ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА
Кривопалов А.Н.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Спортивная школа №8» г.Тамбова
Различные исследования раскрывают профессиональную направленность по-разному. Например, академик Б.Г. Ананьев пишет о направленности как о «смыслообразующем мотиве», А.С. Прангишвили называет направленность «динамическая организация сущностных сил человека».
Многочисленные исследования рассматривают педагогическую направленность либо как положительное отношение к педагогической деятельности (В.Н. Голубева, А.А. Деркач, Т.В. Дмитренко), либо как склонность и готовность заниматься ею (Л.Б. Спирин, М.А. Степинский, Г.А. Томилова М.Л. Фрумкин ). Ряд авторов отождествляют сущность педагогической направленности с ведущим мотивом или доминирующим интересом (Б.М. Ассадулин, Ю.Л. Воробьев, С.А. Зимичева, Е.М. Никиреев Г.А. Томилова).
В работах Б.М.Теплова (1985) по индивидуальным психологическим различиям идея направленности личности отрабатывалась как значимая характеристика психологии личности, которая обнаруживает себя в склонностях личности к определённой деятельности. В более глубоком плане в направленности личности различаются её формы и качества. К формам направленности относятся влечения, желания, интересы, потребности, склонности, идеалы и мировоззрение. Качества направленности личности включают такие понятия, как широта, интенсивность, устойчивость действенность. Интенсивность направленности может колебаться от полного безразличия до отчетливого выраженной страсти.
Профессиональная направленность личности проявляется в той сфере деятельности, которую индивид выбрал для себя ведущей. Потребности и интересы человека, связанные с его отношением к профессиональному труду, характеризуют профессиональную направленность личности.
Формами проявления направленности являются потребности, мотивы, интересы, идеалы, убеждения и мировоззрение.
Проблема профессиональной мотивации повсеместно в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней под определенным углом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.
Изучая структуру профессионально-ориентированной мотивации студентов института физической культуры ТГУ им.Державина, знание мотивов, которые побудили их пойти именно на отделение физической культуры, позволит обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировка профессиональной карьеры и будущего трудоустройства.
№ ответа | Ответы | Кол-во ответов (%) 2013 г. |
1 | Желание работать учителем | 2,7 |
2 | Желание работать тренером | 61 |
3 | Привлекает работа с детьми, молодежью | 30,5 |
4 | Интересно работать с детьми-инвалидами | 19,4 |
5 | Стремление получить высшее образование | 58,3 |
6 | Отсрочка службы от армии | 0 |
7 | Желание повысить спортивное мастерство в избранном виде спорта | 58,3 |
8 | Семейные традиции | 0 |
9 | Из подражанию учителю, тренеру | 16,6 |
10 | Возможность овладеть другими видами спорта | 33,3 |
11 | Так сложилось, что другого выбора не было | 2,7 |
12 | Проходил по конкурсу | 16,6 |
13 | Другое | 5,5 |
Преобладание мотивов, направленных на собственно спортивное совершенствование и желание овладеть другими видами спорта оправдано в том случае, если выпускники в дальнейшем свяжут свою жизнь с педагогической профессией, иначе их основной целью пребывания в институте становится не приобретение профессии, а укрепление здоровья, овладение новыми двигательными действиями, возможность продлить собственную спортивную карьеру. Хотя, как мы видим из опроса стремление получить высшее образование даже выше и желание работать тренером преобладают.
Основными компонентами структуры деятельности педагога принято считать организаторский, конструктивный, гностический и коммуникативный. В работе тренера по физической культуре и спорту выделяют также двигательный компонент.
Конструктивные умения помогают специалисту планировать
свою деятельность. К ним относят умения: отбирать и строить
учебный материал, осуществлять годовое и текущее
планирование. Конструктивная деятельность включает в себя поиск и
создание оптимальной методики урока физической культуры.
Являясь основанием для последующей работы, конструктивная деятельность тренера становится результативной лишь в сочетании с организаторским компонентом, содержание которого заключается в организации разнообразных видов самостоятельной физкультурной деятельности учащихся, освоении двигательных умений и навыков, воспитания физических качеств и формирования личности в целом. Организаторские умения напрямую связаны с реализацией намеченных планов.
Следующий важный компонент - коммуникативная компетентность, по мнению О.М. Казарцевой, – это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке, в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения. В педагогическом процессе участниками общения являются учитель и ученики, которые вступают в ролевые отношения при решении задач обучения и воспитания. Специфика коммуникативной компетенции обусловливает установление адекватных взаимосвязей и отношений между тренером и обучающимися.
Отношения тренеров и обучающихся — это обусловленное всей системой производственных, моральных, правовых отношений общества взаимодействие, которое направляется педагогом на решение образовательных задач.
Коммуникативная компетентность представляет собой совокупность специальных коммуникативных знаний, умений, навыков с помощью которых педагог, тренер, преодолевает возникновение психологических трудностей и может прогнозировать результативность межличностного общения.
Гностический компонент - это система знаний и умений, составляющих основу профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. Сюда относятся умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты.
Кузьмина, А. К., Елманова В. К. , Щербаков А. И., Маркова Н. В., выделяют гностический компонент как профессионально важный, заключающийся в изучении особенностей педагогического процесса, его достоинств и недостатков, переработке полученных знаний, в эффективном взаимодействии с субъектами педагогического процесса.
Двигательный компонент деятельности – специфическая особенность работы специалиста по физической культуре и спорту. Он определяется содержанием самого предмета, непосредственно уроков физкультуры, спортивной тренировки, а также внеклассных спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Благодаря интенсивности, яркости занятий разнообразными движениями тренеру, необходимо рационально выбрать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки обучающихся. Двигательные умения отражают, прежде всего, умение преподавателя выполнять физические упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников.
Все перечисленные компоненты педагогической деятельности в практике находятся в тесной связи и взаимозависимости, но соотношение их различно. Человек не может быть универсальным воплощением всех достоинств. У каждого что-то преобладает, каждый, имея ту или иную неповторимую черту, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то определенной сфере труда.
Индивидуальный стиль руководства тренера обусловлен прежде всего личностными качествами тренера; поведением тренера, тоном голоса, каким он отдает распоряжения, внешним видом; необходимостью, разумностью приказов и их своевременностью.