Профессиограмма менеджера
Цель: приобретение навыков разработки и применения профессиограммы менеджера.
Большое значение для практики управления имеет обеспечение соответствия личных и деловых качеств, способностей и возможностей человека конкретной должности, которую он занимает или предполагает занять. Это требует четкого представления уровня знаний, перечня навыков и умений, необходимых для профессионального ведения данного конкретного дела. В производственной обстановке такая задача решается с помощью квалификационного справочника или классификатора должностей, а также должностной инструкции. Данные документы содержат перечень требований к специалисту, претендующему на занятие конкретной должности.
Студенты могут провести свое профессиональное самоопределение с помощью Государственного образовательного стандарта, который разрабатывается для каждой специальности.
Наиболее полное описание конкретной должности менеджера и требований к человеку, который должен занимать ее, отражаются в профессиограмме менеджера.
Профессиограмма – это документ, в котором отражены (описаны) особенности специальности, профессии (психологические, производственно-технические, медико-гигиенические и т. п.). В профессиограмме дается подробное описание профессии с указанием наиболее сложных функций данной профессии, которые вызывают определенные затруднения в ее освоении. При этом указываются затруднения, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека (недостаточная острота зрения, медленная реакция и т. д.) и с организацией производства.
Наличие профессиограммы позволяет определить степень соответствия личных и деловых качеств, способностей человека требованиям к профессии. При полном их соответствии самооценка человека превращается в мотиватор, повышающий интерес к делу. Несоответствие же их создает значительные трудности в освоении профессии и в работе из-за снижения мотивации.
Профессиограмма менеджера – начальника отдела сбыта промышленного предприятия
1. Общая характеристика труда |
Содержание и основные операции (действия) | Условия и характер труда |
Выполняет функции, характерные черты для руководителей функциональных подразделении. Координирует действия отдельных подразделений для достижения поставленных целей сбыта, выполняет роль представителя предприятия во взаимоотношениях с деловыми партнерами-покупателями продукции предприятия, принимает управленческие решения, осуществляет эффективное управление персоналом отдела. Выполняя функции начальника отдела сбыта, менеджер организует сбытовую деятельность предприятия, координирует сбор и анализ информации по рынку сбыта, планирование и прогнозирование сбытовой деятельности предприятия, торговое обслуживание и контакты с клиентами - покупателями предприятия. | Рабочий день нерегламентирован. Работа связана с командировками и общением со значительным количеством людей, при котором решаются организационно-экономические и управленческие проблемы сбыта продукции. |
| Критерии тяжести | Логическая сложность |
| В настоящее время находятся в стадии разработки | Достаточно высокая логическая сложность операций по сбыту продукции предприятия |
2. Требования профессии к качеству подготовки |
Знания | Умения и навыки |
Принципов работы государственных и коммерческих организаций, основ маркетинга, гражданского права, организации кадровой работы, социологии и психологии, информационных технологий, документационного обеспечения управления, одного или нескольких иностранных языков для ведения переговоров с зарубежными партнерами-покупателями продукции предприятия | Создавать необходимые ценностные ориентации, разрешать конкретные сбытовые ситуации, быстро принимать решения, четко излагать мысли, ставить задачи подчиненным, организовать и вести деловые встречи-переговоры, реализовать мероприятия по развитию сбытовой деятельности предприятия |
3. Требования профессии к личностным качествам |
Интересы и склонности | Профессионально важные качества |
Склонность к умственному труду, работе с людьми, к оправданному риску | Способность к логическому мышлению, хорошая память, развитое воображение, эмоциональная устойчивость, контактность, коммуникабельность, организаторские способности, ответственность, пунктуальность, стрессоустойчивость. |
4. Диагностические методики и противопоказания |
Рекомендуемые методики | Медицинские противопоказания |
Тесты: Айзенка, на стрессоустойчивость, моноустойчивость. Проектные методы изучения личности. Деловые игры. | Гипертония, ишемическая болезнь сердца, невротические расстройства. Язва желудка. |
Большое значение для управленческой практики имеет оценка деловых качеств менеджера, соответствия их предъявляемым требованиям.
Для анализа и оценки личности менеджера социологами разработана модель, которая включает следующие качества:
Деловые качества (образование, знания, опыт);
Способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду работ);
Культурный ценз и эрудиция, честность и порядочность;
Характер (воля, активность, самостоятельность, обязательность, оперативность, забота о подчиненных, умение воспринимать критику, признавать свои ошибки);
Темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);
Направленность интересов (материальная, социальная, духовная);
Возрастной ценз (молодой возраст, средний, пожилой, старческий);
Здоровье (хорошее, удовлетворительное, плохое).
При этом устанавливаются условия оценки:
качество отсутствует – 1 балл;
качество проявляется очень редко – 2 балла;
качество проявляется не сильно и не слабо – 3 балла;
качество проявляется часто – 4 балла;
качество проявляется систематически – 5 баллов.
Далее экспертным путем определяется весомость каждого качества, а также дается оценка каждому качеству конкретного менеджера.
Следует заметить, что набор качеств и особенно их весомость для каждой группы менеджеров будут варьировать.
Личность менеджера в современных условиях становится центральным элементом и главным фактором обеспечения эффективного развития предприятия.
Идеальный образ современного менеджера предполагает наличие у него следующих свойств:
высокая работоспособность, жизненная активность, выносливость;
обаяние, популярность, привлекательность;
способность к принятию решений, готовность взять на себя ответственность;
деловая и социальная компетентность;
опыт управленческой работы;
хорошая риторика, выразительность, быстрая словесная реакция;
убедительность, высокий интеллект, чувство юмора, уверенность в себе;
уверенность в суждениях, оригинальность, творческий подход;
готовность к сотрудничеству, приспособляемость, гибкость;
целеустремленность;
умение управлять эмоциями в стрессовых ситуациях. Как правило, современный менеджер должен иметь:
собственную мотивацию и опыт;
свои собственные потребности и желания;
цели и стимулы;
готовность работать;
навыки и умения;
коммуникабельность.
Указанные свойства и умения формируются целенаправленно в процессе профессионального обучения, практической деятельности, постоянного самообучения и тренинга менеджера. Это приобретает особое значение в современных условиях деятельности отечественных предприятий, когда необходимо резкое изменение форм и стиля управленческой деятельности.