Аннотация
Было время, когда практически вся городская и сельская архитектура земли русской была деревянной. Причина в том, что Древняя Русь-земля, почти полностью покрытая лесами.
Избы и амбары, мосты, часовни, мельницы и сторожевые башни, величественные соборы и могучие крепости-всё это было срублено из одного материала-дерева. При этом использовались очень немногими инструментами: топором и долотом, перовым сверлом, скобелем и отвесом. Строилось всё традиционными способами, но, несмотря на это, вся русская архитектура индивидуальна и неповторима. Приёмам строительства учились с детства, помогая и участвуя в работе взрослых. Постепенно сложились традиционные приёмы рубки срубов и вязки брёвен в венцы. Деревянные постройки становились всё совершеннее. И если крестьянские дома строились на глазок, то при постройке церквей и крепостей всегда использовались чертежи, планы, макеты. Макетированием занимались с древних времён. Выполняли макеты церквей, крепости. Пётр I увлекался макетированием военных судов, тульские оружейники выполняли действующие (стреляющие) макеты ружей и пистолетов и др.
Для занятий макетированием не требуется специально оборудованное помещение, какие-то сложные приспособления, дефицитные инструменты и материалы. Занятия макетированием могут проходить в школьных кружках, домах творчества. Такие занятия можно организовать практически в любой школе на базе учебных мастерских или кабинета изобразительного искусства без каких либо существенных материальных затрат уже со школьниками младших классов. На этих занятиях в игровой, увлекательной форме дети овладеют многими знаниями, умениями и навыками, поймут его практическую значимость и пригодность. На занятиях дети знакомятся со многими приемами работ, чертежными инструментами. Узнают и научатся применять на практике секреты плотницкого и столярного мастерства. Дети научаться выполнению различных видов соединений элементов строений, изготавливать и работать с различными нестандартными инструментами и приспособлениями.
С целью правдоподобности построения макета была проведена исследовательская работа учителем в деревнях республики Марий Эл. Были проведены фотографирования старинных крестьянских дворов, элементы строений, способы вязки венцов, размещение различных элементов внутри строений.