СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная икт-компетентность педагога в условиях реализации фгос спо

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях работнику необходим высокий уровень квалификации, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда.  В связи с этим задача повышения качества подготовки специалистов становится первоочередной не только для системы непрерывного профессионального образования, но и конкретного образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная икт-компетентность педагога в условиях реализации фгос спо»



ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО


Аннотация. В данной статье представлен материал о профессиональной ИКТ-компетентности педагога в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта СПО.

Сегодня на рынке труда востребованы специалисты, адаптированные к работе в информационном обществе. Педагоги в данном случае не являются исключением, поскольку одним из приоритетных направлений модернизации российского образования и является его информатизация. Информатизация образования должна помочь решению двух основных задач: образование - для всех, новое качество образования – каждому


Ключевые слова: сервисы, ресурсы, методы, система, реализация, формирование, развитие, процесс, применение, условия, поиск, совершенствование, профессиональное образование.


В современных условиях работнику необходим высокий уровень квалификации, обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда.  В связи с этим задача повышения качества подготовки специалистов становится первоочередной не только для системы непрерывного профессионального образования, но и конкретного образовательного учреждения. Это требует изменений в существующей системе обучения, в частности, в направлении совершенствования методов, форм и средств обучения, благодаря чему появляется возможность использования в образовательном процессе современных технологий обучения. Национальные проекты в сфере образования ставят задачи активного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам педагога, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения средств ИКТ – это информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, презентации, программы,  новые виды коммуникации – чаты, форумы, электронная почта, телеконференции и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен между участниками образовательного процесса. При этом педагог не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий  получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Стремительное развитие и появление все новых возможностей использования компьютера в образовании заставляет искать различные подходы к организации процесса повышения квалификации преподавателей в сфере ИКТ. В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении ИКТ-компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Новые квалификационные характеристики должностей работников образования требуют от педагога владения наравне с профессиональными и правовыми компетентностями, владение и информационными и коммуникативными компетентностями. Анкетирование «ИКТ-активность педагога», проведенное в нашем образовательном учреждении показало, что 85% педагогов коллектива испытывают потребность в повышении уровня владения ИК - технологиями. Среди причин личной заинтересованности педагогов следующие: эффективность работы коллег, использующих ИКТ в работе; желание соответствовать статусу современного педагога; переход на новый уровень педагогического мастерства.

По-мнению ученых (Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В.) информационно-коммуникационная компетентность современного преподавателя, определяющая его готовность к работе в новых условиях информатизации образования, это:

- способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;

- особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения в профессионально-педагогической деятельности, используя ИКТ [7, с.12].

Проанализировав модель интегрирования технологий Котрлика – Редмана в которой различают 4 стадии:

  1. осознание – преподаватель думает о возможности использования ИКТ;

  2. экспериментирование – преподаватель начинает пользоваться ИКТ, используя стандартные уже программы, MS Word, MS Power Point, Paint;

  3. освоение – преподаватель использует ИКТ регулярно;

  4. прогрессивная интеграция – преподаватель ищет новые пути и способы использования ИКТ для улучшения учебного процесса

Современный этап развития сферы среднего профессионального образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательных отношений, что способствует созданию в сети Интернет достаточно большого количества каталогов и порталов, собирающих ресурсы, использование которых целесообразно в педагогической деятельности преподавателя ПОО.

Использование информационных ресурсов сети Интернет в педагогической деятельности оказывает влияние на профессиональный рост преподавателя и его компетентность в соответствии с ФГОС СПО и профессиональным стандартом, позволяет «идти в ногу со временем», что в свою очередь, отражается на значительном повышении качества образования.

Проанализировав популярность Интернет-ресурсов в обучении, мы приходим к выводу о том, что необходимо классифицировать и структурировать список сервисов и информационных ресурсов сети Интернет, рекомендуемых к использованию преподавателем профессиональной образовательной организации.

Исследование использования Интернет-сервисов в работе преподавателя показало, что преподаватели являются активными пользователями Интернет-сервисов как в профессиональной, так и в повседневной жизни. Поэтому необходимо выявить наиболее используемые и полезные с точки зрения преподавателей Интернет-сервисы для дальнейшего их внедрения в образовательный процесс.

Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности всех участников образовательных отношений. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы. Все образовательные ресурсы опубликованы на русском языке в российском сегменте сети Интернет [5].

Использование информационных ресурсов сети Интернет целесообразно для:

- оперативного обеспечения педагогов, обучаемых и родителей актуальной, своевременной и достоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

- организации разных форм учебной деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладением знаниями;

- организации эффективной деятельности профессионального образования в соответствии с принятыми в стране нормативными положениями и содержательными концепциями.

Целесообразными к использованию в профессиональном образовании могут оказаться самые разные информационные ресурсы сети Интернет. Среди таких ресурсов можно выделить образовательные Интернет-порталы, сервисные и инструментальные компьютерные программные средства, электронные учебные средства и средства измерения результатов обучения, ресурсы, содержащие новости, объявления и средства для общения участников образовательного процесса [2].

Наибольшее количество информационных ресурсов нацелено на использование преподавателями и студентами в ходе образовательного процесса. Часть таких ресурсов предназначена для использования в традиционной системе обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерными программами по каждой учебной дисциплине. Другие образовательные ресурсы предназначены для внеучебной и внеурочной работы студентов, углубления знаний и самостоятельного обучения.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, администрация образовательных организаций сможет принимать эффективные управленческие решения, соотнося их с действующим законодательством нормативными документами, объективно оценивать деятельность педагогов, оперативно взаимодействовать с коллегами, повысив общий уровень планирования и администрирования деятельности образовательной организации.

Большинство наиболее качественных информационных ресурсов, использование которых повысило бы эффективность профессионального образования, каталогизировано на образовательных Интернет-порталах.

Система образовательных Интернет-порталов построена таким образом, что горизонтальный портал «Российское образование» осуществляет интегрированный поиск размещенных во Всемирной Сети материалов образовательного плана, навигацию по близким к проблеме образования сайтам и порталам, содержащим, например, подборки научных публикаций, а также обеспечивает обращение пользователей к ресурсам вертикальных порталов [11].В свою очередь, вертикальные порталы автоматически направляют в интегрированный каталог горизонтального портала сведения об имеющихся на них информационных ресурсах – как первичных, то есть находящихся непосредственно на самих этих порталах, так и вторичных, представляющих собой описания и адреса материалов, расположенных на других сайтах. Навигация в системе порталов основана на использовании единого четырехмерного рубрикатора информационных ресурсов, включающего в себя следующие рубрики: 1) предметная область; 2) тип электронного документа (учебный план, программа, курс лекций, иллюстративный материал и др.); 3) уровень образования (начальное, среднее, профессиональное, высшее, переподготовка и повышение квалификации); 4) целевая аудитория, которой адресуется данный материал (учащийся, абитуриент, преподаватель, менеджер системы образования, исследователь и т.д.). Выбирая соответствующие значения по каждой из этих рубрик, пользователь определяет границы области поиска материалов, что позволяет ему достаточно быстро найти необходимую публикацию, на странице размещения которой находится также список гиперссылок на материалы с такими же ключевыми словами.

Во многих случаях, используя системы поиска, преподаватели и студенты могут существенно упростить поиск информационных ресурсов, требуемых для образовательного процесса [4].

Поиск ресурсов с помощью порталов надо осуществлять, учитывая то, что на портале используется единый профессиональный подход к формированию:

- сходных функциональных элементов;

-функционального и художественного дизайна информационных страниц;

- системы регистрации и аутентификации посетителей и редакторов;

- новостных лент;

- сервиса публикации материалов;

- механизма детализации информации;

-правил и приёмов включения в информационные ресурсы и образовательный портал дополнительных подразделов и рубрикаторов [4].

Таким образом, современный этап развития сферы среднего профессионального образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательных отношений, что способствует созданию в сети Интернет достаточно большого количества каталогов и порталов, собирающих ресурсы, использование которых целесообразно в педагогической деятельности преподавателя ПОО.

Именно преподаватели, как главная фигура образовательного процесса, должны стать основной созидательной силой внедрения Интернета в сферу образования. Надеемся, что педагогические и учебные базы данных, мультимедийные учебные сервера, виртуальные образовательные учебники и многие другие информационные ресурсы сети Интернет, которые обобщены и систематизированы в аннотированном списке будут полезны многим преподавателям ПОО и помогут им совершенствовать собственную педагогическую деятельность.




6