уроках музыки в 5 классах.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация проектно-исследовательской деятельности  на уроках музыки является  одним из приоритетов современного образования.Задачи этой работы:раскрыть особенности проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки; представить теоретические основы проектной деятельности; продемонстрировать свой опыт работы.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность и развитие познавательных интересов учащихся на уроках музыки в 5 классах.»


МАОУ лицей имени Героя России В.Волошиной





























«Проектно-исследовательская деятельность и развитие познавательных интересов учащихся на уроках музыки в 5 классах »















Выполнила: Семенова Л.Ю,

учитель музыки 1 категории.













Содержание:

1.Актуальность темы: « Проектно-исследовательская деятельность и развитие познавательных интересов учащихся на уроках музыки в 5 классах»……………….3

2.Цель и задачи работы………………………………………………….........3

3.Проектно-исследовательская деятельность и развитие познавательных интересов учащихся на уроках музыки в 5 классах…………………….……………..….............3

Пояснительная записка…………………………………………………………3

             3.1.Из истории развития проектных технологий……………………………..5

             3.2 Поэтапная разработка проектной деятельности…………………………..6

             3.3. Виды проектов……………………………………………………………...10

3.4.  Применение проектной деятельности на уроках музыки в 5 классах.

(из опыта работы)…………………………………………………......................11

Заключение……………………………………………………………………………....13

Список литературы……………………………………………………………………...15



















































1.Актуальность темы: « Проектно-исследовательская деятельность и развитие познавательных интересов учащихся на уроках музыки в 5 классах».



Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует

Развитию их познавательных интересов, формированию активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.



2.Цель работы:

•  продемонстрировать знания основных современных технологий преподавания предмета « Музыка» в основной школе.



Задачи работы:

•  раскрыть особенности проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки.

•  представить теоретические основы проектной деятельности.

•  продемонстрировать свой опыт работы.





3. Проектно-исследовательская деятельность и развитие познавательных интересов учащихся на уроках музыки в 5 классах.



Пояснительная записка.

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы. «Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу». В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого, особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех.

Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников.

Каждый творческий педагог на протяжении своей педагогической деятельности находится в постоянном поиске: как избежать традиционных форм обучения, развивающих только репродуктивное мышление у учащихся? Как сконструировать художественно-творческий процесс урока? Как направить процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании. Ответ прост. Необходимо ориентироваться на современные педагогические технологии, соответствующие принципам художественной педагогики развивающего обучения. Одним из таких методов является «метод проектов».

Ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки. Программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой предлагает   тематическое планирование  уроков музыки, которое позволяет использовать проектно -  исследовательскую  деятельность.

Цель проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к  самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.

Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника.

Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников.  И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения. 



Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах рекомендуется использовать различные виды музыкально-практической деятельности, имеющие  социальную значимость для школьников. Проектная деятельность учащихся может выступать и как форма промежуточного и  итогового контроля усвоения учебного материала. Публичная защита проекта перед одноклассниками, учащимися других параллелей, родителями, жителями микрорайона должна приобретать значение  подлинно художественного события в школьной жизни.



Несомненно, этот метод не для тех, кто мечтает получить результат с первой минуты. Это кропотливая работа требующая значительных дополнительных ресурсных затрат  времени, материалов, информационных источников, а применять такой метод можно и нужно как в урочной, так и внеурочной форме занятий. Для начала разберемся, что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?



3.1.Из истории развития проектных технологий.

Проект (от латинского projectus – брошенный вперед, выступающий вперед). А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».

Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. «Обучение должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентировано на их интересы и потребности, основным способом обучения становится исследование окружающей жизни в проектной форме». Подробное освещение метод проектов получил так же  в трудах американских педагогов  У. Х. Килпатрика, Э. Коллинза и других.

В 1905 году  Станислав Теофилович Шацкий – русский педагог и последователь идей Джона Дьюи пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.  Станислав Теофилович Шацкий  называл метод проектов, как «подход к обучению, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия, а наблюдение и эксперимент – обязательная часть процесса обучения».

 В 30-е годы метод проектов был осужден в постановлении ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года “О начальной и средней школе”. После этого постановления был сделан вывод о том, что этот метод не дает глубоких знаний по предметам. В результате идея проектной методики не получила своего развития и исследования в этом направлении прекратились.

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

 3.2. Поэтапная разработка проектной деятельности.

 Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства. Так как на уроках искусства происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения метода проектов в практике преподавания музыки:

·  показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

·  реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

·  продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

·  подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: 

1. тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

2.  проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

3.  необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

 Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания  выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор  детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:

•   во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;

•   во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

•   в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.

 Проект осуществляется по определенной схеме.

Основные этапы работы над проектом:

• выбор темы проекта

• разработка проектного задания (с учителем)

• деление на группы

Формируются рабочие группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

• формулировка вопросов, на которые нужно ответить

• подбор материалов

• определение формы представления итогов деятельности

• анализ промежуточных результатов деятельности

• оформление результатов (документация, сценарий, презентация, реферат, газета и т.д.)

Эти шаги связаны с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта. Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

•  презентация и защита проекта

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект.

• анализ результатов (рефлексия)

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Методологические характеристики:

·  Проблема– вопрос или комплекс вопросов.

·  Актуальность – почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

·  Цель – запланированный результат.

·  Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

·  Методы – как решать задачи, проводить исследование.

·  Гипотеза – предположение, требующее доказательств.

·  Теоретические основания – теории, в рамках которых проводится исследование.

·  Объект – что исследуется.

·  Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект.

 

Параметры внешней оценки проекта:

·  значимость и актуальность темы;

·  корректность используемых методов;

·  активность каждого участника проекта;

·  коллективный характер принимаемых решений;

·  характер общения и взаимопомощи;

. глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

·  эстетика оформления результатов;

·  умение отвечать на вопросы оппонентов.

 

Работы рецензируются по следующим критериям:



·  Актуальность поставленной цели.

·  Новизна решаемой задачи.

·  Оригинальность методов решения задачи, исследования.

·  Новизна полученных результатов.

·  Уровень проработанности исследования.

· Изложение доклада и эрудированность автора.

·  Оформление работы.

 В музыкальном образовании можно выделить проекты однопредметные, межпредметные, культурологические. Эти проекты можно классифицировать следующим образом:

- творческие проекты- подразумевают разработку и представление творческого продукта(фонохрестоматия музыкального материала); видеофильм (подборка документальных, художественных) фильмов по выбранной теме; праздник, репортаж с «места событий» и т. д.

- информационные проекты, направлены на добывание информации о музыкальной культуре прошлого, настоящего, будущего. Данные пректы могут быть интегрированы в более крупный проект, стать его часть

3.3. Виды проектов.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1. Игровые проекты, например, музыкальные инсценировки сказок, фрагменты опер, балетов, мюзиклов, виртуальные музыкальные путешествия по разным странам.

2. Информативно-исследовательские проекты, например, добывание информации о музыкальной культуре прошлого, настоящего, будущего (композиторы, исполнители). Это может быть анкетирование, опросы. Представление в виде презентаций, публикаций.

3.Сценарные проекты  - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты – подразумевают разработку и представление творческого продукта (фонохрестоматия музыкального материала); видеофильм (подборка документальных, художественных) фильмов по выбранной теме; праздник, репортаж с «места событий»,музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.

5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.

6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

7. Интегрированные, например создать диск и оформить его.

По признаку предметно-содержательной области:



· монопроекты (вполне укладываются в классно – урочную систему)

· межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной деятельности)



 По количеству участников проекта:



·  индивидуальные

·  парные

·  групповые



 По продолжительности проекта:

·  краткосрочные (2-4 урока)

·  средней продолжительности (учебная четверть)

·  долгосрочные (учебный год и более)

  

По результатам:



·  презентация

·  доклад, альбом

·  афиша

·  видеофильм

·  мюзикл и т.д.


 Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, учащиеся,  имеющие  разный уровень музыкальной компетенции,  могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть  компьютером и.т.д. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.



3.5. Применение проектной деятельности на уроках музыки в 5 классе.

 «…дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А.Эйнштейн; а В.С. Ротенберг утверждал, что «…творчество – разновидность поисковой активности» и что « на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины»; «необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания»,- писал К.Н. Вентцель.

Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. «…плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».(Ф.А.Дистервег).

 Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы обучающихся в современном мире, я применяю в своей работе проектный метод. Свою деятельность по внедрению проектного метода  начала  в 2012 году,  с изучения теоретической литературы:

-    Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта»,

в  пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе.

-  И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся»,

в книге изложены подходы к вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проектов и мн. др.

Применяю проектный метод в  классах, где общий уровень развития обучающихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний.     





 Проект: «Музыка в театре, в кино,  на  телевидении».

Тип проекта: творческий

Цель: создание попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой.

Педагогические задачи проекта: развитие художественно-эстетических творческих способностей школьников, формирование коммуникативных умений, навыков ролевого группового взаимодействия, воспитание интереса,  увлеченности и деятельностного отношения  к музыке.

 Готовясь к проектному уроку, дети  готовят ответы на учебные вопросы  по группам:

·  Что роднит музыку с литературой?

·  Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

·  Что она потеряла бы, если не было ни поэзии, ни прозы?



На этом этапе дети учатся работать с различными источниками и выделять самое главное из огромного потока информации.

На уроке используя полученные знания, дети, находят ответы на проблемные вопросы:

·  Что стало бы с литературой, если б не было музыки?

·  Соперники или друзья музыка и литература?



Ответы на учебные и проблемные вопросы помогают ребятам ответить на главный основополагающий вопрос урока: Можно ли провести точную грань между искусствами: музыка и литература?

К концу урока учащиеся каждой группы представляют свой музыкальный проект: Попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов. Каждый такой проект должен быть не просто набором куплетов, но и иметь  общую тематику и смысл: о дружбе, о доброте, о школе и т. д. На уроке каждая группа представляет свою работу, другие участники выбирают  самый удачный, при этом оцениваются содержательность, смысловая последовательность куплетов  и эмоциональное  исполнение.

Проект: «Музыкальная сказка»

Тип проекта: творческий

Тема: «Музыкальная сказка»

Продолжительность: 3 урока.

Цель: разработка и сочинение сказок о «волшебной» силе музыки, изготовление сборника  музыкальных сказок.

Педагогические задачи проекта: развитие художественно-эстетических творческих способностей школьников, формирование коммуникативных умений, навыков ролевого группового взаимодействия, воспитание интереса,  увлеченности и деятельностного отношения  к музыке.

Роли: Авторы, Художники-оформители, Руководитель проекта.

Ход проекта:

В школе объявляется конкурс на лучшую музыкальную сказку. Я приглашаю и вас поучаствовать в нем. По итогам конкурса лучшие работы будут отобраны для сборника сказок. Ваша задача разработать, сочинить и оформить сказки, в которых музыка бы играла главную роль и помогала героям сказки в жизни. Решите, о чем вы хотите рассказать в своей сказке, как ваша задумка соотносится с критериями, приведенными на листе задания:

· Герой сказки - Музыка

· Оригинальность

· Простота и доступность сюжета.

Все решения должны быть сформулированы так, чтобы все в группе были с ними согласны. На сегодняшнем уроке вам предстоит придумать план и разделиться по ролям. Для дополнительной работы я приглашаю вас в течение недели собраться в библиотеке в любое удобное для вас время. К следующему уроку вы должны приготовить свои сказки на черновиках для того, чтобы исправить неточности. А на третьем уроке я жду от вас красиво оформленные работы на альбомных листах, из них и выберем общим обсуждением лучшие сказки для сборника.

Заключение

Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.
Опираясь на теоретическую литературу учитывая свою практику, могу сделать вывод:

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию познавательных интересов, творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что  уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.

 































Список  литературы и Интернет – ресурсы:

1.Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В.,Чижикова В.П. Педагогические вариации на тему «Искусство в школе». Учебно-методическое пособие для учителя. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2002.-118 с.

2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для  учителя. – М.: Просвещение,2011.- 192 с.

3. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие. – М.: Педагогическая академия, 2010. 

4.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Учебники по предмету «Музыка» для основной школы.

5.Сергеева Г.П. Подготовка образовательных учреждений к введению Федеральных образовательных стандартов основного общего образования. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура: Методические рекомендации. – Кашира: МБОУ «Учебно-методический центр», 2012. – 64 с. – С. 5 – 23.

6.Сергеева Г.П. Лекционный материал проблемно-тематического семинара « Реализация требований ФГОС ОО на уроках музыки и изобразительного искусства в 5-7 классах общеобразовательных организаций».

7.  http://www.openclass.ru/node/6388?page=1

8.http://ignatjevaanjela.narod.ru/experience/metod_proektnogo_izucheniya_na_urokah_muziki/