СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, допускать шутку, но не превращать  серьёзное дело в шутку,»  К.Д. Ушинский  

Просмотр содержимого документа
«Профессионально обусловленные требования к личности педагога.»

Профессионально обусловленные требования к личности педагога.


« Педагог должен быть добрым, но без слабости,
требовательным, но без придирчивости,
допускать шутку, но не превращать
серьёзное дело в шутку,»
К.Д. Ушинский


Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях преподаваемой им науки, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач, постоянно быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез.
Существуют так же профессионально-обусловленные требования к педагогу, они подразделяются на две группы. В первую входят психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а ко второй относятся научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма.
Познавательная деятельность педагога обусловливается его стремлением к овладению новыми знаниями, интересом к новому в педагогической науке и предметной области учителя, способностью к самообразованию. Один из главных факторов познавательного интереса – любовь к преподаваемому предмету

  Прежде всего к ним относят профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. Близкое к нему комплексное свойство профессиональная компетентность отражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению деятельности и характеризует его профессионализм.
Основой профессионализма и профессиональной компетентности преподавателя обычно считают педагогическую умелость: владение педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса. Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяют как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности (. Состав данных свойств, предлагаемый разными авторами, достаточно многообразен и обширен. Но все они могут быть объединены в несколько групп

Выделяют несколько групп критериев профессионализма, каждая из которых представляет собой биполярную шкалу:
1. Объективные критерии (соответствие человека требованиям профессии) – Субъективные критерии (соответствие профессии требованиям человека).
Для учителя объективным критерием профессионализма является возможность решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования и запросами семьи учащихся. Субъективные критерии профессионализма учителя выражаются в устойчивой педагогической направленности, понимании значимости профессии, совокупности необходимых профессионально-психологических качеств, отсутствии личностных деформаций.
2. Результативные (достигаются ли желаемые обществом результаты труда) – Процессуальные (используются ли для достижения результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии).
Результативные критерии профессионализма учителя включают знания учащихся, развитие их способностей и личности, адаптация учащихся к последующей профессиональной жизни. В деятельности учителя особенно важна роль процессуальных критериев профессионализма – они выражаются в методах работы, использовании профессиональных знаний и умений, приемов, техник, а также личных психических качествах, психологической цене результата в виде затраты времени учителя и учащихся.
3. Нормативные критерии (соблюдение норм и правил профессии, умение воспроизводить высокие эталоны профессии) – Индивидуально-вариативные критерии (стремление к индивидуализации труда, самореализации в нем).
Нормативные критерии профессионализма учителя выражаются во владении методическими приемами, средствами, формами обучения и воспитания, нормами общения, нормами развития личности. Индивидуально-вариативные критерии определяются самобытностью, неповторимостью труда учителя, наличием индивидуального стиля педагогической деятельности.
4. Критерии наличного уровня (достижение определенного уровня профессионализма на данный момент) – Прогностические (перспективы профессионального роста).
Для учителя критерии наличного уровня профессионализма характеризуются результатами работы с учениками на данный момент и личностными ресурсами, которые учитель вкладывает в эту работу. Прогностические критерии определяются зоной ближайшего профессионального развития (потенциальные профессиональные возможности учителя, как правило, неосознаваемые – те благоприятные характеристики процесса и результата деятельности, которые только намечаются у данного специалиста и проявляются только в ситуациях поддержки со стороны окружающих).
5. Критерии профессиональной обучаемости (готовность к принятию профессионального опыта других людей) – Творческие критерии (стремление выйти за пределы профессии).
Для педагога профессиональная обучаемость характеризуется степенью его открытости к новой информации (излишняя открытость делает педагога внушаемым более опытными коллегами и некритичным к ним; закрытость (“Нас этому не учили в педвузе”) блокирует развитие. Творческие критерии профессионализма учителя выражаются в творческой направленности – предложении инноваций, которые способствуют развитию личности учащихся и сохраняют благоприятный климат в классе.
6. Критерии социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе (умение заинтересовать результатами своего труда) – Критерии профессиональной приверженности (умение соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее вклад в общество).
Критерии социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе выражаются в умении учителя убедить органы образования и родителей в значимости своего труда, умении вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг, показать преимущество своих форм и методов работы. Критерием профессиональной приверженности можно считать профессиональный патриотизм учителя (преданность профессии может иметь и негативные следствия – замкнутость, противопоставление учительской профессии всем остальным, внешний локус контроля (“Не те дети”, “Не те программы”, “Плохие родители” и т.д.)).
7. Качественные критерии – Количественные критерии.
Качество профессиональной деятельности педагога выражается в глубине системности знаний учащихся, сформированности их учебной деятельности и мыслительных операций. Количественная оценка определяется баллами в рейтинге, квалификационной категории и дает возможность сопоставления учителей. В качестве количественной оценки овладения педагогическим мастерством может выступать показатель профессионального роста учителя.